Компания его мечты
Имя Марата Айнетдинова не слишком известно прессе. Этот 33-летний менеджер возглавляет страховую компанию "Прогресс-Гарант" (бывшая "ЮКОС-Гарант"), одну из крупнейших в России. Под руководством Марата Айнетдинова компания за короткое время превратилась в серьезную универсальную компанию. Теперь менеджер формирует страховую группу, способную вести борьбу за лидерство в рейтингах отечественных страховщиков.
Начиналось все со счастливой случайности.
В 1991 году к студенту 5-го курса Института стран Азии и Африки (ИСАА) Марату Айнетдинову обратились представители страховой компании "Россия". Они предложили перевести на русский язык документацию, связанную с поставками индийских продуктов. Дело в том, что Айнетдинов специализировался на экономике стран Южной Азии и изучал урду, на котором говорят в Индии и Пакистане.
"Союзплодимпорт", риски которого страховала компания "Россия", как раз нес убытки по вине не слишком расторопных индийских перевозчиков. Поначалу заказ "России" был для Айнетдинова просто источником дополнительных, нелишних для студента денег. Но вскоре он всерьез решил попробовать себя в страховом деле. С января 1992 года он уже работал в "России".
Компанию тогда возглавлял Алексей Разуваев - человек, принимавший непосредственное участие в создании другой страховой компании - "Прогресс". Марат Айнетдинов еще не знал, что через восемь лет его пути пересекутся с "Прогрессом". Но то, что страхование - дело его жизни, будущий руководитель "Прогресс-Гаранта" понял уже тогда.
"Я не люблю заниматься однотипной работой, люблю постоянный поиск, - говорит Айнетдинов. - Страхование - уникальная сфера, которая дает возможность заниматься разными вещами, понимать суть процессов, происходящих в разных областях экономики".
В конце 1992 года он услышал по радио объявление о том, что British Council проводит программу по стажировке молодых российских страховщиков. Для того чтобы попасть на стажировку, требовалось сдать экзамен на знание английского и подтвердить наличие профессиональных навыков.
Языковой тест не представлял особых трудностей для выпускника ИСАА. Что же касается профнавыков, то год работы в "России", где тогда трудились едва ли не лучшие в стране страховщики, не прошел бесследно.
В декабре 92-го Марат Айнетдинов успешно сдал экзамены и в марте 93-го уехал в Лондон.
А путь к себе не близок...
Англию неспроста называют "альма-матер страхового дела". История страхового бизнеса в этой стране насчитывает уже более 300 лет. И если работа в "России" привила Айнетдинову любовь к страхованию, то за время стажировки он осознал, каким огромным потенциалом обладает избранная им профессия.
Пройдя стажировку во всех наиболее важных британских страховых институтах (включая Lloyds), 26-летний стажер не только обогатился практическими профессиональными навыками. Именно тогда Айнетдинов понял, что имя страховщика едва ли не самый главный его актив. "Специфика страхования заключается в том, что вы продаете, по сути дела, невидимый продукт, обещания. Поэтому успешность страховщика зависит от его имиджа, от четкого выполнения своих обязательств перед клиентами", - уверен глава "Прогресс-Гаранта".
Неудивительно, что по возвращении из Англии в октябре 1993 года Айнетдинову было не так-то просто адаптироваться к ситуации, которая сложилась в то время на страховом рынке России. Именно тогда у Марата появилась мечта создать собственную страховую компанию, которая отражала бы его представления о том, как должен строиться страховой бизнес.
Правда, воплотить задуманное в жизнь Марату Айнетдинову удалось далеко не сразу.
Сначала был "Русский страховой центр" (РСЦ), где Айнетдинов в 1994 году создал отдел по страхованию строительно-монтажных рисков. Деятельность отдела оказалась настолько успешной, что тогдашнее руководство Госстроя отметило заслуги Айнетдинова официальной благодарностью.
Но замыкаться на строительном страховании человеку, "любящему постоянный поиск", не хотелось. Поэтому когда один из клиентов компании - МАПО "МиГ" - задумался над созданием собственного страховщика, Айнетдинов без особых колебаний принял предложение о сотрудничестве. У него впервые появилась возможность построить страховую компанию своей мечты.
Реализовать ее не удалось из-за распрей между различными "миговскими" подразделениями. Но в жизни нет ничего бесполезного. Работа в МАПО "МиГ" помогла Айнетдинову понять суть механизма управления крупной отечественной компанией.
Этот опыт оказался незаменимым в будущем.
В 1996 году Айнетдинова, уже известного среди страховщиков человека, пригласили в российское представительство AON, занимающей второе место в мире по предоставлению страховых брокерских услуг.
Работа в AON, где Айнетдинов возглавлял подразделение, специализирующееся на рисках, связанных с ТЭКом, проходила без стрессов, но и без особых взлетов. Вскоре все возможности для поиска "чего-то нового" оказались исчерпаны.
