Top.Mail.Ru
архив

Опаленные крылья Америки

Самая большая авиакомпания мира, American Airlines, готовилась отметить свой 75-летний юбилей в октябре 2001 года. Отметить так, как подобает компании, ставшей живым воплощением американской мечты о полете. Но предвкушение праздника так и не стало праздником. Террористы-фанатики использовали «главные крылья Америки» в своих черных целях. Мечта разрушилась одновременно с падением двух небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

11 сентября 2001 года в 8 часов 45 минут первый самолет-убийца врезается в южную башню торгового центра. Через 18 минут в другое здание ВТЦ влетает второй самолет. Кошмар продолжается. Еще один лайнер таранит правое крыло здания Пентагона. Четвертый самолет сбивают на подлете к Питтсбургу. Вскоре весь мир узнал, что два из четырех пассажирских самолетов Boeing принадлежали авиакомпании American Airlines. На борту каждого из них находилось более 200 человек. В двух небоскребах Всемирного торгового центра работали несколько десятков тысяч людей... Так всего за один день для American Airlines наступили суровые времена. Иски от родственников погибших людей наверняка выльются в астрономические суммы. Суть обвинений понятна. Руководители компании не смогли обеспечить современного уровня безопасности полетов. Достойных аргументов в свою защиту у руководства авиакомпании нет. Начнем с того, что о пропаже самолетов было заявлено в 11 часов дня. То есть целых два с половиной часа диспетчеры American Airlines либо не знали, куда исчезли самолеты, либо пытались скрыть факт их исчезновения. При этом во всех угнанных самолетах не работали кнопки аварийного оповещения – еще одна дыра в системе безопасности. Скорее всего, службы внутренней безопасности ведущей американской авиакомпании допустили грубейшую ошибку. Они позволили террористам незамеченными проникнуть на борт самолетов... Это и привело к таким жертвам, а, возможно, к банкротству American Airlines. А ведь всего несколько дней назад АА считалась одним из воплощенных символов американской мечты. Эта авиакомпания занимала одно из первых мест в мире по объему перевозок и была законодателем мод в отрасли.

Кузнец своего счастья Своими предыдущими успехами American Airlines во многом обязана одному человеку – Сайрусу Роулетту Смиту (Cyrus Rowlett Smith). За 40 лет работы в АА Смит сделал из скромной, никому не известной фирмы компанию с мировым именем. При этом пост президента авиакомпании Сайрус Смит получил необыкновенно рано, в 35 лет. И сумел отлично распорядиться доставшимся ему активом. Впрочем, поначалу никто не мог бы сказать, что из обыкновенного мальчишки вырастет легенда авиабизнеса... Сегодня влиятельный президент авиакомпании считается одним из ярчайших примеров американской мечты. Сайрус Смит родился в 1899 году в маленьком городке Минерва (штат Техас). Он был седьмым ребенком в семье. Уже в девять лет парнишке пришлось искать работу, и он стал курьером в одной из торговых компаний. В течение нескольких последующих лет юный Смит менял места работы как перчатки. Кем он только ни был: сборщиком хлопка на плантациях Юга, продавцом в магазине, бухгалтером и даже банковским служащим. Параллельно он как-то умудрялся хорошо учиться в школе. В противном случае он вряд ли поступил бы в Техасский университет в Остине. В университете Смит изучал основы делового администрирования, экономику и юриспруденцию. В 1924 году, успешно окончив университет, 25-летний Смит получает должность бухгалтера в далласской компании Peat, Marwick and Mitchell. Вскоре один из клиентов компании, глава Техасско-Луизианской энергетической компании Алекс Барретт приглашает Смита к себе на должность финансиста. Именно с легкой руки Барретта началась настоящая карьера Смита. Видя перспективы авиации, Барретт в 1925 году рискнул и прикупил к основному бизнесу небольшую авиатранспортную компанию – Texas Air Transport, где Смит занял должность секретаря и казначея. Еще через год аппетиты Барретта выросли, и он создал собственную компанию под названием Southern Air Transport (SAT), в состав которой и вошла техасская компания. В структуре SAT в 1926 году Сайрус Смит занимает должность вице-президента и финансового директора. К тому моменту ему было всего 27 лет. Спустя некоторое время новоиспеченная компания становится частью более крупной Американской авиационной корпорации (AVCO). В 1930 году благодаря AVCO на свет появляется American Airways, которая и стала прародительницей будущего гиганта – American Airlines. Настырному и хваткому вундеркинду Смиту достается пост главы Южного отделения новой компании. Впереди замаячила сумасшедшая перспектива. Для того чтобы отдышаться, проявить себя и добиться поста президента авиакомпании, Смиту понадобилось всего четыре года. В апреле 1934 года компания American Airways переименовывается в American Airlines. А уже в октябре 1934 года президентом компании становится Сайрус Роулетт Смит.

