Top.Mail.Ru
архив

Общий аршин

Завтра в Москве открывается первый SAP-конгресс государств СНГ и Балтии. SAP – это название программного комплекса для автоматизации, которым пользуются десятки тысяч компаний по всему миру и во всех отраслях: от нефтегазовой индустрии и электроэнергетики до торговли и транспорта. Компания SAP считает, что с ее продуктом работают 10 млн пользователей, настраивающих программный комплекс под собственные нужды и под требования своих национальных систем учета.

В Россию SAP пришла в 1992-м – на пике своего взлета. Именно в тот год инженеры SAP разработали программу автоматизации предприятий R/3, ставшую впоследствии бестселлером. Новая интегрированная система пришла на смену предыдущим версиям R/1 и R/2, которые устанавливались на больших компьютерах Main frame. R/3 же была создана для систем «клиент – сервис» и резко расширяла круг потенциальных заказчиков. За три года, прошедших с момента создания программы, ежегодные объемы продаж R/3 в мире выросли с $500 млн до $3 млрд.

Мы пойдем другим путем В России тогда были заняты поисками «национальной идеи» и особого пути во всем, включая бизнес. На каждом предприятии писали собственные программы, поэтому аргумент о победоносном шествии SAP R/3 по всему миру на наших руководителей не действовал. «Может быть, эта штука хороша в Германии и США. Может быть, она даже лучшая в мире. Но у нас, извините, специфика, – говорили российские менеджеры. – В России все по-другому, и общий аршин нам не нужен». Специалисты SAP возражали: «Бизнес-процессы везде одинаковы. В основе всего лежит управление информационными, материальными, финансовыми и человеческими ресурсами». Отечественный директорат упорствовал: «А если оно так, то какой резон платить вам деньги? Всем известно, что российские программисты лучшие в мире. Вот мы их в штат возьмем, они нам все и напишут». Детлеф Леманн, заместитель управляющего директора SAP в странах СНГ, вспоминает те бурные споры с улыбкой: «Схожая ситуация наблюдалась раньше и в других странах – просто в силу разных обстоятельств Россия с задержкой проходит через те этапы, которые Европа уже миновала. Например, крупнейшая английская компания Yorkshire Water, обеспечивающая водой 4,5 млн частных и 140 тыс. корпоративных потребителей, тоже долгое время пользовалась собственными разработками. Однако бизнес компании все время расширялся, и Yorkshire Water в итоге достигла потолка возможностей в использовании собственного программного обеспечения. Изучив имеющиеся предложения, в компании остановили свой выбор на SAP. Российские руководители в начале 90-х тоже не понимали, что невозможно создать за год-другой систему, аналогичную SAP R/3, над которой трудились 26 тыс. человек».

Скупой платит дважды SAP R/3 относится к крупным системам ERP (Enterprise Resource Planning), которые интегрируют все области деятельности предприятия: от планирования различных видов деятельности до оперативного управления производством в режиме реального времени – от закупок до сбыта. R/3 представляет собой мощный комплекс средств, позволяющий ускорять процесс принятия решений, сокращать издержки и облегчать управление филиалами. Внедрение R/3 позволяет выявить все «темные углы» и «узкие горлышки» предприятий, а затем оптимизировать затраты и увеличить эффективность. Если на Западе эти системы используются уже давно, то у нас к ним только начали проявлять интерес. Основные причины отставания России во внедрении ERP-продуктов связаны, по мнению экспертов, с нежеланием российских руководителей менять системы управления, с нечеткостью определения задач и перспективных целей предприятия. Ответственность за принятие решения о том, какую именно систему использовать на предприятии, российские директора перекладывают на специалистов ИТ-отделов, не имеющих достаточных управленческих знаний. В результате на большинстве предприятий автоматизацией структурных единиц и даже созданием решений для электронного бизнеса занимаются штатные ИТ-подразделения, а то и просто частные лица. Такая самодеятельность обусловлена двумя причинами: во-первых, руководители предприятий надеются таким образом сэкономить средства; во-вторых, никто из них не желает «приоткрывать» свой бизнес. Но экономия на инвестициях оборачивается отставанием от конкурентов по темпам развития и невозможностью масштабировать доморощенный проект. А закрытость консервирует предприятие, ограничивая ему доступ к необходимым для развития ресурсам. По мнению управляющего директора департамента корпоративных информационных систем компании «Юникон» Александра Слесаренко, SAP R/3 нужна крупным компаниям, для которых жизненно важны централизованные контроль и управление материальными и финансовыми потоками. Если предприятие прозрачно для собственника и потенциального инвестора, то привлекательность такой компании для финансовых вложений будет безусловно выше.

