Top.Mail.Ru
архив

Корпоративный сенатор

Практически весь современный итальянский бизнес вырос из семейных предприятий. В таких компаниях меньше бюрократии, решения принимаются оперативно, а финансы перебрасываются на наиболее перспективные направления без особых проволочек. Главе итальянской MerloniElettrodomestici Витторио Мерлони достаточно было просто сказать: «Да, мы готовы приобрести «Стинол» за $119,3 млн», чтобы компания осуществила сделку с Новолипецким металлургическим комбинатом.

 

Антонио Мерлони, дед нынешнего владельца контрольного пакета акций MerloniElettrodomesticiSpA, был простым итальянским фермером. На стыке XIX и ХХ веков в Италии насчитывалось три миллиона человек, которые, подобно Антонио, уже не были батраками, но еще не стали собственниками. Перспективы итальянского фермерства представлялись тогда весьма туманными: в стране шла индустриальная революция, в ходе которой, как водится, больше других страдали сельчане.

Мерлони жили в селении Альбачино в провинции Марке. Антонио выделялся из своей среды тем, что умел читать и писать. За подготовку прошений и составление писем можно было выручить больше, чем за обработку земли. Заработанные деньги Антонио вкладывал в образование старшего сына Аристиде, родившегося 24 октября 1897 года.

Мерлони строго придерживались католических канонов. Антонио часто напоминал сыну о четырех добродетелях, играющих согласно учению католической церкви решающую роль в жизни человека, – о благоразумии, справедливости, мужестве и воздержании. Домашние уроки навсегда определили мировоззрение Аристиде.

 

Партия власти

Как и мечтал отец, Аристиде получил диплом инженера. Но найти работу по профессии он не успел - началась первая мировая война, и молодого человека призвали в армию. Будущий миллионер служил в Инженерном корпусе.

Когда война закончилась, Аристиде вернулся домой. Италия встретила демобилизованных хозяйственными неурядицами и политической неразберихой. Вчерашние военные считали себя героями, но их никто не ждал с фанфарами, а рабочие места героев оказались заняты другими. Война ввергла страну в экономическую разруху, создав в обществе почву для недовольства. Летом 1917 года по всей стране прокатилась волна политических стачек и демонстраций.

Аристиде, к тому времени устроившийся работать на фабрику Buroni, выпускавшую промышленные весы, как и многие его сверстники, не остался в стороне от политики. Воспитанный в католическом духе, Аристиде увлекся идеями Народной партии и вступил в ее ряды. Идеология Народной партии строилась на базе «христианского социализма» и «христианской демократии». Партия ратовала за развитие кооперации, административную децентрализацию и политическое равноправие всех слоев общества.

Однако членство Аристиде в Народной партии было недолгим. В 20-е годы XX века в Италии набирало силу движение Бенито Муссолини Fasci di azione revoluzionaria. Ловко манипулируя общественным мнением и опираясь на поддержку католической церкви, фашисты в 1922 году захватили власть в стране.

Аристиде Мерлони вступил в правящую партию и пробыл в ее рядах более 20 лет. Политическая активность Мерлони была отмечена его работодателями, и Аристиде сделал блестящую карьеру. В 1925 году он стал директором фабрики весов, продемонстрировав на этом посту отличные организаторские способности. Пределом мечтаний итальянцев тогда была зарплата в 1 тыс. лир, Мерлони же получал 4 тыс. лир в месяц и мог, к примеру, каждые два с половиной месяца покупать себе новый автомобиль FiatBalilla. Эта четырехместная машина, развивавшая сумасшедшую по тем временам скорость 80 км/ч, стоила 10 800 лир. Однако в 1930 году Аристиде оставил свою должность и вернулся домой, в Альбачино, чтобы заняться собственным бизнесом.

 

«Градообразующее» предприятие

Аристиде тогда было 33 года, и он был уверен в правильности своего выбора. Возвращение домой стало личным вызовом Мерлони беспросветному прозябанию итальянской глубинки. Из страны за первые два десятилетия ХХ века эмигрировали около 5 млн. человек. Казалось, что эмиграция – это единственная дорога к благополучию. Уехавшие редко появлялись на родине – в Италию возвращались только неудачники. По словам Аристиде Мерлони, он хотел доказать, что человек, сделавший успешную карьеру или бизнес, может вернуться в глубинку.

Экономическая ситуация складывалась не в пользу Аристиде. Страна не успела оправиться от кризиса 1929 года, и покупательная способность людей была очень низка.

Первоначально Аристиде хотел заняться производством деревообрабатывающих станков, однако этот бизнес требовал слишком больших инвестиций. На помощь начинающему предпринимателю пришел владелец завода, которым Аристиде прежде управлял, – Бурони посоветовал ему, не боясь вырастить конкурента, выпускать весы. И даже разместил у него первый заказ. Поддержку Мерлони оказывали и другие люди. Например, все свои средства пожертвовал Аристиде приходской священник Альбачино, искренне веривший в счастливую звезду молодого бизнесмена.

У первых рабочих, пришедших на фабрику Мерлони, был очень простой выбор: либо эмигрировать, либо добиться успеха вместе с этой фабрикой. Мерлони тоже был нужен успех. Это взаимозависимое положение способствовало сплочению владельца компании с работниками, которым Аристиде будет дорожить всю жизнь. В 30-е годы компания стабильно росла, регулярно получая заказы – в том числе благодаря «административному ресурсу» Мерлони, обладавшему связями в правящей партии. Небольшая фабрика за десять лет превратилась в крупнейшего национального производителя весов: к 1940 году MerloniProducts контролировала 60% итальянского рынка весов.

