Измерения в герцах и долларах
Компьютеры изначально были созданы для того, чтобы что-нибудь считать. И практически немедленно сами стали объектом подсчетов, которые можно разбить с некоторой долей условности на «технические» и «экономические». Первые формально имеют дело лишь с техническими характеристиками (хотя экономические соображения, как правило, в обсуждении результатов тестов тоже имеют место). Вторые, как правило, вообще не имеют отношения к «презренному металлу», сиречь «железу» и «кремнию», а касаются лишь чисто экономических аспектов внедрения информационных технологий – например, стоимости владения техникой и ПО, возврата инвестиций, вложенных в них.
Исторически первыми получили популярность подсчеты производительности процессоров как таковых. Прирост производительности при росте частоты, добавлении новых инструкций и т.д. долгое время был главным аргументом для покупки ПК с новым процессором или более современной видеокартой.
Процессоры и комплектующие, как правило, испытывают при помощи специально созданных программ. Поэтому у производителей силен соблазн оптимизировать драйверы устройств для работы именно с тестовым ПО. Последнее громкое разбирательство на эту тему случилось около года назад: компания FutureMark, производитель тестов, обвиняла в такой оптимизации ведущих производителей графических карт nVidia и (в меньшей мере) ATI.
Потом фирмы нашли какой-то компромисс, и скандал сошел на нет. Но, как говорится, «осадок остался» – даже у тех, кто видеокартами как таковыми особо и не интересуется.
Конечно, производительность графических карт действительно важна для довольно узкого круга пользователей. Однако обвинения в оптимизации приходилось слышать и на более респектабельном рынке тяжелых систем.
Впрочем, на нем есть и более честные способы достижения рекордных показателей. Сейчас мода на выдачу «на-гора» рекордов в этой области прошла, но несколько лет назад, когда реальное разнообразие серверных аппаратных платформ и систем управления базами данных было больше, едва ли не каждую неделю приходило сообщение о том, что очередная связка «сервер плюс СУБД» побила мировой рекорд по производительности. При более внимательном чтении, как правило, выяснялось, что рекорд побит очень локальный – например, по количеству транзакций в секунду для серверов определенного ценового диапазона, на конкретной платформе с конкретной СУБД... Подобно этому после публикации многих исследований рынка возникает масса локальных лидеров: благодаря тому, что аналитики разбивают его на множество сегментов, найти себе нишу для первенства удается порой чуть не десятку производителей.
Впрочем, сейчас чисто технические сравнения и тесты сами по себе интересуют довольно ограниченный круг людей: например, упоминавшиеся производители видеокарт бьются за внимание юных геймеров (у которых история с оптимизацией и вызвала наибольший резонанс). Утверждения о техническом превосходстве своей продукции компании-производители все чаще заменяют на заявления о «технико-экономическом» лидерстве и вместо «транзакций в секунду» вниманию деловых людей предлагаются «транзакции в секунду за доллар». За рекордные показатели, выражаемые миллионами операций с плавающей точкой в секунду, в чистом виде бьются, пожалуй, только в секторе суперкомпьютеров, ну да это дело в немалой степени имиджевое. В остальных случаях звучит магическая формула «наилучшее соотношение цена/производительность» (ну или «цена/качество» в тех случаях, когда понятие «производительность» неприменимо – например, для характеристики мониторов).
А отсюда уже недалеко и до весьма мистических (по крайней мере в наших условиях) вычислений стоимости владения и возврата инвестиций. Точнее, до пропаганды в России результатов соответствующих западных исследований. Но это, как принято говорить в таких случаях, «совсем другая история». О ней – в следующий раз.