Следующей ступенью на пути к мечте стала работа в ЮКОСе. В октябре 1997 года руководство этого нефтяного гиганта предложило Марату Айнетдинову стать риск-менеджером компании и заняться организацией страховой защиты подразделений.
В то время в группу "ЮКОС-Роспром" уже входило несколько небольших страховых компаний, в том числе не отличавшаяся особой активностью "ЮКОС-Гарант" и одна из старейших отечественных страховых компаний "Прогресс". Несмотря на это, страхование в группе находилось в зачаточном состоянии.
Айнетдинов и его команда разработали программу комплексной страховой защиты ЮКОСа, которая была одобрена руководством. Кредит доверия со стороны ЮКОСа предоставил возможность Марату Айнетдинову наконец начать воплощение своей мечты о создании своей компании. В декабре 1998 года он возглавил "ЮКОС-Гарант".
Переименование - двигатель "Прогресса"
Компания "ЮКОС-Гарант" переживала далеко не лучшие времена. Практически все свои активы она растеряла во время кризиса. Денег не хватало даже на обустройство нового офиса в уютном уголке старой Москвы - переулке Чернышевского, что недалеко от метро "Новослободская".
Финансовые проблемы не смущали Айнетдинова. "У меня была возможность сделать компанию такой, какой я ее вижу. Построить бизнес, сообразуясь с моим пониманием того, как должна работать страховая компания. Я был уверен, что тогда финансовые проблемы решатся сами собой", - говорит глава "Прогресс-Гаранта".
Уверенность руководителя вдохнула надежду и в подчиненных. Айнетдинову удалось убедить некоторых деловых знакомых в перспективности своих начинаний и привлечь их в команду. Он сыграл на здоровой амбициозности коллег. В "ЮКОС-Гаранте" возобладала такая философия: "Мы группа молодых людей, способных поднять компанию и добиться успеха".
Уже на этапе становления компании Айнетдинов перестроил систему взаимоотношений "ЮКОС-Гаранта" с основным акционером.
Корпоративные установки группы "ЮКОС-Роспром" заключались и заключаются в том, что взаимоотношения подразделений холдинга строятся исключительно на конкурентной, рыночной основе.
Не случайно в начале 98-го медицинским страхованием нефтяников занимался, например, "МАКС".
Айнетдинов поставил перед подчиненными задачу - сделать нефтяную компанию VIP-клиентом "ЮКОС-Гаранта". Для этого надо было доказать свое преимущество перед конкурентами, предложить такие программы и такие условия, которые выгодно отличали бы "ЮКОС-Гарант" от других страховщиков. Для решения этой задачи были разработаны программы страхования НПЗ, сбытовых предприятий ЮКОСа, программа страхования грузов. Результат был достигнут - компания получила признание ЮКОСа.
Работа с нефтяниками позволила улучшить финансовое положение "ЮКОС-Гаранта". Казалось бы, теперь можно успокоиться, планомерно обслуживая одного-единственного клиента и наращивая из года в год капитал и резервы. Но это не сочеталось с представлением Айнетдинова о компании его мечты. Поэтому в конце 1999 года руководство "ЮКОС-Гаранта" приступило к следующему этапу - выходу на рынок универсального страхования.
Специалистами компании были разработаны страховые программы, рассчитанные на розничную клиентуру, причем как на частных лиц, так и на небольшие предприятия. Компания заявила о себе в таких областях, как автострахование, страхование имущества, добровольное медицинское страхование. Портфель компании начал активно пополняться рисками сторонних клиентов, никак не связанных с ЮКОСом и его подразделениями.
Уже к концу 1999 года стало понятно, что "ЮКОС-Гарант" перерастает свой прежний статус "кэптива" и реально становится крупным универсальным страховщиком. Поэтому было принято решение о смене названия, и в августе 2000 года СК "ЮКОС-Гарант" была переименована в страховую компанию "Прогресс-Гарант".
Тем более что как раз в 1999 году, видя успехи "ЮКОС-Гаранта", акционеры страхового общества "Прогресс" передали его в управление Айнетдинова.
Марат уже думает о будущем. Он хочет создать страховую группу, которая могла бы претендовать на лидерство в своей области.
"Первым шагом на пути реализации этого проекта я вижу объединение усилий компаний "Прогресс-Гарант" и "Прогресс", - рассказывает Марат Айнетдинов. - Как показывает мировой опыт, у группы больше возможностей для решения как стратегических, так и тактических задач".
Было решено, что "Прогресс" сосредоточится на разработке продуктов, связанных со страхованием жизни. А преобразившийся "Прогресс-Гарант" Айнетдинов собирается сделать одним из лучших российских страховщиков по качеству и спектру услуг.