КАСКОдеры
Кто хотя бы раз страховал свой автомобиль в автосалоне непосредственно после покупки, неизбежно сталкивался с ситуацией, когда примерно через 11 месяцев после этого знаменательного события наступал настоящий кошмар: телефон раскалялся от звонков желающих «оказать содействие» в оформлении полиса каско.
Уже не первый год мечтаю найти того «заботливого» сотрудника автосалона или страховщика, который послал мне «черную метку», внеся мобильный телефон в какую-то свою «секретную» базу данных, доступ к которой, как иногда кажется, может получить буквально любой желающий. Но на этот раз ставшие неприятным, но необходимым ежегодным развлечением звонки неожиданно оказали мне неоценимую услугу.
Устав от донимающих каждый день страховых брокеров, я решил ради приличия поинтересоваться стоимостью полиса каско. Озвученная цифра повергла в настоящий шок. Сумма оказалась ровно в два раза больше, чем в сентябре прошлого года. Объяснение было ожидаемым: курс доллара, рост цен на автозапчасти и т.п. В результате нехитрых вычислений стало понятно: вместо прошлогодних 4,5% от оценочной стоимости автомобиля с меня пытаются содрать более 10%.
Несопоставимость цены полиса каско со стоимостью автомобиля особенно заметна на рынке trade-in, говорит заместитель генерального директора по страховой телематике Meta System Rus Тимур Кузеев. Эксперт отмечает, что стоимость страхования трехлетнего автомобиля составляет теперь не менее 12–15% от оценочной стоимости.
Страховка от доллара
«С первого квартала текущего года изменение тарифов на автокаско носило исключительно локальный характер – они менялись как в меньшую, так и в большую сторону, в зависимости от изменения риска угонов по отдельным моделям, а также стоимости запасных частей на некоторые модели», – говорит руководитель управления андеррайтинга компании «Альфастрахование» Илья Григорьев. Он апеллирует к данным официальной статистики: если взять средний тариф в IV квартале 2014 г. и средний тариф во II квартале 2015 г. по Топ‑12 компаниям рынка каско, то мы действительно увидим, что изменение составило ничтожные 0,03 пп. – средний тариф вырос с 5,29 до 5,32%. Конечно, в данном случае нужно иметь в виду, что проценты могли остаться примерно на прошлогоднем уровне, по крайней мере, официальные, но стоимость автомобилей выросла, а значит, не в процентном, а в денежном выражении каско все-таки подорожало. «Если брать наш портфель в целом, то по сравнению с началом текущего года и концом прошлого года средний тариф демонстрирует снижение, которое вызвано более широким использованием франшизы, а также большей доли безубыточной пролонгации, – успокаивает Илья Григорьев, но тут же признает. – Средняя премия (в денежном выражении. – Прим. «Ко») вследствие роста стоимости автомобилей идет вверх. Средняя стоимость владения каско увеличилась примерно на 30–40% по сравнению с прошлым годом. Конкретная величина определяется тем, насколько изменилась стоимость конкретных марок». Но запросив оценку стоимости полиса на отдельно взятый автомобиль и конкретного водителя, корреспондент «Ко» так и не смог получить конечную цифру! Сотрудники страховых компаний просто отказывались ее называть по телефону, рекомендуя подъехать в офис. Такую скрытность один из страховщиков объяснил указаниями руководства компаний, которые не хотят придавать огласке столь значительный рост тарифов, который не отражен в официальной статистике: «Нам проще при личной встрече объяснить клиенту, что есть возможность снизить цену за счет применения франшизы, чем сразу же услышать короткие гудки после того, как клиент услышит кратно выросшую цену каско», – пояснил на условиях анонимности сотрудник одного крупного страховщика в Москве.
«Несмотря на то, что стоимость полисов каско на отдельные марки и модели выросла почти двукратно, официальная статистика показывает в среднем по рынку всего лишь 15-процентное увеличение стоимости проданных полисов каско по сравнению с первым полугодием 2014 г.», – подтверждает руководитель проектов «Русского автомотоклуба» (РАМК) Наталья Дронова. «С начала года было две волны подорожания полисов каско, на некоторые модели стоимость каско выросла в два и более раза: с 4–5% до 10–15% от стоимости автомобиля. Стоимость каско на автомобили премиальных брендов выросла, конечно, меньше, но ряд страховщиков либо вовсе отказался от страхования «премиума», либо серьезно ограничил сегмент авто, которые страхуют по модели, стажу, возрасту водителей», – не хочет покрывать сговор страховщиков председатель совета директоров группы «Модус» Алексей Лещенко.
