"Халява, cэр..."
Вот уже год как британские провайдеры Интернета проявляют "необъяснимый" альтруизм. Он выражается в желании предоставить соотечественникам услуги по минимальной цене, а лучше всего - бесплатно. Сходные симптомы наблюдаются и в практике Интернет-компаний других стран, однако в Великобритании эта тенденция стала приобретать характер эпидемии.
Началось все в 1998 году, когда компания Dixons открыла Freeserve - бесплатную службу доступа в Интернет. Как выяснилось, слово "халява" греет души не только россиянам: через полгода число клиентов, пользовавшихся услугами Freeserve, достигло 1,7 млн человек. Это обстоятельство заставило всерьез задуматься конкурентов - для них каждый день промедления означал потерю тысяч клиентов. Первым из конкурентов примеру Dixons последовала компания Localtel с дочерним провайдером Screaming.net. Затем по тому же пути двинулись British Telecom со своей службой Greatxscape, телекорпорация ВВС и многие другие. Число компаний, желающих предоставить пользователям бесплатный (или почти бесплатный) доступ в Интернет, увеличивалось лавинообразно - летом 1999 года в Великобритании таких провайдеров насчитывалось уже около 400.
Британцы оказались благодарными потребителями бесплатных услуг. Некоторые компании (например, та же Localtel) одно время даже сталкивались с техническими трудностями, возникшими из-за невиданного наплыва пользователей Интернета. За 1999 год их количество в Великобритании увеличилось на 25%, и к концу декабря уже 37% взрослого населения островов приобщились к WWW. Это неудивительно, ведь для рядового потребителя неважно, какая именно блажь вынуждает поставщика работать без видимой для себя выгоды, а напоминания скептиков о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, в таких случаях, как правило, не действуют.
Впрочем, около трети британских пользователей Интернета не поддались на заманчивые предложения и остались верны платным провайдерам. Причина такой верности заключалась в осторожности: эти 33% не были уверены в качестве "бесплатного сыра".
Однако даже для соблазнившихся "бесплатным сыром" некоторые услуги сохранились платными. Клиентам затеявшей "бесплатную Интернет-лихорадку" компании Freeserve приходилось платить за услуги телефонной связи, поскольку в Великобритании существует повременная оплата переговоров (достоинства и недостатки "повременки", видимо, предстоит оценить в недалеком будущем и российским абонентам).
В марте 2000 года американская компания Altavista, владеющая одноименным поисковым сервером, подлила масла в огонь борьбы за британских посетителей Интернета. Компания заявила о предоставлении британским пользователям доступа в Интернет всего за 10 фунтов в год (плюс единовременный взнос в 36 фунтов) без дополнительной платы за телефон. Кроме того, Altavista подстегнула желающих заявлением о том, что количество столь льготных клиентов будет ограничено 500 тыс. человек.
Однако британские провайдеры решили не выдавать соотечественников иностранному капиталу. Через неделю после заявления Altavista две британские компании - Breathe и LineOne совершили ответный ход, заявив, что готовы предоставить пожизненный доступ в Интернет за единовременный взнос (50 и 20 фунтов соответственно) без всякой дополнительной ежегодной платы. К ним присоединилась занимающаяся телефонной связью и кабельным телевидением компания NTL, анонсировавшая бесплатный Интернет по собственным телевизионным каналам с 17 апреля этого года. Впрочем, названные компании, совершая рискованные шаги, все же подстраховались. Предоставляя бесплатный доступ в Интернет, NTL поставила непременным условием наговаривать по обычному телефону не менее чем на 10 фунтов в месяц, а LineOne - тратить не менее 5 фунтов в месяц на переговоры, используя телефонные линии своего партнера Quip. Компания же Breathe решила для начала ограничиться уже имеющимися 50 тыс. клиентов без всяких дополнительных требований, но сообщила при этом, что оставляет за собой право отключать связь (вот оно, "качество сыра"). Очевидно, теперь надо ждать от какой-нибудь компании предложения пожизненного Интернета по бесплатным телефонным линиям без каких бы то ни было денежных вложений.
По другому пути пошла компания Totalise, основанная летом 1999 года и получившая недавно от Internet Service Providers Awards приз "Лучший провайдер услуг для пользователей". Основатель компании Питер Грегори предложил нестандартную для Интернет-бизнеса схему: начав пользоваться услугами Totalise, клиент становится одновременно совладельцем компании и делит с нею прибыль от входящих телефонных звонков. Доходы клиента тем выше, чем больше времени он находится на линии. Таким образом, пользователь получает не только доступ в сеть, но и возможность уже через год полностью окупить все начальные расходы при условии пользования Интернетом не менее 10 часов в месяц. Как тут не вспомнить пирамиду МММ, светлая ей память?!
В настоящее время британские пользователи весьма довольны сложившейся ситуацией, но, похоже, вскоре правительственные структуры лишат англичан возможности завидовать самим себе. Не скупиться на бесплатные услуги провайдерам позволяют особенности английской телефонии. Оператор телефонной связи (владелец узла) и адресат получают неплохие проценты от оплаты звонков на номера, начинающиеся с 0800. Эти номера принадлежат колл-центрам, платным справочным, службам заказа товаров и услуг по телефону... Бесплатные провайдеры являются сами себе операторами узлов и адресатами, получая таким образом двойные доходы.
Политика переманивания клиентов за счет предложения бесплатного доступа в Сеть оказалась столь успешной, что телефонные компании, не являющиеся одновременно провайдерами Интернета, стали терпеть серьезные убытки: по некоторым оценкам, около трети от общего количества звонков в Великобритании совершается для соединения с WWW. В ответ на жалобы чисто телефонных компаний правительственная организация Oftel планирует осенью 2000 года пересмотреть систему распределения доходов от оплаты телефонной связи. То же самое порекомендовала сделать британскому правительству и Европейская комиссия. В результате доходы операторов связи, многие из которых в настоящее время являются одновременно Интернет-провайдерами, будут составлять всего 7-10% от оплаты за услуги связи, то есть на 30% меньше, чем сейчас. Если правительство претворит задуманное в жизнь, то к 2002 году основной источник доходов английских провайдеров иссякнет.
Согласно прогнозам исследовательской компании Forrester Research, после внесения соответствующих коррективов в законодательство доходы английских операторов понизятся до общеевропейского уровня, и лет через пять о нынешних бесплатных провайдерах никто уже не вспомнит. Конечно, останутся иные возможности извлечения прибылей - он-лайновые магазины, банки, реклама, Интернет-видео. Некоторые компании уже сейчас используют их вовсю. Скажем, та же Freeserve активно налаживает связи с электронными магазинами.
Впрочем, это дела не самого ближнего будущего. 2000 год, как показало исследование газеты Guardian, пройдет для британцев под девизом "дают - бери", в результате чего к концу года половина населения страны будет иметь выход в международную информационную сеть.