Top.Mail.Ru
архив

Колеса богов

У истоков одного из самых зрелищных и уж точно самого технологичного вида спорта стояли два весьма неординарных человека. Именно благодаря им «Формула-1» сейчас такова, какой мы привыкли ее видеть. Но этого мало: Энцо Феррари и Колин Чепмен («отец» марки Lotus) сделали предметом культа и чуть не религиозного почитания и свои бренды.

Будущий создатель, по мнению многих, неофициальной эмблемы Италии (вздыбленный вороной жеребец на желтом фоне) Энцо Феррари родился 28 февраля (по словам самого Энцо, 18 февраля) 1898 г. в Модене. В детстве он и не помышлял об автомобилях, больше думая о карьере оперного певца или на худой конец журналиста. Все изменилось в 1908-м, когда отец, работавший в мастерской по ремонту паровозов, взял сына в Болонью посмотреть автогонки. Ребенок тут же «заболел» скоростными машинами. Однако, прежде чем они стали делом всей его жизни, Энцо поучаствовал в Первой мировой в подразделении горных стрелков и перенес плеврит, едва не стоивший ему жизни. В 1918 г. молодой человек, не имея ни образования, ни денег, пытается устроиться на работу на завод FIAT и получает категорический отказ. Рассказывали, будто будущий создатель культовых спорткаров горько плакал от обиды, сидя на скамейке с видом на реку По.

Все же ему удалось найти место водителя-испытателя в никому сейчас неизвестной фирме Costruzioni Meccaniche Nazionali, под флагом которой он впервые участвует в гонках. С 1920 г. он член известной тогда на весь мир команды Alfa Romeo. В том же году на машине этой марки Энцо Феррари завоевал 2-е место в престижной гонке Targa Florio. Карьера гонщика продолжалась для Энцо до 1932 г. За это время он «гонялся» в 47 заездах и в 13 из них победил.

Уже к 1929 г. Феррари, занимавшийся, помимо автогонок, еще и, как сказали бы сейчас, кастомизацией и тюнингом автомобилей Alfa Romeo для богатых клиентов, открывает предприятие Auto Avio Costruzioni при головной компании (Alfa Romeo). Его «первенцем» принято считать модель Tipo-815 с обтекаемым кузовом, сделанным на заказ в фирме Nardi, и двумя двигателями FIAT-1100. Премьера авто состоялась в 1940-м, так что нетрудно понять: дальнейшие планы, связанные с ним, пришлось отложить.

Сразу после войны Энцо с новыми силами берется за создание скоростных автомобилей, но уже самостоятельно. В немалой степени этому способствовал и талантливый конструктор двигателей Джокино Коломбо, перешедший к Феррари из той же Alfa Romeo. Первая модель, в названии которой появилось имя Феррари с индексом 125, имела 12-цилиндровый двигатель с объемом 1,5 л и мощностью 72 л.с., увидев свет в 1947 г. И снова, как рассказывают, Энцо рыдал все на той же скамейке, но уже от счастья.

Кузова для Ferrari изготовлялись в ателье Ghia, Scaglietti, Vignale, немного позже основным производителем стала компания Pininfarina, работы которой и по сей день считаются эталоном изящества и элегантности. Сначала Феррари делал только гоночные машины и уже этим заработал себе мировую известность. Потом он стал производить и спортивные автомобили, двухместные и с сиденьями 2 плюс 2 — на продажу. Гений Энцо состоял в том, что он соединил в Ferrari четыре составляющих: красоту спортивного автомобиля, адреналин «Формулы-1», роскошь Rolls-Royce и недосягаемость не то что для простого, но даже и не для всякого непростого смертного.

