$ 71.02
 80.19
£ 89.24
¥ 66.31
 75.74
GOLD 1774.24
РТС 1235.18
DJIA 25827.36
NASDAQ 10207.63
рынки

Каршеринг выехал на пандемии

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Спустя две недели после полного снятия ограничений на каршеринг спрос на него в Москве вырос относительно докризисных показателей. Вопреки прогнозам скептиков, сервис не просто выстоял, но и приобрел репутацию наиболее безопасной альтернативы общественному транспорту. Участники рынка говорят об увеличении потенциала рынка после пандемии и уверенно строят планы на будущее.

До пандемии COVID-19 услуги каршеринга в столице росли: по итогам прошлого года Москва вырвалась в мировые лидеры в области услуг краткосрочной аренды авто — в 2019 году парк каршеринговых машин в городе достиг 30 тыс. единиц, что в два раза больше, чем в 2018 году. Таким образом, Москва уверенно обогнала другие ведущие мегаполисы мира: в Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Шанхае и других крупнейших городах парк каршеринга не превышает 20 тыс. автомобилей.

Однако карантин вынудил поставить на паузу каршеринговый бизнес: с середины апреля и до конца мая власти Москвы и Санкт-Петербурга приостановили услуги каршеринга в связи с опасностью распространения вируса. Компании, чтобы остаться на плаву, сотрудничали с продуктовыми ретейлерами и осуществляли курьерские доставки, что, конечно, не компенсировало потери от простоя. Нервозную ситуацию усугубляли прогнозы скептиков: мол, даже если ограничения будут сняты, люди в условиях существующей опасности заражения уже не так охотно будут пользоваться совместными авто. Участники рынка с надеждой смотрели в сторону государства. И, как оказалось, не зря.

Винченцо Трани, президент «Делимобиль», рассказал «Ко», что для их компании крайне важно внимание государства к тем проблемам и условиям, в которых оказался бизнес: «Первые меры от государства уже заработали: подписан указ мэра Москвы о пролонгации всех действующих парковочных разрешений на полгода, что дает нам экономию на будущее. Есть и анонсированные программы поддержки и субсидирования каршеринга, и мы, конечно же, надеемся на поддержку нашего бизнеса как неотъемлемой составляющей транспортной инфраструктуры города».

Экономические меры поддержки со стороны Московского правительства и федеральных властей, а также первые итоги работы сервиса после снятия карантинных ограничений (25 мая услуги каршеринга в столице разрешили вновь, с 9 июня сервис заработал в полную силу) внушают оптимизм руководителям каршеринговых компаний.

«В Москве, как и во многих других мировых столицах, бурно развивается новаторский бизнес, в том числе в сфере шеринг-экономики. Вырабатывая меры поддержки, мы ориентировались в том числе и на них, нам важно сохранить диверсифицированную и инновационную структуру экономики города», — рассказал «Компании» заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, руководитель столичного Штаба по экономике Владимир Ефимов.

Обсудив конкретные инструменты с предпринимателями, мы нашли оптимальный инструмент поддержки каршеринга: такие компании получили возможность уже с 15 июня подать заявку на получение столичных субсидий. Мера поддержки предназначена для возмещения кредитов и лизинговых платежей на приобретение новых автомобилей каршеринга, что очень важно в период восстановления бизнеса

— сообщил Владимир Ефимов

Пандемия оказалась катапультой для бизнеса

Первые недели работы после рестарта показывают, что пользователи сервиса в Москве вновь охотно берут автомобили в краткосрочную аренду. О возрождении спроса на свои услуги говорят представители «Яндекс.Драйв», YouDrive, BelkaCar и «Делимобиль».

«Спрос на каршеринг не изменился, напротив, увеличился. Например, вырос спрос на долгосрочные тарифы, так как очень много людей уехали жить в Подмосковье и перешли на удаленную работу, — говорит Екатерина Макарова, сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar. — По сути в период пандемии каршеринг стал гибридом каршеринга и стандартной аренды автомобиля. Причина этого явления лежит в том, что люди пытаются всеми путями избежать пользования общественным транспортом. В каршеринге даже по сравнению с такси передвигаться безопаснее, так как количество людей, использующих каршеринговые авто, меньше, плюс отсутствует водитель».

В компании «Делимобиль» подтверждают оживление спроса. И именно по причине безопасности. Винченцо Трани считает, что «выход из режима самоизоляции спровоцировал повышенный интерес к сервису каршеринга, потому что он оказался наилучшим и безопасным решением как с точки зрения соблюдения социальной дистанции в пути, так и профилактических мер, которые мы осуществляем для регулярной дезинфекции и обработки машин». Социологические опросы подтверждают тенденцию: в начале пандемии только 2 % россиян говорили, что готовы пользоваться каршерингом (в Москве и Санкт-Петербурге эта цифра достигала 7-8 %), сейчас на каршеринг готовы перейти уже 17 % опрошенных россиян.

