Top.Mail.Ru
архив

Колбаса в опасности

Чиновники Минэкономразвития явно перестарались в своем стремлении защитить внутренний продовольственный рынок. Поставщики и переработчики мяса недовольны порядком получения импортных квот. На прошлой неделе Мясной союз, объединяющий крупнейшие предприятия отрасли, направил открытое письмо президенту Путину, а Ассоциация поставщиков мяса – аналогичный документ на имя премьера Касьянова. Мясокомбинаты жалуются на то, что могут остаться без сырья, а импортеры опасаются, что введение квот «станет потрясением для всего рынка».

Квоты на импорт мяса были утверждены российским правительством 24 января 2003 года. При этом мясо птицы разрешено завозить только в установленных объемах, а с «излишней» говядины и свинины будут брать вчетверо большую пошлину, чем с квотированного мяса. «Введение квот должно способствовать развитию отечественного мясного производства», - говорил тогда министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. С тем, что это хорошо, согласились и в Мясном союзе, и в Ассоциации поставщиков (многие импортеры приторговывают российским мясом).

Через месяц МЭРТ определило порядок получения квот. На основании статистики ГТК чиновники составили список всех импортеров мяса за последние три года. Каждому была установлена квота пропорционально среднегодовому объему поставок. Заявки на получение квот импортеры должны подать до 20 марта. Вот тут-то «мясники» и забеспокоились.

Участники Мясного союза обнаружили, что им выделили мизерные объемы. Например, холдингу «Черкизовский» на год требуется 26 000 тонн говядины, а его квота составляет всего 800 тонн. «Мы действительно мало импортировали мороженого мяса напрямую, работая в основном через посредников, - говорит президент «Черкизовского» Игорь Бабаев. - Многие из этих фирм уже прекратили свое существование, но на них выделены квоты, и непонятно, кому они достанутся».

Мясной союз просит у президента «скорректировать принцип распределения квот, отдав приоритет мясопереработчикам». Ассоциация поставщиков (на долю ее участников приходится более 10% импорта всех видов мяса в Россию) также опасается «образования значительного объема нераспределенных квот».

«Выделенная нам квота втрое меньше объема мяса, завезенного нашей компанией в прошлом году, - рассказывает президент питерской компании «Митлэнд» Дмитрий Гордеев. – А все потому, что квоты рассчитали по среднегодовому объему, не учтя, что многие трейдеры наращивали поставки».

Паника объясняется тем, что уже 25 марта МЭРТ должно утвердить список «квотников» и до 15 апреля выдать всем лицензии, на основании которых можно получить ветеринарные разрешения в Минсельхозе (их выдача сейчас приостановлена).

Трейдеры прогнозируют сначала дефицит импортного мяса, а затем резкий рост цен. Поскольку никто точно не знает, на какой объем квот можно претендовать, то никто не может и скорректировать свои планы по закупкам. К тому же участники рынка опасаются появления посредников-спекулянтов. «Ходят слухи, что кто-то скупает юридические адреса «умерших» фирм, указанных в министерском списке», - рассказал «Ко» один из импортеров. В «Митлэнде» и московской компании «Алгол» говорят, что запасов у них на складах осталось всего на месяц. Кстати, по оценке Мясного союза, российский рынок мяса примерно на 35% зависит от импорта.

Накануне сдачи этого номера в печать стало известно, что первый заместитель министра экономического развития Иван Матеров встретился с представителями Мясного союза и Ассоциации поставщиков. Бизнесменам пообещали, что в ближайшее время с ними «проведут консультации по выработке конкретного механизма распределения квот на мясо, которые могут оказаться не выбранными полностью участниками внешнеэкономической деятельности».

Еще по теме