Поначалу Ferrari строились в единичном экземпляре или мелкосерийно, причем каждая машина в серии была особенной, под конкретного заказчика. Этими счастливцами были многочисленные и совсем не бедные знакомые Энцо, а также монаршие особы или суперзвезды кино. Среди обладателей эксклюзивных автомобилей значились Марчелло Мастроянни, Моника Витти, дирижеры Тосканини и Караян, шах Ирана, король Бельгии Леопольд III, принцесса Мария Габриэла Савойская, принц Нидерландов Бернард, а также русский князь и гонщик Игорь Трубецкой.

Прочие страждущие скорости и элегантности могли приобрести Ferrari лишь на вторичном рынке с переплатой до $1 млн. Отчасти поэтому Энцо со временем стал выпускать свои авто серийно, традиционно в красном цвете и все более шикарные. В 1951 г. появляется модель 340 America с 4-литровым двигателем, в 1960-м — бешено популярный 250 GT, запомнившийся оригинальной формой фар, в 1970-х выпущена модель Dino, названная в честь рано умершего сына Феррари. Далее последовали ставшие легендарными Testarossa (ее боковые ребристые воздухозаборники — модный тренд на долгие годы) и F40 (мощность двигателя 478 л.с.), выпущенная в 1987 г. к 40-летию фирмы (это последний автомобиль, созданный под руководством лично Энцо Феррари). В 1995 г. на базе 355-й модели появился F1 Spider с управлением, как у гоночного болида.

До сих пор модели Ferrari являются одними из самых дорогих машин в мире, а их стильность и престижность уже стали частью фольклора. С 1989 г. Ferrari — собственность корпорации FIAT.

Параллельно с созданием авто для избранных Энцо вплотную занимался и автогонками. Еще в 1929 г. он создал собственную команду Scuderia Ferrari, которая впоследствии участвовала и участвует в «Формуле-1» с самого ее основания в 1950 г. Впервые пилот Scuderia Ferrari поднялся на высшую ступень пьедестала почета в 1952-м. Это был Альберто Аскари, потеснивший единолично лидировавших до этого времени гонщиков Alfa Romeo. Всего пилоты Scuderia Ferrari побеждали в «Формуле-1» 15 раз, что является абсолютным рекордом чемпионата. В разное время под флагом этой команды выступали такие пилоты, как Хуан Мануэль Фанхио, Ники Лауда (стал чемпионом в 1975-м и принимал активнейшее участие в создании болидов), Жиль Вильнев, Рубенс Баррикелло и величайший гонщик всех времен и народов Михаэль Шумахер, никому не уступавший пальму первенства с 2000-го по 2004 г.

Другой подвижник спортивного автопрома и влиятельнейший человек в «Формуле-1» Колин Чепмен родился 19 мая 1928 г. в городке Хорнси близ Лондона. Отец Колина служил управляющим отеля, но на продолжение трудовой династии шансов не имелось, так как отпрыск с младых ногтей был фанатично увлечен техникой, а не обслуживанием постояльцев. Желая стать инженером, он поступил в колледж Лондонского университета, окончив его со степенью бакалавра в 1947-м. Далее последовала служба в Королевском воздушном флоте, где молодой человек, очарованный самолетами, почерпнул массу полезных конструкторских идей, впоследствии применив их в создании своих авто. После службы была работа в компании, производившей алюминий, и, видимо, это во многом предопределило материал, из которого в дальнейшем делались машины.