Дальнейшему становлению компании помешала вторая мировая война. Завод был разбомблен и вновь открылся только в 1946 году.

 

Аристиде и Ariston

Разгром фашистской Италии вверг Аристиде в затяжную депрессию. Мерлони разочаровался в политике и решил полностью сосредоточиться на бизнесе. Восстановив завод, он вновь стал ведущим производителем весов в Италии. После этого Аристиде решил развивать новые производства, остановив свой выбор на трех направлениях – водонагревательных установках, электрических плитах и баллонах для сжиженного газа.

Страна поднималась из руин, увеличивался потребительский спрос, и Аристиде понимал, что в послевоенной Италии бизнес нужно вести по-новому. Он всерьез взялся за маркетинговую деятельность, венцом которой стало создание в середине 60-х одного из самых известных брэндов в секторе бытовой техники – Ariston (название марки не только созвучно с именем владельца, но и означает в переводе с греческого «великолепный»).

Тогда же Аристиде предложил сыновьям возглавить различные подразделения семейного предприятия, имея в виду со временем создать на основе этих подразделений независимые компании. Сам же он после многолетнего перерыва опять увлекся политикой. Аристиде занялся развитием своей родной провинции Марке теперь уже в качестве члена Христианско-демократической партии.

Коллеги по партии убедили Мерлони принять участие в выборах на пост мэра города Фабриано. Выборы в регионе, где обычно голосовали за коммунистов, Аристиде выиграл с большим преимуществом и, оставив свои посты в бизнесе, занялся строительством, дорогами, водопроводом. На посту мэра Фабриано он стремился внедрить модель «корпоративного государства», увязывая интересы общества и бизнеса. Спустя несколько лет жители провинции Марке избрали Мерлони депутатом сената. На этом посту он продолжал развивать идеи «корпоративного государства», создав, в частности, фонд поддержки малых и средних компаний.

На посту сенатора Аристиде пришлось выдержать множество политических битв. Наиболее яростные баталии Мерлони вел с кабинетом министров Италии, когда правительство ради преодоления разрыва между богатым Севером и бедным Югом решило замедлить развитие северных итальянских провинций и ускорить развитие южных при помощи государственного регулирования.

 

Бизнес натрое

В 1970 году Аристиде Мерлони разделил свою компанию между тремя сыновьями. Франческо возглавил MerloniTermoSanitari, производящую нагревательную технику. Витторио занялся производством бытовой техники в рамках группы MerloniElettrodomestici. Антонио же досталось изготовление весов и газового оборудования. Однако вскоре Антонио открыл собственный бизнес – компанию Ardo, которая до середины 80-х выпускала стиральные машины под другими торговыми знаками, а впоследствии стала продвигать холодильники, стиральные и посудомоечные машины марки Ardo.

Поделив бизнес натрое, основатель дела Аристиде Мерлони в том же году трагически погиб в автокатастрофе.

MerloniElettrodomesticiSpA. со временем стало тесно в Италии. Прежде чем начать европейскую экспансию, компания в 1987 году вышла на Миланскую биржу. Это позволило ей привлечь средства для поглощения в 1989-м европейской компании Indesit, оборот которой был больше, чем у Merloni. Чуть позже был приобретен французский производитель дорогой техники Scholtes.

MerloniElettrodomestici производит крупногабаритнуютехнику для дома – холодильники, газовые и электрические плиты, стиральные и посудомоечные машины различных марок. У компании 14 заводов в разных странах мира – Франции, Италии, Польше, Португалии, России, Турции и др. В 2001 году впервые за всю историю компании в ее совете директоров большинство оказалось за людьми, не имеющими прямого отношения к семье Мерлони. Однако Мерлони по-прежнему сохраняют за собой контрольный пакет акций.

В 1990-е годы компания обратила свое внимание на страны Восточной Европы. В России MerloniElettrodomestici с 2000 года владеет заводом «Стинол». По словам генерального директора «Стинола» и главы представительства компании Merloni в России и странах СНГ Андреа Сассо, в 2001 году завод выпустил более 1 млн холодильников. Компания планирует вложить порядка $30 млн в строительство завода по производству стиральных машин, который будет запущен в 2004 году. Планируемая мощность завода – от 0,5 млн до 1 млн стиральных машин в год. В конце 2001-го «Стинол» получил диплом от губернатора Липецкой области– как самый крупный налогоплательщик в регионе. «Нам приятно, когда местные власти довольны нашей работой, – говорит Андреа Сассо. – Где бы мы ни находились, мы всегда стараемся развивать хорошие отношения с местной властью».

 

 

Трое сыновей Аристиде Мерлони

Франческо (р. 1925) окончил университет в Пизе. С 1954 года работал у отца в отделении по производству баллонов для сжиженного газа, затем занимался созданием водонагревательной техники. С 1970 года возглавляет MerloniTermoSanitari. Президент фонда «Аристиде Мерлони», призванного содействовать экономическому и социальному развитию провинции Марке. Дважды был сенатором, пять раз избирался депутатом парламента Италии, дважды входил в кабинет министров.

Антонио (р.1926) окончил Университет Перуджи. Работал у отца в отделении весов и газовых емкостей. В 1968 году основал собственную компанию по производству стиральных машин. В 1978-м покинул семейную компанию и, создав торговую марку Аrdo, стал одним из крупнейших производителей бытовой техники в нижнем ценовом сегменте. В период с 1980-го по 1995 год был мэром города Фабриано.

Витторио (р. 1933) – окончил Университет Перуджи. Начал работать у отца в 1960 году, создав подразделение по производству домашней бытовой техники. Позднее перестроил его в компанию Merloni Elettrodomestici SpA.

Еще по теме