Как избежать срыва поставок

Российский рынок автомобильных грузоперевозок вошел в состояние стагнации. Прошедшей зимой он уже потерял 20 % игроков, и, по прогнозу ассоциации «АвтоГрузЭкс», до конца года эта цифра удвоится. Это, в свою очередь, повлечет рост тарифов, который транслируется в ценники товаров на полках. Один из способов предотвратить развитие негативного сценария — как можно быстрее переходить «в цифру».
Игроки рынка говорят о непомерном росте финансовой нагрузки. По итогам 2024 года рост утильсбора составил до 80 %, лизинговые платежи прибавили более 25 %, ремонт подорожал примерно на 20 %. Кроме того, в марте аналитики зафиксировали падение спроса на перевозки до уровней ниже тех, что были в пандемию.
В итоге рентабельность уходит в минус — инвестпрограммы сворачиваются, лизингодатели изымают технику (случаев стало вдвое больше по сравнению с началом 2024 года), компании закрываются.
Однако помимо финансовых причин на рынок давит недобросовестная конкуренция. Согласно оценкам экспертов, примерно 60 % перевозчиков находятся в серой зоне — не регистрируют водителей как сотрудников, выплачивают зарплаты в конвертах и стараются применять фиктивные режимы налогообложения.
Кроме того, на российский рынок начали экспансию китайские компании, которые процентов на 20 сбивают цены на внутренних маршрутах. Зарубежные грузоперевозчики чаще всего действуют по каботажной схеме — принимая заказы внутри России, чтобы не ехать порожняком обратно в Китай.
Элементы теневого рынка во многом вредят отправителям грузов: это потенциальная угроза срыва поставок и нарушения сроков. Это затрудняет арбитражные разбирательства и в целом не может гарантировать эффективные логистические услуги.
Обеспечить правовую симметрию могут цифровые инструменты — когда каждый элемент сложной инфраструктуры будет зафиксирован и будет функционировать в прозрачной, понятной среде.
Платформенные решения, такие как MasterTMS, становятся все более востребованными на рынке логистики, обеспечивая цифровизацию взаимодействия всех участников цепочки поставок. Реальные кейсы компании демонстрируют снижение транспортных затрат на 9–21 % на каждой отгрузке. Это достигается благодаря интеллектуальным помощникам, основанным на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения.
Система автоматически формирует пул исполнителей на основе рейтингов, распределяет грузы по транспортным средствам и рассчитывает оптимальные маршруты. MasterTMS также обеспечивает мониторинг перевозок в режиме реального времени, отправляет уведомления о возможных рисках и инцидентах, а также автоматизирует документооборот, что минимизирует влияние человеческого фактора.
Цифровизация и автоматизация делают отгрузки более гибкими, прозрачными и устойчивыми к изменениям. Компании, которые активно внедряют эти технологии, получают конкурентное преимущество за счет снижения затрат, повышения точности операций и улучшения клиентского опыта.
Еще по теме