От металла до пива В России и странах СНГ уже есть первые удачные примеры внедрения SAP R/3 – в частности, на Нижнетагильском металлургическом комбинате, Сыктывкарском лесопромышленном комплексе, в компаниях «Свердловэнерго», «Сургутнефтегаз», «Невская косметика» и «Афанасий-пиво». В конце 90-х руководство «Днепроспецстали» – одного из крупнейших металлургических предприятий СНГ – столкнулось с необходимостью построения новой системы управления производством, реализации продукции и взаимоотношений с партнерами. Рассматривались различные варианты, но окончательный выбор руководство завода сделало в пользу SAP R/3. SAP активно привлекает партнеров к внедрению своих программ. Консультанты компании «Юникон» работают над созданием системы экономического управления «Сургутнефтегаза», которое будет работать на базе решений SAP. Как отметил Богдан Коцовский,– партнер компании «Юникон», новые модули по оперативному учету и контролю за платежами взаимоувязаны с функциями всех подразделений, работающих в SAP R/3. ПЗ SAP – за 24 часа Впрочем, программу SAP R/3 используют не только гиганты, да и сроки ее внедрения необязательно растягиваются на столь длительные периоды. Первая «маленькая инсталляция» была осуществлена в Казахстане издательским домом «Бико». «Маленькая она только с точки зрения конечных пользователей, а не функциональных возможностей, – уточняет Детлеф Леманн. – На небольших предприятиях идут те же бизнес-процессы, что и в гигантских компаниях». Средний срок внедрения SAP R/3 составляет около девяти месяцев, но он может быть и значительно короче. Совсем недавно, в конце августа, швейцарская компания подала заявку на включение в Книгу рекордов Гиннесса своего достижения: один из конечных продуктов SAP швейцарцы инсталлировали за 24 часа. Ссылаясь на мировой опыт, Детлеф Леманн считает, что R/3 или подобные ей системы необходимы каждому предприятию. Именно они, по мнению Леманна, станут главной составляющей бизнеса, поскольку такие программы создают предпосылки для будущего развития компании. «Если вы не знаете, что происходит на вашем предприятии, то как вы сможете обсуждать планы или совместную деятельность с партнерами?» – задает вопрос Леманн. ПЗ Второй раз на те же грабли «Русифицированное решение по электронной коммерции мы впервые показали на российском рынке в 1996 году, – рассказывает Детлеф Леманн, – но рынок тогда оказался к ним не готов. Специалисты и топ-менеджеры изучали систему, задавали нам вопросы, но программу так никто и не купил. Нам опять говорили, что мы не разбираемся в российской специфике. Мы снова были первыми, но опять опередили события. Зато, когда в России возник интерес к www, мы оказались готовы к Интернет-буму лучше других. У нас было готовое решение для ERP и электронного бизнеса на русском языке». Сегодня mySAP.com – это уже целая линейка продуктов для электронного бизнеса. За прошлый год на mySAP.com пришлось 24% всех подписанных контрактов. «SAP СНГ» методично приучает своих потенциальных клиентов к работе в электронной среде. Организаторы конгресса SAP первоначально предполагали регистрировать участников только через электронную почту, но потом все-таки предоставили им возможность зарегистрироваться по факсу. Однако 95% участников конгресса все равно зарегистрировались через Интернет. «Вот видите, – торжествует Леманн, – вхождению в электронный бизнес мешают только ментальные барьеры. Сегодня в Америке бизнес работает без факсов и телефонных звонков. Скоро так будет и в России». Эйфория от Интернета прошла, но остались реальные бизнес-процессы с использованием этой среды. Менеджерам удобно иметь все данные, связанные с деятельностью предприятия и партнеров, на своем мониторе. Именно для этого были созданы веб-места mySAP. «Например, для компании Nestle, в которой около 250 тыс. сотрудников, – говорит Леманн, – мы создаем более 200 тыс. рабочих веб-мест, с помощью которых будет решаться большинство рутинных проблем в пределах компетенции сотрудников, причем на любом уровне – от заказа необходимой детали до взаимодействия с конечным клиентом. Работа с помощью телефона или факса сегодня уже недостаточно эффективна. Миллионы людей используют новые программные комплексами – независимо от того, производят они программное обеспечение, автомобили, шоколад или предоставляют финансовые услуги».

Что такое SAP SAP сегодня является третьим (после Microsoft и Oracle) крупнейшим разработчиком программного обеспечения во всем мире. Но в области программного обеспечения для бизнеса компания SAP – безусловный лидер. Ее продукты управляют важнейшими сферами деятельности компаний – от приема заказов и организации бухгалтерского учета до выстраивания логистических цепочек. Они создают технические условия для взаимодействия предприятий и ведения совместного бизнеса через Интернет. Оборот SAP в прошлом году составил $4,7 млрд.

Еще по теме