Top.Mail.Ru
архив

И нашим и вашим

Зарубежные компании в России вынуждены работать одновременно в двух юридических полях, соблюдать законодательство своей родной страны и той, в которой они работают. Оператор проводной связи компания «Голден Телеком» зарегистрирована в США и фактически является американской компанией, однако весь ее бизнес сосредоточен в России и странах СНГ. Топ-менеджеры «Голден Телеком» утверждают, что серьезных проблем при одновременной работе в двух юридических системах не возникает. Их коллеги из DHL с этим не согласны.

Компании «Голден Телеком» приходится сидеть на двух стульях. Она зарегистрирована в американском штате Делавэр и обязана подчиняться законодательству этого штата. Многие американские компании предпочитают регистрироваться именно в этом штате: делавэрское законодательство в США считается одним из самых либеральных и удобных для ведения бизнеса. Кроме законодательства штата существует много других правил, которым обязана подчиняться любая американская публичная компания: в частности, правила биржи, на которой обращаются ценные бумаги корпорации (в случае с «Голден Телеком» это американская биржевая площадка для акций высокотехнологичных компаний NASDAQ), требования комиссии США по ценным бумагам, американской налоговой инспекции и т.д. Большая часть владельцев и практически весь менеджмент «Голден Телеком» – граждане США, и для них американское законодательство является родной средой.

Русский с акцентом Однако кроме американских законов «Голден Телеком» приходится соблюдать и российское законодательство. Иностранная компания фактически является холдинговой: на территории России и СНГ она действует через свои дочерние компании «Телеросс», «Ситилайн», «Совинтел» и другие. «Российская прописка» входящих в холдинг компаний требует от «Голден Телеком» подчинения всем российским законам. Говорит генеральный директор «Голден Телеком» Стюарт Райш: «Мы должны подчиняться двум законодательствам – и российскому, и американскому. Я не могу позволить себе или своей компании какое-то действие, которое абсолютно законно в России, но официально запрещено в США». Между тем обычаи ведения бизнеса в двух странах стран не идентичны. Например, одно из требований, которое необязательно к исполнению в России, но должно неукоснительно выполняться открытыми акционерными компаниями в США, – регулярное обнародование большого количества финансовой и деловой информации. По данным старшего вице-президента и главного юрисконсульта «Голден Телеком» Джеффри Ридделла, его компания публикует финансовую информацию каждые три месяца.

Что русскому благо... Еще одно требование, которое тщательно оберегается законами США, – защита прав мелких акционеров. По словам Стюарта Райша, все американское законодательство – не только в области бизнеса, но и в области гражданских прав – построено на принципе защиты меньшинств от большинства. «Решения о крупных сделках – таких, как слияния, распродажа активов, смена совета директоров, – и больших покупках могут приниматься крупными держателями акций. Но всегда существует вероятность, что мелкие акционеры, которых не устроит какое-либо решение крупных акционеров, подадут в суд. Иск они могут подать как на компанию в целом, так и на отдельных ее руководителей или других акционеров. Мы пока еще не судились, но зарекаться никогда нельзя. Все компании сильно опасаются судебных тяжб», – говорит он. В России проблема защиты прав мелких акционеров, по мнению ведущих юристов, возникает редко, а шумиха вокруг нее часто бывает искусственно раздутой. Говорит юрист Межреспубликанской коллегии адвокатов Александр Зюба: «Большинство российских мелких акционеров – это сотрудники бывших государственных учреждений, получившие пакеты акций в ходе приватизации их предприятий. В большинстве случаев эти акционеры исправно получают дивиденды, и никто не запрещает им присутствовать на собраниях. Но в то же время существенно влиять на работу своих предприятий они не могут. Причина этого кроется в раздробленности пакетов акций: у мелких акционеров нет возможности заблокировать решение крупного акционера. А крупные пакеты акций новых компаний приобретаются с расчетом участия в бизнесе. В этом случае борьба между акционерами идет собственно за влияние на бизнес. Это правило полностью распространяется на отрасль телекоммуникаций. Связь – довольно специфичный бизнес, и, когда продается пакет телекоммуникационной компании, он заведомо продается для участия в бизнесе, а значит, все вопросы взаимодействия оговариваются заранее и акции не уходят куда попало».

