Top.Mail.Ru
архив

Как мы работаем в странах СНГ

В результате экономического кризиса и обвала рекламного рынка многие отечественные агентства стали искать новые ориентиры, схемы работы и технологии. Российское агентство «Контакт» в прошлом году вышло на просторы СНГ и уже получило крайне ценный опыт на экзотическом для большинства российских рекламистов рынке.

Первым плацдармом для нас стал рекламный рынок Украины. Специально «под кризис» стратегию продвижения на рекламный рынок республик СНГ мы, конечно, не выстраивали. Но, серьезно изучив в начале 1998 года целевые группы потребителей, их настроения, медиа-возможности, мы убедились, что маркетинговые и творческие стратегии, разработанные для наших клиентов в Москве, работают не только в России, но и на Украине и в Казахстане. Презентации, которые мы устроили по поводу освоения новых рынков, понравились многим нашим клиентам (в том числе Berlin Chemie Menarini Group, Raptor, ZOTT).

Мы стали разрабатывать целый ряд программ на рынках. Это коснулось и креатива, который был разработан для России и лишь слегка адаптирован для Украины. А это, согласитесь, заметная экономия расходов для рекламодателя. Мы предложили своим клиентам выработать единую схему работы в России, на Украине, а теперь и в Казахстане. При этом «Контакт» несет ответственность за рекламные кампании, осуществляя их стратегическое планирование и надзор за ними, и отчитывается в едином формате как перед штаб-квартирами фирм, так и перед их представительствами в трех странах.

Конечно, с одной стороны, работать в странах СНГ сложно. Прежде всего это касается Украины: сложившаяся здесь социально-экономическая ситуация признавалась экспертами в последние годы одной из худших в СНГ, а покупательская способность населения остановилась на уровне 1996 года. К примеру, среднемесячные расходы украинцев в первом полугодии 1998 года составляли около $20. Но мы не рекламируем «Роллс-Ройсы» или «Мерседесы». Мы имеем дело с более тонким продуктом - недорогими медицинскими препаратами по цене $1 - 2 за упаковку.

С другой стороны, последствия экономического кризиса ударили по республике не так сильно, как по России. У нас были опасения, что после августа рекламные бюджеты по аналогии с Россией будут заморожены или сильно сокращены. Однако нам удалось убедить клиентов, что и в условиях серьезного спада активности жизнь продолжается и эффективность рекламных усилий может сохраниться на прежнем уровне и даже увеличиться.

Результаты работы оказались обнадеживающими. По данным исследовательской компании Socis Gallup (Украина), продукцию одного из наших клиентов - Berlin Chemie - на Украине смогли назвать в 1997 году лишь несколько респондентов. К концу 1998 года осведомленность о фирме и ее марках увеличилась в четыре раза, причем прирост оказался в три раза выше, чем у конкурентов. Объем продаж за три квартала прошлого года вырос почти вдвое. И это несмотря на то, что работаем мы не в самых благоприятных условиях для развития рынка. Да и рекламный бюджет у нас не самый большой - по этому показателю мы занимаем примерно 14-ю позицию среди других рекламодателей. Так что наши партнеры, судя по их отзывам, остались довольны и кампанией, и «Контактом».

Я бы не сказал, что есть какие-то особые секреты в работе агентства за пределами России, хотя рекламные агентства на Украине и в большей степени в Казахстане отстают, на мой взгляд, от ведущих российских агентств полного цикла на два-три года.

Интерес к работе за пределами России растет. Примерно 25% оборота нашего агентства по итогам прошлого года приходится на Украину и Казахстан. Конечно, это не означает, что мы будем перенацеливать свое агентство на работу «за границей». Но забывать о перспективах этого рынка и о том, что сегодня хорошее время для создания надежного задела в республиках бывшего СССР, тоже не стоит.

Еще по теме