Top.Mail.Ru
архив

Иллюзорная экспансия

Сбывается страшный сон банковских протекционистов. Западный финансовый капитал захватывает страну. Райффайзенбанк строит региональную сеть. Ситибанк выдает 600-тысячные потребительские кредиты «без залогов и поручительств». Банк Сосьете Женераль Восток (БСЖВ) открывает свыше 20 агентств. Deutsche Bank покупает 40% «Объединенной финансовой группы». Впрочем, нынешняя экспансия иностранных банков, скорее всего, обречена на провал.

 

Ажиотаж среди иностранных банков вполне объясним. Как бы ни критиковали Moodys за «несвоевременное» повышение российского суверенного рейтинга, но «дело ЮКОСа» едва ли теперь способно удержать изголодавшихся по новым рынкам инвесторов. Иными словами, денег в стране должно появиться больше, а значит, и без того не особо бедствующий средний класс станет еще богаче. По прогнозам МЭРТ, реальные денежные доходы россиян к концу этого года увеличатся на 13,5% по сравнению с 2002-м. Не случайно раздражение, с которым западные банкиры, по их собственному признанию, наблюдают за происходящим вокруг ЮКОСа, не мешает им делать громкие анонсы и заключать многообещающие сделки. При этом, уповая на узнаваемость собственного брэнда и технологичность, иностранные банки рассчитывают переплюнуть российских конкурентов в борьбе за частного вкладчика и заемщика.

Впрочем, дожидаясь благоприятной экономической конъюнктуры, иностранцы упустили наиболее благоприятный момент. Выйди они на российский рынок в 1998-м, сразу после дефолта – все было бы проще. Частные розничные финансовые институты тогда находились на грани банкротства и вполне могли уступить свою сеть фактически за копейки. Но именно это и смущало потенциальных покупателей. Как отмечает председатель правления Дойче Банка Алекс Родзянко, совсем не очевидно, что богатого иностранца, осмелившегося приобрести российский банк, не заставили бы платить за «грехи» последнего.

Страхи эти сильны и до сих пор. Родзянко убежден, что иностранному банку розничный бизнес в России лучше строить с нуля. И, наверное, не случайно, западные «дочки» лишь однажды участвовали в российских банковских поглощениях. В 2001-м Международный Московский банк объединился с Банком Австрия (Россия). Но это было почти «родственное» слияние, обусловленное покупкой австрийского BankAustria немецким HypoVereinsbank, который является основным акционером ММБ.

 

Убежденные холостяки и старые девы

Время от времени общественность будоражат слухи о намерении того или иного иностранного «монстра» приобрести какой-нибудь российский банк из первой десятки. Полтора года назад Альфа-банк активно сватали за Citigroup. МДМ-банк продавали Райффайзенбанку. Сейчас на выданье оказался объединяющийся с ОВК Росбанк. Ему прочат альянс с британским HSBC. По законам жанра, в HSBC опровергают соответствующие предположения. А представители «Интерроса» говорят, что у компании «в настоящий момент нет планов продавать свою долю в Росбанке». Правда, уточнять, как долго продлится этот «настоящий момент», подчиненные Потанина отказываются.

Как бы там ни было, HSBC – едва ли не единственный глобальный банк, который пока не слишком активен в России. И приобретение крупного местного розничного банка, возможно, позволило бы ему значительно усилить свои позиции. Тем более что Ближний и Средний Восток, где HSBC в отличие от иных американских банков ранее чувствовал себя вполне вольготно, уже не проявляет прежней лояльности. Кстати, в результате недавних терактов в Турции пострадал именно стамбульский офис HSBC.

Однако ни один частный российский банк не способен обеспечить своему потенциальному покупателю-иностранцу сколько-нибудь значимой доли на рынке. На Сбербанк по-прежнему приходится 67% частных вкладов. А на занимающий второе место Альфа-банк – максимум 3%. Такую ситуацию в беседе с корреспондентом «Ко» назвали безумием даже руководители кельнской Kreissparkasse, хотя в Германии сбербанки тоже чувствуют себя достаточно комфортно.

