Top.Mail.Ru
архив

Коктейль из грязи и асфальта

Все смешалось в мире внедорожников. И наиболее ярким подтверждением тому – LandRover Freelander и RenaultScenicRX4. Первый автомобиль плоть от плоти легендарных британских машин – бескомпромиссных бойцов с грязью, песком и снегом, – но создан при этом специально «для асфальта». Второй – типичный семейный микровэн, максимально утилитарный, но весьма неплохо приспособленный для езды в сложных дорожных условиях. Одним словом, «коктейли». Попробуем их «на вкус».

Freelander – первый в модельной линейке LandRover автомобиль, внедорожные качества которого если не отошли на «второй план», то, по крайней мере, не ставятся во главу угла. Он имеет несущий кузов, независимую подвеску передних и задних колес, а в трансмиссии отсутствует блокировка дифференциала. Все это – типичные признаки машины, которая рассчитана не на заядлых «джиперов», а на людей, покупающих автомобиль в основном для поездок по асфальту и на грунтовый проселок выбирающихся чаще всего по выходным.

Внешность Freelander, пожалуй, выбивается из родового стиля LandRover, где главенствуют строгие, прямые линии. Однако принадлежность автомобиля к знаменитой британской марке можно определить не только по шильдикам на крышке багажника и капоте. Его пропорции выдержаны в фирменном ключе, хотя формы кузова более обтекаемы. Бросаются в глаза мощные бамперы и колесные арки, сделанные из нарочито грубого, некрашеного пластика. С такой обвеской можно съезжать с накатанной колеи и штурмовать придорожный кустарник, не боясь за сохранность лакокрасочного покрытия.

Забираемся в салон. Водитель и передний пассажир сделают это легко и непринужденно, а вот задним пассажирам придется подобрать подол пальто или плаща, иначе не избежать грязных разводов на одежде – удобной посадке мешают выступающие колесные арки. Интерьер Freelander рассчитан на суровые условия эксплуатации: жесткий пластик панели приборов и многочисленных карманов и боксов; «антивандальная» тканевая обивка сидений и внутренних панелей дверей; легко снимаемые резиновые коврики, которыми выстланы все ниши и выштамповки для хранения мелочевки. Хозяину автомобиля можно не бояться садиться в салон в грязной одежде – скажем, после покорения буераков на горном велосипеде. И тканевая обшивка, и пластик легко очищаются от грязи. Общее впечатление от салона – просто, но не скучно, и при этом очень практично. А по количеству мест для хранения перчаток, бутылок, дорожных атласов и прочих мелких и необходимых вещей Freelander не уступит иному минивэну.

К рабочему месту водителя претензий практически нет. Правда, для того чтобы максимально удобно устроиться за рулем, не хватает регулировки сидения по высоте. Валики боковой поддержки есть, но они явно не рассчитаны на то, чтобы удержать водителя в крутых поворотах на больших скоростях. Впрочем, при движении по косогору они успешно справляются со своей задачей, не позволяя водителю вываливаться из кресла. Для поездок по бездорожью пригодилась бы «площадка» для левой ноги – при сильном раскачивании кузова она послужила бы дополнительным упором. Однако англичане эту деталь почему-то старательно игнорируют. Зато очень удобен руль – с таким штурвалом в руках забываешь о некоторых неудобствах. В том числе и о мелковатой, как показалось, оцифровке спидометра и тахометра.

На центральном тоннеле – селектор «автомата» со значками «+» и «–». Эта пятиступенчатая АКПП Steptronic с возможностью ручного переключения передач досталось LandRover в наследство от BMW (напомним, что британская марка до недавнего времени принадлежала немцам). Такие «коробки» устанавливаются на все продающиеся в России Freelander с бензиновым двигателем в 2,5 л. Автомобили с менее мощными моторами в 1,8 л комплектуются исключительно «ручными» КПП.

Завожу мотор. На руле и селекторе автомата – никаких вибраций. Нажимаю на педаль газа – автомобиль откликается приятным низкочастотным «баритоном» V-образной «шестерки» мощностью 177 л.с.

Перевожу рычаг селектора в положение «D». Активно стартую. Автомобиль очень резво набирает максимальные 180 км/ч (разгон до 100 км/ч – за 10,1 с). Передачи «втыкаются» плавно и без рывков. Тем не менее «коробка» несколько запаздывает при переключении вниз. Например, хочешь быстро перестроиться в плотном городском потоке на скорости около 90 км/ч, резко нажимаешь на педаль газа (режим kick-down), а автомат «задумчиво» переходит с пятой передачи на четвертую и лишь затем на третью. Времени для маневра при этом остается мало.