«С начала года рубль подвергся сильной девальвации, и его курс за этот период по отношению к доллару и евро упал почти вдвое. Это повысило расходы страховых компаний по выплатам, ведь стоимость запчастей для автомобилей импортной сборки существенно выросла, поскольку цена новых деталей составляет около 50% всех трат на ремонт авто, – рассуждает генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «Автоспеццентр» Алексей Гуляев. – С падением курса рубля увеличилась стоимость и самих машин в рублевом эквиваленте, а поскольку цена полиса каско формируется из расчета определенного процента от стоимости авто, то вместе с подорожанием ТС дорожает и каско». Вроде бы все достаточно логично, однако есть одно «но», о котором и страховщики, и дилеры стараются не упоминать: стоимость полисов увеличилась вдвое, а вот цену автомобилей ни один из дилеров вслед за курсом доллара и евро автоматически не повысил, максимальный рост ценников составил порядка 40% на отдельные модели и комплектации. «Безусловно, страховые компании закладывали эти риски (возможного резкого повышения стоимости авто уже во время действия полиса. – Прим. «Ко») еще в первые волны кризиса. К тому же ряд автопроизводителей сейчас продают свои модели на уровне или даже чуть ниже их себестоимости – в надежде на дальнейшую прибыль с продажи оригинальных запчастей на них в будущем», – говорит Наталья Дронова. Получается, что объективных причин для кратного роста стоимости полисов нет – сами страховщики, понеся убытки в результате резкой девальвации рубля, решили перестраховаться и фактически предлагают клиентам переплатить, сразу компенсировав гипотетические потери от дальнейшего падения курса нацвалюты до 80–100–120 руб. за доллар. Если же этого не произойдет, то разницу в цене полиса каско можно будет записать себе в прибыль.
Тариф «Заградительный»
Чтобы оправдать кратное повышение стоимости полисов, страховщики ищут хоть какие-то причины. Как это часто бывает, когда резонных аргументов нет, в ход идут отсылы к мифическим убыткам от всплеска мошеннических действий с застрахованными авто и угонов, который якобы произошел одновременно с девальвацией рубля. Но официальная статистика эту версию не подтверждает, по крайней мере, по части угонов. Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Виктор Коваленко раскрыл статистику угоняемости за первые шесть месяцев текущего года: с начала года зафиксировано более 5,1 тыс. автоугонов, что на 12% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.
Наиболее популярной у злоумышленников стала Mazda3 (угнано 150 машин) и Lada Priora. Также успехом пользуются Kia Rio (угнано 120 машин), Hyundai Solaris (угнано 110 машин), Ford Focus, Range Rover и почти весь модельный ряд Toyota. Но по какой-то удивительной причине ни одна из указанных моделей не попала в рейтинг тех авто, каско на которые подорожало сильнее всего. По словам Алексея Лещенко, наибольший рост продемонстрировали полисы на модели Infinity FX, Lexus GS, BMW X5, BMW X6. Рост тарифов каско в данном сегменте значительно выше, чем удорожание запчастей и автомобилей, как раз в связи с высоким уровнем мошенничества и угонов, констатирует эксперт.
Сложно выделить конкретные модели, подорожавшие большего всего, скорее можно говорить, что повышение в первую очередь коснулось моделей «массового» спроса стоимостью до 1 млн руб., которые в текущем году испытали наименьшее снижение объемов продаж (корейские марки). Также ощутимо выросли тарифы на авто с пробегом. Многие компании отказывались страховать автомобили с пробегом в начале 2015 г., потом ряд страховщиков открыл продажи, но сильно вырос тариф и/или обязательно стала применяться франшиза. Для примера: страховка каско на BMW 5-й серии 2010 г. выпуска в 2015 г. возможна на условиях пролонгации в той же страховой компании без скидки и с применением франшизы 30 000 руб. при стоимости каско 10% от стоимости автомобиля, а переход в другие СК либо невозможен, либо действует тариф «заградительный» (от 18 до 26%). Причем это расчет при отсутствии заявленных убытков в предыдущий период. «Например, в июле 2014 г. каско на Toyota Land Cruiser 200 стоило около 150 000 руб., в июле этого года – уже в среднем 280 000 руб. Но нужно учитывать, что тарифы очень сильно различаются у разных компаний. У некоторых страховка доходила до 500 000 руб.», – рассказывает руководитель отдела страхования и кредитования суперавтомаркета «Формула 91» Анастасия Кушнарева. По ее словам, некоторые компании вообще отказались страховать определенный ряд европейских марок, так как это стало слишком убыточным.