Первым автомобилем, изготовленным Чепменом еще до открытия собственной фирмы Lotus Engineering Ltd. в 1952 г., был радикально переделанный Austin 7 (от оригинала остались только шасси и трансмиссия), предназначенный для автотриалов. Появился он в 1948 г., а звалось это чудо техники Mark I. Через шесть лет компания, к тому времени переименованная в Lotus Cars, пришла в мир больших гонок и больших призов и в течение многих лет являлась там законодателем мод и лидером инноваций. Именно на болидах Lotus впервые появились антикрылья, гидравлическая активная подвеска и кузов типа монокок (конструкция, в которой внешняя оболочка является единственным несущим элементом), что радикально снизило вес. Для большей устойчивости на гоночных Lotus впервые использовали ground-effect — создание искусственного разрежения под кузовом с помощью специальных «юбок». Это новшество столь сильно повлияло на результаты, что впоследствии его запретили, дабы уравнять шансы всех участников гонки. Но техническими изысками все не ограничивалось: именно Колин Чепмен открыл эпоху спонсорства гонок, разместив на своих болидах рекламу компании Imperial Tobacco. Lotus не может похвастаться таким блестящим послужным списком, как Ferrari, на счету гонщиков Lotus лишь 6 побед, причем последняя зафиксирована в далеком 1978 г. Команда просуществовала до 1994 г., с 1985-го по 1987-й за нее выступал легендарный Айртон Сенна, так и не ставший чемпионом. В 2010 г. под именем Lotus Racing команда вернулась в «Формулу-1» и заняла 10-е место, став лучшей командой-новичком. Сейчас ее следует называть уже Lotus Renault GP.

Не только спорту высоких достижений посвящал свой гений Колин Чепмен. Будучи человеком весьма прагматичным и вняв многочисленным просьбам друзей, он сконструировал ставший впоследствии классическим открытый спорткар Lotus Seven для обычного обеспеченного пользователя, не чуждого техническим новинкам. Премьера «семерки» прошла 31 июля 1957 г., и до 1973 г. автомобиль производился небольшими (от 240 до 1350 единиц) сериями в четырех различных модификациях. Любопытно, что после передачи права на автомобиль вместе с оборудованием для производства фирме Caterham Cars Ltd. Lotus Seven третьей модификации выпускается и поныне под брендом Caterham Super Seven, неизменно пользуясь ажиотажным спросом. Также удачными и популярными среди ценителей «цветка вечности» были модели Elan (двухместный родстер с кузовом из фибергласса) и Esprit (на нем мчался и даже бойко плавал под водой Джеймс Бонд в фильме «Шпион, который любил меня»). Сейчас основной модельный ряд Lotus Cars составляют Lotus Elise, Lotus Europa S (позиционируется как купе бизнес-класса) и новинка 2009 г. Lotus Evora.

«Формула-1» (F-1)

«Формула-1» (F-1) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами. За победу бьются пилоты, команды, конструкторы. Проводимый ежегодно чемпионат состоит из нескольких этапов — Гран-при. За победу в каждом Гран-при начисляется 25 очков, минимальное количество (1 очко) дается за 10-е место.

Команды используют автомобили, именуемые болидами, собственных конструкций, действуя в рамках довольно жестких и сложных технических правил. Такие условия способствуют постоянному внедрению оригинальных технических решений, что ведет к эволюции гоночных болидов, а впоследствии и обычных автомобилей. Классическим примером внедрения технологий F-1 в серийных автомобилях можно считать антипробуксовочную систему (АПС), примененную Ferrari в 1990 г. и ныне запрещенную в соревнованиях. «Формула-1» проводится с 1950 г. 

  • Первым чемпионом стал Джузеппе Фарина из команды Alfa Romeo.

  • Во время гонки пилот испытывает перегрузки, сопоставимые с перегрузками пилота реактивного истребителя. 

  • Это также и самый дорогой вид спорта: на содержание команд уходят сотни миллионов долларов, зарплата ведущих пилотов выражается семизначными числами.

  • Интересно, что в «Формуле-1» нет болида под номером 13, а до 1970 г. номера машин вообще были только четными.

  • Наибольшая скорость, отмеченная за всю историю соревнований, показана Полом Трейси в 1996 г. на треке в Мичигане, когда он разогнался до 415 км/ч. 

  • За многолетнюю историю гонки в ней приняли участие в качестве пилотов пять женщин. Самой удачливой была Лелла Ломбарди, получившая в 1975 г. 0,5 очка за 6-е место в незаконченной гонке.