Таким образом, текущая ситуация увеличила потенциал рынка в разы, а может быть — даже на порядок. Фактически пандемия оказалась катапультой для услуг каршеринга

— полагает Трани

Выгода при поездках по городу

Возрождение спроса на каршеринговые услуги в России во многом связано и с экономической составляющей.

По оценкам компании «Фридом Финанс», стоимость владения автомобилем с учетом амортизации, остаточной стоимости, топлива, технического обслуживания и страхования в России составляет от 20 тыс. руб. в месяц, или около 12 руб. за каждый километр пробега. За эти деньги можно ежедневно минимум по два часа пользоваться каршерингом. А с учетом платных парковок, что добавляет к стоимости владения своего авто еще минимум 15 тыс. руб. в месяц в Москве, каршеринг становится еще более выгоден.

«Если сравнить стоимость владения личным автомобилем, то каршеринг обойдется дешевле на 40 тыс. руб. ежегодно, если поездки будут осуществляться по городу, — соглашается с этими оценками Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы компаний "Автоспеццентр". — Но если же использовать транспортное средство более активно — для путешествий, регулярных поездок за город, — то аренда выйдет дороже, примерно на 20 тыс. руб. В сравнении с долгосрочной арендой авто, которая может составлять от 29 тыс. руб. для авто из массового сегмента и от 47 тыс. руб. для премиум-автомобиля, наличие личного автомобиля получается более выгодным».

Таким образом, наиболее перспективной целевой аудиторией для каршеринга являются молодые люди, которым, скажем, не надо регулярно возить семью на дачу. «По сути каршеринг — недавно возникший сегмент рынка, соответственно, целевая аудитория сервисов — молодые активные пользователи смартфонов, в основном проживающие в мегаполисах, — продолжает Авакян. — Сервисы краткосрочной аренды за счет доступности, простоты, меньшего уровня ответственности более привлекательны для россиян в возрасте 18–25 лет. А иметь личный автомобиль предпочитают люди постарше, со стабильным финансовым достатком».

Личный автомобиль против каршеринга

Аналитическая компания Data Insight подсчитала, что эксплуатация личного автомобиля Hyundai Solaris в Москве при небольшом среднегодовом пробеге в 5 тыс. км обойдется сейчас владельцу в 329 тыс. руб. в год, а проехать аналогичное расстояние на каршеринговом автомобиле будет стоить втрое дешевле — 102 тыс. руб. 

При среднегодовом пробеге в 10 тыс. км расходы на каршеринг уже выйдут примерно на треть дешевле: 340 тыс. руб. против 211 тыс. руб. Но ситуация изменится при более значимом пробеге: если он достигнет показателя в 20 тыс. км, то пользование личным автомобилем обойдется уже в 361 тыс. руб., а на каршеринге — 423 тыс. руб.

прочитать весь текст

Курс на дельнейшее развитие

Представители каршеринговых компаний признают, что пандемия притормозила процесс их развития, однако возрождение спроса позволяет им говорить о новых планах. «В Москве с ноября прошлого года наш автопарк расширялся, но на период действия запретов нам пришлось отложить запуск новых машин в автопарк, так как мы работаем с инвесторами, которые любят стабильность. Мы создаем планы с консервативным подходом, чтобы удержаться в их рамках даже в сложный период. — говорит Винченцо Трани. — Наша главная задача сейчас — финансово нарастить бизнес, используя открывшийся потенциал, интегрируя в сервис самые технологичные решения. Пандемия спровоцировала как рост цифровых и мобильных решений, так и степень потребительской вовлеченности в их применение, и каршеринг здесь оказался на передовой».

В частности, представители каршерингового бизнеса считают перспективным направление развития тарифов для пользователей в зависимости от их манеры вождения. Чем аккуратнее водит клиент, чем строже соблюдает правила дорожного движения и эксплуатации, тем привлекательнее для него цена аренды и дополнительные условия.

Одновременно в каршеринге после пандемии будет сделан больший фокус на новую аудиторию — женщин. «Сейчас в сервисах каршеринга 85 % пользователей — это мужчины, и в ближайшее время доля женщин будет расти», — прогнозирует Екатерина Макарова.

Практически во всех каршеринговых компаниях «Ко» подтвердили, что планы и задачи на ближайшее время во многом связаны и с мерами поддержки со стороны города. В июне стартовал процесс подачи заявок на получение столичных субсидий операторами каршеринга. Заявку можно подать до 26 июня. Эти меры помогут активнее обновлять и расширять автопарк, считают игроки рынка и надеются на дальнейшее внимание со стороны города.