Иными словами, инвестиции в отечественный банковский сектор оказываются для глобальных финансовых институтов не только весьма рискованными, но и малоэффективными. Иностранцам, желающим осваивать российский рынок, ничего не остается, как строить розничную инфраструктуру с нуля. А это дело хлопотное и отнюдь не дешевое. Как отмечает член правления ММБ Дмитрий Мохначев, в Москве не только высоки цены на недвижимость, но и «очень мало таких мест, которые можно быстро и без больших расходов переоборудовать под банковские отделения, тем более что Банк России предъявляет весьма серьезные требования к оборудованию соответствующих помещений».

Кроме того, по словам председателя правления Райффайзенбанка Австрия Мишеля Перирэна, у иностранных банков порой возникают проблемы и чисто этического свойства. «Нужна широкая сеть – например, в тех же городских спальных районах. Под это нужно купить или арендовать квартиры (других подходящих помещений там просто нет). Владеющие недвижимостью россияне такие операции привыкли делать «в черную», через наличные. «Райффайзен» не может пойти на такие сделки из корпоративных убеждений. Он от них отказывается – отсюда сложность с помещениями для отделений», – утверждает банкир.

Далеко не всегда оправдывает себя и расчет на всемирную известность финансового института. По мнению Мишеля Перирэна, массовый клиент привык все же «работать со Сбербанком, а не с другими (в том числе иностранными) банками, чтобы это изменить, потребуются очень большие инвестиции». Дмитрий Мохначев подчеркивает своеобразный патриотизм отечественных вкладчиков: «Сейчас россияне более склонны работать с российскими названиями. О 1998-м уже все забыли. Тем иностранным структурам, кто решится работать в России, придется вкладывать серьезные деньги в раскрутку брэнда».

 

Справка для Наполеона

Справедливости ради отметим, что Райффайзенбанку и ММБ все-таки удалось собрать кое-какие сливки на фоне послекризисного недоверия россиян к национальной банковской системе. Упомянутые банки входят в десятку российских розничных лидеров. А вот новичкам действительно придется нелегко. Не случайно БСЖВ, прежде чем приступить к реализации своих замыслов (к концу 2005 года банк собирается открыть 26 отделений в Москве и 2 в Санкт-Петербурге), провел широкую рекламную кампанию, носящую главным образом имиджевый характер. Иного и быть не могло, поскольку, как отметил в беседе с «Ко» представитель одного из иностранных банков, в SocieteGenerale очень серьезно исследовали опыт российского «Райффайзена». Очевидно, одной из причин столь ревностного отношения французов к успехам «дочки» австрийского банка послужило то обстоятельство, что ее глава Мишель Перирэн начинал свою деятельность в России как раз на должности председателя правления Банка Сосьете Женераль Восток. А затем оттуда в 1997-м перешел в «Райффайзен».

Впрочем, как отмечает собеседник «Ко», «российский розничный проект SocieteGenerale – конкретное решение для конкретного рынка, а не общемировая тенденция; ритейл в России – это ошибочно избранная ими стратегия; у них наполеоновские планы».

Председатель правления БСЖВ Мишель Брику в ответ заявляет, что его банк собирается привлечь за два года 75 000 частных клиентов не процентными ставками, а «хорошим сервисом и вежливостью». Но разработчики проекта «Альфа-банк Экспресс» (АБЭ) уповают на то же. Иначе операционисты отделений АБЭ просто не стали бы стоически выслушивать нелестные отзывы клиентов, недовольных скоростью обслуживания.

А что касается ценового фактора, то его важность осознал даже Ситибанк, который недавно существенно упростил процедуру предоставления пакета услуг wealthmanagement, ранее доступного лишь клиентам, чей остаток на счете не опускался ниже $100 000. Теперь соответствующими услугами может воспользоваться любой вновь прибывший вкладчик.

Правда, сама процедура открытия счета сопряжена с известными трудностями. Банк требует предоставления официальной справки о доходах, что для многих представителей среднего класса, по-прежнему получающих зарплату в конвертах, является непреодолимым препятствием. БСЖВ обещает практиковать более либеральный подход и основываться не столько на официальных данных, сколько на уровне реальных зарплат в той сфере, где трудится потенциальный вкладчик. Но едва ли от банка, чей головной офис в 2002 году оказался замешанным в скандале, связанном с отмыванием денег, следует ожидать особо доверчивого отношения к клиенту. Брику недвусмысленно заявляет: «Мы трижды проверим человека, который принесет нам $1 млн».