Эпоха Cи ЭрНа протяжении всей карьеры Смита его подчиненные звали своего босса не иначе как Си Эр, по первым двум буквам имени. Это свидетельствовало о демократичности молодого президента и его авторитете среди коллег. За следующие пять лет своего президентства Смит объединил все разрозненные маршруты компании в единую сеть. Он был одним из участников проекта создания комфортабельного пассажирского лайнера DC-3. Новенький «Дуглас» презентовали на линиях American Airlines на маршруте Чикаго – Нью-Йорк. Это был новый уровень обслуживания, непривычный для пассажиров. На этом самолете даже оборудовали специальные «спальные места» для пассажиров, путешествующих ночью. Именно этот самолет станет базовым пассажирским самолетом Америки в 30-е и 40-е годы. Именно он поможет American Airlines всего лишь через год после открытия регулярных рейсов первой в Америке перевезти миллион пассажиров. Так, маркетинговые новации Смита помогли новой компании резко увеличить свою долю на рынке. Во время второй мировой войны, пока неутомимый Смит делал военную карьеру, (он закончил войну генералом ВВС), American Airlines перевозила военные и гражданские грузы, а также была главным почтовым перевозчиком США. И позднее American Airlines сохранила ведущие позиции на американском рынке авиаперевозок. В 1949 году на линиях этой авиакомпании впервые в мире появился трансконтинентальный лайнер, который в отличие от своих конкурентов совершал полеты на большой высоте. За счет этого «Дуглас» потреблял значительно меньше топлива. American Airlines продолжала формировать моду на авиауслуги. В 1957 году компания открывает первый учебный центр для бортпроводниц. В 1959 году – новая сенсация: DC-7 заменяется на суперсовременный реактивный Boeing-707. Ровно через четыре года American Airlines становится законодателем аэропортовой моды: на рейсах этой авиакомпании впервые в США начала проводиться регистрация пассажиров. От пытливого ока мистера Си Эр не ускользала ни одна мелочь. Он пытался успеть всюду и успевал везде. «Если ты не пренебрегаешь мелочами, большие проблемы решатся сами собой», – говаривал президент American Airlines. Но о такой мелочи, как уход на заслуженный отдых, мистер Си Эр вспомнил только в 1968 году. Так в конце 70-х окончилась эпоха Смита, которого многие считают основоположником американского рынка авиаперевозок. Но компания, ставшая к этому времени одним из мировых авиационных лидеров, продолжала свой путь к вершине.