В «спортивном» режиме (селектор АКПП переведен вправо, а в окошке на панели приборов загорается буква «S») передачи меняются более активно, а пятую «автомат» практически не использует. Однако характер поведения «коробки» принципиально не меняется. В «ручном» режиме тот же недочет. Толкаешь рычаг вперед или назад – секундная пауза, и только потом происходит переключение. Зато несомненный плюс этой опции – возможность эффективно тормозить двигателем.

На трассе Freelander весьма уверенно держит прямую. Независимая подвеска не позволяет автомобилю раскачиваться на волнах асфальта, машина весьма комфортно преодолевает крупные неровности, но при прохождении мелких швов и стыков асфальта кузов бросает в нервную дрожь. А вот в резких поворотах меня не оставляло ощущение, что автомобилю кто-то норовит поставить «подножку» – высокий центр тяжести не способствует устойчивости Freelander.

Свернул на проселок. Автомобиль словно почувствовал родную стихию. Вот что такое наследственные черты: как в домашнем спаниеле никогда не убить охотничий дух, так и LandRover всегда будет комфортно чувствовать себя на плохой дороге.

Завидную проходимость обеспечивает постоянный полный привод. Энергоемкая подвеска успешно справляется с ухабами и ямами. Автоматическая коробка, кстати, очень гармонично смотрится на бездорожье. Именно она помогает одолевать крутые подъемы – при штурме очередной горки нет необходимости жечь сцепление. В экстремальных ситуациях союзником водителя выступает система распределения тяговых усилий ETC, которая подтормаживает буксующие колеса, перебрасывая таким образом крутящий момент на колеса, имеющие лучшее сцепление с поверхностью.

Спускаться с горки также помогает электроника – система контроля за спуском HDC (Hill Descent Control). Она выборочно подтормаживает колеса автомобиля, автоматически поддерживая скорость на уровне не более 9 км/ч. При этом трогать педаль тормоза не рекомендуется. Система работает при движении и вперед и назад. Одним словом, на плохой дороге автомобиль мне понравился больше, чем на асфальте. И дело здесь отнюдь не в магии брэнда.

Freelander V6 с «автоматом» официальные дилеры предлагают минимум за $35 900. Автомобиль с двигателем 1,8 л и механической коробкой передач стоит $26 442. Разница значительная. Таким образом, машина выступает сразу в двух ценовых категориях: дешевый вариант конкурирует с НyundaiSantaFe, HondaCR-V, Suzuki GrandVitara. Более мощной версии Freelander предстоит бороться за место под солнцем с NissanX-Trail и FordMaverick.

Минивэн для бездорожья

Признаюсь честно: к RenaultScenicRX4 я присматривался давно. Этот автомобиль заочно был мне очень симпатичен. Нравилась сама идея скрестить минивэн (пусть и маленький) с джипом. По-моему, для российских условий – это апофеоз практичности. Француз Ян Доризон, руководитель пресс-службы ОАО «Автофрамос» и мой ровесник только утвердил меня в симпатии к этому автомобилю, сказав: «Во Франции не так много мест, где бы этот автомобиль смотрелся гармонично. Ну разве что в горнолыжном Шамони… Для Парижа эта машина слишком брутальна. Да и переплачивать за Rх4 у меня на родине не всегда целесообразно. Но для России ScenicRX4, на мой взгляд, – машина мечты. В ее внешнем облике достаточно агрессивности. Полный привод идеален для ваших дорог. Салон многофункционален».

Причем, что любопытно, у ScenicRX4 на российском (да и мировом) рынке нет одноклассников: еще никто из автопроизводителей не решился на такой симбиоз. Впрочем, подобные автомобили весьма популярны в Японии, и как следствие на вторичном рынке Дальнего Востока. Однако полноприводных минивэнов с «европейским» рулем японцы не выпускают.

Удивительно, насколько могут изменить облик автомобиля такие, казалось бы, мелкие детали, как пластиковые накладки из неброского черного пластика, поднятый на десяток сантиметров кузов (клиренс у RX4 составляет внушительные 21 см – почти как у «Нивы») и вынесенное на крышку заднего багажника запасное колесо в эффектном пластиковом кожухе. Вряд ли обычный Scenic заставит обернуться ему вслед, а вот его полноприводный собрат приковывает к себе внимание с первого взгляда.