Финансовая нестабильность ведет к увеличению случаев мошенничества на страховом рынке. Причины разные: кто-то, предъявив подложные документы, хочет получить возмещение, которое без этих «бумажек» ему не положено. Некоторые владельцы кредитных транспортных средств сталкиваются со сложностями в обслуживании займов и решаются на отчаянный шаг: загоняют свою машину в лес и поджигают, либо топят в реке. Получив возмещение, они часть денег «честно» выплачивают банку, а остальные кладут себе в карман, даже не отдавая отчет, что совершают уголовное преступление. Поймать таких бытовых горе-мошенников, пытающихся решить свои финансовые проблемы за счет страховщика, не составляет труда. Гораздо опаснее организованные группы, которые используют куда более изощренные схемы обмана страховых комиссаров.
«Одна из распространенных схем мошенничества с «тоталем» – это страхование уже разбитого ТС, возможно, в нескольких страховых компаниях. Также недавно выпущенные модификации старых моделей претерпели изменения, которые делают полную конструктивную гибель более вероятной. Например, Hyundai Solaris и Kia Rio со светодиодными элементами в фарах, из-за чего стоимость ремонта при переднем ударе (бампер, две фары) увеличивается в разы», – раскрывает секреты мошенников директор по страхованию Intouch Василий Бусаров. Распространены случаи разбора ТС на запчасти и инсценировки угона – данный вид мошенничества стал более распространенным за счет того, что цены на запчасти выросли больше, чем на автомобили. Кроме того, на рост мошенничества в последние пару лет оказали влияние законодательные нововведения: например, распространение закона «О защите прав потребителей» на страховые выплаты. Благодаря этому, мошенники могут дополнительно к страховой выплате получить через суд штраф в размере 50% от выплаты. Также проблемы на рынке ОСАГО вызвали рост числа юридических посредников для ведения судебных тяжб со страховыми компаниями, что провоцирует бытовое мошенничество.
Сотня спартанцев в каско
Продажи полисов каско демонстрируют рекордное падение: по данным ЦБ, в первом полугодии 2015 г. страховщиками было заключено 1,9 млн договоров, что на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «В основном подобная динамика в сегменте каско обусловлена падением авторынка: по данным комитета АЕБ, объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России за восемь месяцев сократился на 33,5% по сравнению с АППГ. Причиной тому – сокращение объемов автокредитования как физических, так и юридических лиц: высокая ставка рефинансирования в условиях снижения покупательной способности и реальных доходов граждан, ухудшения их материального благосостояния создает высокие риски для кредитных отношений», – перечисляет негативные факторы директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Поскольку большинство автокредитов выдается только при условии страхования транспортного средства по каско, окончательное решение о кредите принимается гражданами с учетом как процентных ставок, так и стоимости автострахования, которое прибавляет значительную сумму к первоначальному взносу.
Тимур Кузеев говорит, что ситуация значительно хуже, чем это пытаются представить сами участники рынка. По его оценкам, падение объемов рынка каско в конце лета составило до 50%. И это еще не предел. «Сегмент автострахования сегодня часто балансирует на грани убыточности, и в том числе из-за порочной практики прошлых лет, когда компании платили завышенные комиссии посредникам и покрывали убытки не из резервов, а за счет привлечения новых клиентов. Еще не все компании смогли выбраться из этого порочного круга», – напоминает заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор Александр Цыганов. Именно поэтому отдельные компании решили сделать паузу и выставили «заградительные тарифы» по каско, чтобы дождаться стабилизации рынка и не терять деньги на продаже страховок. «Мы прогнозируем изменение структуры портфеля каско в сторону продуктов с ограниченным покрытием», – добавляет директор филиала компании «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Игорь Лагуткин. «Те автостраховщики, которые вслед за ростом убыточности проводят санацию портфелей (повышают тарифы и отказываются от высокоубыточных клиентов), несмотря на сокращение страховых взносов, останутся надежными и смогут выполнять свои обязательства в полном объеме – финансовые показатели таких компаний улучшатся», – считает директор по страховым рейтингам RAEX («Эксперт РА») Наталья Данзурун. Страховщики, которые решили нарастить объем взносов за счет сохранения низких тарифов и привлечения клиентов тех компаний, которые повысили тарифы, скорее всего, не смогут сформировать резервы в должном объеме. При наступлении страховых случаев клиенты таких компаний будут испытывать трудности с получением выплат в полном объеме. При реализации наиболее негативного сценария страховщики, проводящие политику демпинга, начнут массово покидать рынок, заключает эксперт. «А если учитывать общую политику Центрального банка Российской Федерации, который принял очень жесткие, но справедливые условия работы для страховщиков с точки зрения их активов, мы можем наблюдать ситуацию, когда к I кварталу следующего года может остаться не больше 100 компаний из сегодняшнего списка активных страховщиков (сейчас их порядка 250. – Прим. «Ко»)», – прогнозирует Тимур Кузеев. То есть с рынка могут уйти более 60% игроков.