...то и американцу хорошо Руководство «Голден Телеком» не считает, что «служение двум господам» – законам и России, и США – сильно обременяет жизнь их компании. По словам Стюарта Райша, конфликтных ситуаций из-за расхождения требований в России и в США у него не возникало. «На мой взгляд, российское законодательство в отношении акционерных обществ достаточно жесткое. Поэтому, если, принимая решения, следовать российскому законодательству, проблем с американским законодательством и бизнесом в целом не возникнет. Правила ведения бизнеса в России и США очень близкие. Например, если говорить о взятках, то они одинаково жестко преследуются и в США, и в России», – сказал он. Однако менеджер видит другую проблему: сложность законодательства, необходимость учитывать интересы всех групп акционеров негативно влияют на скорость принятия бизнес-решений. А для развивающихся рынков «плохая реакция» – это порой непозволительная роскошь. Но руководство «Голден Телеком» не видит серьезных проблем и здесь. «В оперативном плане моя свобода ничем не стеснена. С моей точки зрения, на оперативном уровне требование соблюдать правила и законы двух разных стран практически не мешает работе. По крайней мере я с конфликтными ситуациями в этой области не сталкивался. Для решения вопросов с законодательством существует юридический отдел, а кроме того, все крупные сделки заранее проверяются на «юридическую чистоту» и потенциальную неконфликтность», – говорит Райш. Однако, несмотря на похвалы российскому законодательству за его жесткость и нетерпимость к коррупции, западные менеджеры не всегда им довольны. «В российском законодательстве существует много дыр, их еще предстоит заполнить. Кроме того, развитие бизнеса идет быстрее, чем развитие законодательства. Многих процедур, которые на Западе давно стали обыденными и в отношении которых уже давно приняты законы и регулирующие правила, в России просто нет. Например, российские граждане не имеют права владеть акциями иностранных компаний. Другой пример – торговля и заключение сделок через Интернет. На Западе электронная подпись уже имеет законную силу. В России этот законопроект еще находится в стадии утверждения», – говорит Ридделл.

Феномен дышла Далеко не все зарубежные компании смотрят на проблему совместимости законодательств разных стран так же оптимистично, как менеджеры «Голден Телеком». По мнению юриста московского офиса DHL Павла Волкова, жесткость российских законов сводится почти на нет несовершенством их исполнения. «Проблемы у компаний возникают между законом и его выполнением. Причина – в отсутствии установленной законом процедуры исполнения регулирующих требований. Например, два разных таможенных пункта могут работать совершенно по-разному. Соответственно, если две компании проводят свой товар через разные таможенные посты, они оказываются в неравнозначной конкурентной обстановке», – считает Павел. Если же говорить о защите прав акционеров, то здесь западные компании тоже часто попадают впросак, но главным образом тогда, когда решают ввести в число акционеров российских партнеров. «Принимая «местных» в число акционеров, западные компании ожидают от них серьезной поддержки и различных преференций на административном уровне, но зачастую – и это особенно касается регионов – ситуация поворачивается с точностью до наоборот. Российский акционер, как правило, стремится либо прибрать к рукам весь бизнес в своем регионе, либо в поисках максимальной краткосрочной выгоды для себя блокирует весь бизнес компании», – полагает г-н Волков.

Еще по теме

архив
Давление на ось
2001 год войдет в историю Microsoft как время больших успехов. Во-первых, ослаблено судебное давление на компанию. Во-вторых, Microsoft вышла за пределы сектора ПК – разработанное ею программное обеспечение успешно теснит конкурентов на таких перспективных секторах рынка, как карманные компьютеры, мобильные телефоны и игровые приставки. Третье радостное событие 2001 года известно лишь узкому кругу специалистов, хотя по значимости его можно поставить на первое место: IBM полностью прекратила развитие операционной системы OS/2, которая некогда была грозным конкурентом Windows. Linux так и не стала по-настоящему массовой операционной системой, и закрытие в этих условиях проекта OS/2 означает, что в обозримом будущем Microsoft сохранит монопольное положение на рынке программного обеспечения для настольных систем.
Давление на ось