Конечно, пластмасса, которая используется в отделке салона, может вызвать легкое недоумение у придирчивого пользователя, который знаком, к примеру, с немецким качеством материалов. Но проходит час, и о невзрачном пластике забываешь, а интерьер начинает вызывать в основном положительные эмоции. Светлый салон, огромные окна и высокий потолок создают ощущение простора. Высокая «автобусная» посадка позволяет без труда найти оптимальную позу и уверенно маневрировать в городском трафике – возникающие заторы хорошо просматриваются поверх «низкорослых» машин. Подсвеченные алым цветом стрелки и шкалы на белых циферблатах выглядят в темноте очень эффектно и легко читаются.

При первом знакомстве почти горизонтальный «автобусный» руль кажется не совсем удобным. Но в движении расположение «баранки» нисколько не раздражает. Единственный, пожалуй, заметный минус такого руля – его не очень удобно вращать одной рукой при движении задним ходом, особенно когда пытаешься выбраться из снежного плена.

Двухлитровый мотор надежен в обгонах, и его возможностей вполне хватает для активной езды и резкого старта (здесь союзником выступает полный привод). Тормоза (дисковые спереди и сзади) отлично справляются со своими обязанностями. Управляется RX4 очень просто и понятно. Конечно, он слегка кренится в поворотах, машину заметно покачивает на волнах асфальта, но эти недочеты не столь явственны, чтобы вызывать раздражение.

Автомобиль не располагает к постоянным обгонам и резким перестроениям. У RX4 ярко выраженный характер семейной машины. На нем хочется выбраться веселой компанией на пикник или всей семьей отправиться в путешествие по «Золотому кольцу». Или на горнолыжный курорт – скажем, в Финляндию. Автомобиль весьма комфортен в дальних поездках: этому способствуют и удобная посадка (как водителя, так и пассажиров), и мягкая подвеска, и, конечно, предметы «домашнего обихода» – бесчисленные «бардачки», ящички, столики на спинке заднего сиденья, гнездо прикуривателя для задних пассажиров (детям можно подключить видеомагнитофон), задние кресла, каждое из которых можно двигать вперед-назад (таким образом обеспечивается дополнительное место в багажнике).

Агрессивный внешний вид RX4 и его высокая посадка провоцируют водителя на покорение целины. Однако здесь надо соблюдать чувство меры. Машина спокойно запрыгивает на бордюр, не боится в меру высоких бугров и камней, но желательно, чтобы в этом случае под колесами у нее была твердая поверхность. В глубокий мокрый снег (больше 20 см), глиняную жижу или рыхлый песок на RX4 лучше не соваться. Задний мост подключается только при пробуксовке передних колес, и этих мгновений иногда не хватает на то, чтобы выбраться из западни. Двухлитровый мотор неплох на скорости, но для покорения бездорожья ему не хватает тяги в самом «низу». Мои попытки штурмом преодолеть нерасчищенную дорогу до дачного участка в конце концов увенчались успехом, но при этом запахло жареным. Сцеплением. Чтобы выбраться из снежного плена, приходилось раскручивать двигатель до 3000 – 4000 оборотов и довольно резко бросать педаль сцепления. Однако машина ни разу не застряла, сев «на брюхо», – а это, пожалуй, самая сложная ситуация при поездках off-road.

Renault Scenic RX4 появился на российском рынке прошлым летом, но с тех пор продано уже около 200 таких машин, а к концу 2001 года возник даже дефицит автомобилей. Благодаря вполне разумной цене – $24 900 – RX4 расходятся, как горячие пирожки. При сходных потребительских качествах его относительные одноклассники (повторимся, что этот автомобиль очень самобытен) SubaruForester или ToyotaRAV4 значительно дороже.

Большему успеху мог бы поспособствовать богатый выбор комплектаций, но французы поставляют в Россию только один вариант автомобиля – двухлитровый 140-сильный бензиновый двигатель, механическая пятиступенчатая коробка передач, «электропакет» (стеклоподъемники плюс зеркала), климат-контроль, бортовой компьютер, АБС и две подушки безопасности. В Европе продается и Scenic RX4 со 102-сильным турбодизелем, но на российский рынок такие машины не поступают.

Еще по теме