 

Ничего личного

Между тем именно управление крупным частным капиталом (так называемый privatebanking) позволило бы иностранным «дочкам» одновременно и прилично заработать, и существенно сократить издержки по созданию и поддержке розничной инфраструктуры. Для обслуживания состоятельных клиентов вовсе не обязательно открывать дополнительные офисы в каждом спальном районе. Такие «розничные» гранды, как HSBC и CreditAgricole, за пределами Франции и Великобритании оказывают частной клиентуре главным образом услуги класса privatebanking. Да и российский Дойче Банк, по словам Алекса Родзянко, активизирует именно это направление.

Однако, по мнению Мишеля Перирэна, VIP-клиентура фактически уже поделена между серьезными российскими банками. «Чтобы переманить клиента из крупного российского банка, придется предложить ему какие-то суперуслуги, суперсервис», – добавляет Перирэн. Маловероятно, что такой сценарий сработает. Когда речь идет об иностранном банке, в России люди «покупают» прежде всего его историю, насчитывающую не одну сотню лет. Но все, кто хотел «купить историю», ее уже купили».

В свою очередь, Дмитрий Мохначев из ММБ делится своими наблюдениями: «VIP-клиенты часто предпочитают обслуживаться в российских банках. Обычные аргументы таковы: я знаю российского банкира лично, ему не нужно объяснять те вещи, которые в России всем понятны, и периодически попадать в неловкое положение. Люди, которые все-таки хотели быть особо ценными клиентами в западных банках, в большинстве своем уже давно ими являются – причем открыв напрямую счета на Западе». И, действительно, по признанию менеджеров филиппинского подразделения privatebanking группы ING, более 16% их клиентов – российские граждане.

Щепетильность иностранных «дочек» не играет им на пользу с точки зрения привлечения VIP-клиентуры. Состоятельный россиянин скорее откроет счет в филиале Citibank где-нибудь на Антигуа, чем станет демонстрировать свои финансовые возможности своим соотечественникам, работающим в офисе банка на Павелецкой. Не помогает с точки зрения продвижения услуг privatebanking и приобретение чисто российского банка или финансовой компании. По крайней мере, новоиспеченный партнер DeutscheBank совладелец ОФГ Борис Федоров утверждает, что его компания никогда не станет обслуживать клиента, заинтересованного в четырехкратном сокращении собственных налоговых отчислений.

И это отнюдь не единственный пример, когда желание соответствовать требованиям местного законодательства осложняет ведение иностранными банками бизнеса в России. «Многие вещи, которые очевидны на Западе и под которые выстроены существующие там банковские технологии, не работают в России, – считает Дмитрий Мохначев. – Не видоизменяя серьезно эти технологии, автоматически перенести их на российскую почву нельзя».

 

Переполох у «смежников»

Пожалуй, только с помощью смежных, не чисто банковских продуктов иностранцы могут завоевать российских вкладчиков. Благо большинство присутствующих на отечественном рынке западных финансовых институтов имеют в своем составе подразделения, занимающиеся не только классическим банкингом, но и управлением активами, страхованием жизни и т.п. В частности, по сведениям «Ко», CreditSuisse довольно серьезно рассматривает возможность выхода на российский рынок накопительного страхования жизни. Для потребителей подобных «долгоиграющих» продуктов солидность и всемирная известность страховщика может иметь определяющее значение. Тем более что отечественный опыт страхования жизни, если не принимать во внимание зарплатные схемы, отождествляется главным образом с «Росгосстрахом», так и не сумевшим в середине 1990-х обеспечить выплаты, адекватные тогдашнему уровню инфляции. С другой стороны, худо-бедно начавшаяся пенсионная реформа и не слишком благополучное существование сегодняшних пенсионеров вынуждают работающих россиян всерьез задумываться о собственной старости. Официальные пенсионные накопления многих из них составляют десятые доли процента от реальной зарплаты. Именно накопительные страховые продукты позволяют аккумулировать «чулочные» сбережения.

Таким образом, у российских управляющих компаний, также пытающихся заработать на «пенсионных» деньгах, гораздо больше поводов для беспокойства, чем у отечественных банков. Последним, вероятно, с руки, что у Пенсионного фонда России оказалось больше реформаторского пыла, чем у Центробанка. Благодаря ЦБ, Сбербанку, а также Комитету по финансовому мониторингу национальный банковский рынок еще долго будет защищен от экспансии иностранцев.

Еще по теме