Top.Mail.Ru
архив

Пиратский абордаж

13.09.200400:00

Российский потребитель не привык платить за права на интеллектуальную собственность. Немногие предпочтут пиратской продукции лицензионные диски, видеокассеты и программное обеспечение. По мировой статистике, Россия занимает пятое место по объему пиратских компьютерных программ и игр и второе место в рейтинге коммерческого пиратства в звукозаписывающей индустрии. Не привыкли уважать авторские права на торговую марку и российские производители.

Многие, особенно небольшие компании предпочитают пользоваться продуктами чужого труда. За последние несколько лет ряд потребительских компаний подали иски на конкурентов за незаконное использование их брэнда. Водочная компания «Традиции качества» судилась с производителем водки «Винокур» за использование в названии фирменного дизайна и зарегистрированного слова «Беленькая». Снэковая компания «Сибирский берег» выиграла несколько судебных дел по факту плагиата названия «Кириешки» (новосибирцы судились с производителями «Путяшек», «Айналашек», «Куырмашек»). Теперь производители слабоалкогольных коктейлей – московская группа «Бородино» и пензенская компания «Старый пивовар» оспаривают в суде право владения маркой напитка XXL.

Права на марку XXL компания «Бородино» приобрела два года назад у «Русско-финской компании VSI» за 3000 руб. Знак в виде комбинированного графического символа был зарегистрирован по классу слабоалкогольной продукции. Однако производить напиток с таким названием компания «Бородино» начала только в апреле этого года, а в мае производством одноименного коктейля занялся и «Старый пивовар».

В настоящий момент по иску «Бородина» в Пензенском арбитражном суде проходит экспертиза на графическое сходство этикеток напитков. По словам директора по связям с общественностью группы Натальи Ляджиной, этикетка напитка «Старого пивовара» очень схожа с графическим символом их продукта, на раскрутку которого компания потратила около $2 млн. Ущерб от выпуска «Старым пивоваром» похожих коктейлей компания оценивает в $1 млн. Несмотря на претензии «Бородина», в компании «Старый пивовар» не собираются отказываться от производства коктейля. Юристы пензенцев потребовали от Палаты по патентным спорам Роспатента аннулировать регистрацию знака XXL. «Согласно статье 6 закона «О товарных знаках» сочетания букв и цифр сами по себе не обладают различительной способностью. Но в иных случаях на решение суда могут играть разные факты, как то: длительность использования этого знака владельцем, вложения в рекламу, география поставок и др.», – комментирует ситуацию патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и партнеры» Ирина Рогаль.

По словам партнера Владимира Бирюлина из той же юридической компании, российское законодательство в состоянии обеспечить защиту владельца от плагиата товарных знаков. «В нашей практике недавно был случай, когда истец по делу отсудил 2 млн рублей», – говорит он. Тем не менее целью обращения компании в суд зачастую является не расчет на покрытие финансовых потерь, а запрет на производство товара другими компаниями. Помимо пензенского предприятия «Бородино» имеет аналогичные претензии к Ярославскому заводу. Суд по этому делу назначен на 27 сентября. Громкий скандал вокруг плагиата может несколько остудить пыл других потенциальных последователей.

Правда, выигрыш в суде остановит не всех. Стратегия выпуска нового продукта, схожего с товаром раскрученной марки, позволяет плагиатору получить прибыль за короткий срок. «Если у компании есть желание быстро снять прибыль, то в случае выпуска на рынок плагиата это удается сделать достаточно оперативно», – считает ведущий консультант агентства «Качалов и коллеги» Феликс Карасев. По словам партнера юридической компании «Городисский и партнеры» Владимира Бирюлина, число судебных разбирательств на тему авторского права на товарный знак с каждым годом увеличивается. Специалисты полагают, что практика выпуска на рынок товаров, содержащих плагиат, вряд ли прекратится в ближайшее время, поскольку с точки зрения бизнеса это выгодно.

Еще по теме