Американские горки

Надо заметить, что самый бурный рост American Airlines пришелся на эпоху жесткого регулирования авиарынка. С 1938 по 1979 годы государство через специальную организацию Civil Aeronautics Boards(CAB) контролировало тарифы, запрещало альянсы и очень неохотно пропускало на рынок новичков. При минимуме конкурентов American Airlines доставались самые лучшие куски. Настоящая жесткая конкуренция в США началась с подписания Джимом Картером в 1979 году основополагающего документа о дерегулировании авиационного рынка. При этом самым последовательным критиком отмены системы госрегулирования было руководство American Airlines. Но давление на правительство результатов не имело. В итоге для American Airlines начался период взлетов и падений. Новый CEO Роберт Крэндолл (Robert Crandall), возглавивший компанию в 1985 году, пытался найти разумный компромисс между консервативностью большой структуры и веяниями времени. Это не всегда получалось. С одной стороны, компания при Крэндолле сохранила дух новаторства и продолжала оставаться инициатором всех маркетинговых и менеджерских нововведений. В активе – внедрение программы льгот для пассажиров, часто пользующихся ее услугами. В настоящее время более 32 млн пассажиров являются участниками этой программы, получившей название Advantage. Компания первой ввела скидки при бронировании билетов. Она стала пионером в области современных систем управления доходами, разработав специальную компьютерную программу «Одиссей». American Airlines была и в числе создателей широкой централизованной сети маршрутов, организованной по типу «узловой порт – радиальные рейсы». С другой стороны, в последнее время руководство American Airlines крайне неохотно шло на обновление парка своих самолетов. Причина несколько неожиданна – в США очень силен профсоюз авиаработников, настаивавших на финансировании их переобучения и увеличении жалованья в связи с переходом на новые, более сложные типы самолетов. Переговоры профсоюза с руководством компании сопровождались постоянными угрозами забастовок. В 1997 году забастовка состоялась, и, хотя длилась она всего двадцать минут, компания потеряла более $70 млн чистого дохода. Конкуренты же свой парк обновили. Они же, пользуясь неповоротливостью гиганта, организовали несколько крупных альянсов и вытеснили American Airlines с нескольких важных европейских направлений. Другая серьезная проблема компании проявилась двумя годами ранее. В 1995 году имидж American Airlines серьезно подорвали несколько авиакатастроф, произошедших за короткий промежуток времени. Два падения самолетов Airlines на внутренних рейсах унесли 79 жизней. Чуть позже в небе над колумбийским Кали погибли 154 человека. Компании пришлось проверять все системы безопасности и срочно разрабатывать новые. Однако, судя по последним событиям, специалисты учли далеко не все нюансы. Вполне возможно, что довести свою систему безопасности АА помешала так называемая антикризисная программа. В соответствии с ней все инвестиции должны направляться в основной вид деятельности, одновременно сокращается присутствие авиакомпании там, где не предвидится увеличение прибыли. Так были отменены убыточные рейсы в 35 городов США. Огромные средства вкладываются и в информационные технологии и в создание автоматизированных систем управления. В период с 1996 по 1998 годы суммарные доходы American Airlines достигли $2,7 млрд. Долги же уменьшились почти в два раза. Однако характерно, что проверка, проводимая федеральной авиаслужбой США в 1999 году, выявила большие проблемы с безопасностью полетов. Почти все специальные агенты службы смогли проникнуть на борта АА в обход представителей служб безопасности. ПЗ Взвейтесь соколы орлами В 1998 году после 13 лет бессменного руководства Роберт Крэндолл покинул свой пост. Его место занял Доналд Карти (Donald Carty). Именно с этим человеком были связаны все надежды единой команды American Airlines. Карти повезло с предшественником, который смог решить практически все сложные проблемы. У Карти оставалась одна задача – удержаться на вершине и увеличить мощь «главных крыльев Америки». По мере своих сил новый босс взялся за ее выполнение. При Карти American Airlines начала объединяться во всевозможные альянсы в различных регионах планеты. Самый крупный из них OneWorld. К примеру, АА попыталась создать супердуэт с British Airways. Событием на мировом авиарынке стало приобретение компанией за $4,2 млрд одного из главных конкурентов – авиакорпорации TWA. Кроме того, руководство авиакомпании заявило о покупке в течение 20 лет 630 новеньких Boeing-777. Доля международных перевозок в общем доходе компании выросла до 35%. Подъем компании остановила рецессия американской экономики. Однако самый страшный удар, от которого АА может и не оправиться, нанесли террористы. Пожар в центре Нью-Йорка оказался гораздо серьезнее топки экономического кризиса. За полчаса сгорели 75 лет образцовой истории могущественной компании. Террористы лишили Америку двух ее основных символов. Символа свободной торговли и символа полета настоящей американской мечты.

Еще по теме