Top.Mail.Ru
архив

Костры амбиций

Российский футбол переживает экономический бум. В канун сезона-2003 спонсорами или владельцами клубов стали такие крупные компании, как ЮКОС («Динамо») и «Норникель» («Торпедо-Металлург»), а оборот клубов высшей лиги приблизился к $200 млн. Футбол – парадоксальная отрасль российской экономики. Одна из немногих, растущих столь высокими темпами (20 – 25% в год), и едва ли не единственная, не ориентирующаяся на получение прибыли.

 

Чемпионат России по футболу 2003 года, стартующий 15 марта, станет рекордным за всю свою историю по объему обращающихся в нем денег. По оценкам «Ко», бюджеты 16 клубов российской премьер-лиги вплотную приблизились к отметке в $200 млн, что совсем недалеко от уровня чемпионата Голландии (в сезоне 2000/2001 его оборот, по данным Deloitte & Touche, равнялся 235 млн евро) и что существенно превосходит цифры чемпионатов Португалии (127 млн евро), Дании, Швеции и Норвегии (65 млн и ниже).

ПЗ Русские рекорды

На фоне общих трудностей европейской экономики такой рывок выглядит почти вызывающе. «Нынешней зимой только клубы Англии и России могут позволить себе серьезные покупки», – удивленно констатирует агент Алексея Смертина, португалец Паулу Барбоза, уравнивая таким образом (пусть условно) российский чемпионат с самым богатым в Старом Свете английским. Несмотря на некоторую некорректность подобного заключения (все-таки пик трансферной активности в западноевропейских чемпионатах приходится на лето), преувеличением оно не выглядит.

Прежний трансферный рекорд чемпионата России, установленный «Локомотивом» при покупке хавбека сборной Сербии и Черногории Милана Обрадовича ($3 млн), нынешней зимой побит как минимум дважды. Хавбек бразильского «Атлетику Минейру» Соуза обошелся самарским «Крыльям Советов» в $3,6 млн, а полузащитник пражской «Спарты» и сборной Чехии Иржи Ярошик был приобретен ЦСКА за $3,7 млн. В московском «Динамо» сумм трансферов не конкретизируют, но, как утверждает его генеральный директор Юрий Заварзин, потратили зимой $5 млн на укрепление состава команды. «Зенит» заключил контракты с чешским специалистом Властимилом Петржелой и пятью его соотечественниками, некоторые из которых успели поиграть в Лиге чемпионов. Благодаря выходу отечественных клубов на новый уровень покупательной способности «география» футболистов российского чемпионата прирастет в новом сезоне Уругваем, Марокко, Швецией и даже Италией, откуда в элистинский «Уралан» приехал экс-защитник «Ювентуса» Даль Канто, имеющий на своем счету сотню матчей в итальянской серии А.

Уровень зарплаты футболистов в чемпионате России растет как минимум теми же темпами, что и уровень трансферных затрат клубов. По данным «Ко», самым высокооплачиваемым футбольным игроком на территории России в новом сезоне станет чех Ярошик со своим контрактом на $1 млн в год. Лидер «Спартака» и капитан сборной России Егор Титов, по неофициальным сведениям, имеет двухмиллионный контракт на три года. Здесь неплохо бы обратить внимание на то, что российский миллион из-за низких налогов (которые, кстати, платятся отнюдь не всеми) будет куда увесистее немецкого, английского или французского.

«Раньше игроки из Румынии, Чехии, Болгарии, Польши и стран бывшей Югославии ориентировались на Запад, но теперь их взгляды устремлены в диаметрально противоположном направлении, – объясняет один из восточноевропейских агентов, пожелавший остаться неназванным. – Запад по причине финансового кризиса быстро потерял свою привлекательность, и теперь в нашем регионе у российских клубов конкурентов практически нет. Ну разве что киевские «Динамо» и «Арсенал», а также донецкий «Шахтер» способны заплатить за одного игрока несколько миллионов. Например, капитан «Спарты» Новотны в казанском «Рубине» сразу получил ставку, втрое превышающую прежнюю зарплату в клубе, которому доводилось играть в Лиге чемпионов».

 

Бизнес без прибыли

В канун сезона-2003 только пять команд – «Крылья Советов», «Зенит», «Алания», «Торпедо–Металлург» и «Черноморец» – открыто говорят об объемах своих бюджетов. Возможно, правда, здесь уместнее будет сказать не «только», а «уже»: годом раньше таких клубов было всего два. Через несколько лет «играть в открытую» придется уже всем 16 командам российской премьер-лиги. Российский футбольный союз планирует провести их финансовый аудит в соответствии с политикой европейских спортивных чиновников из УЕФА. «Уже в 2004 году раскрыть цифры своих бюджетов придется всем клубам, стремящимся в еврокубки, – говорит в интервью «Ко» генеральный секретарь РФС Владимир Радионов. – УЕФА больше не устраивает ситуация, когда Лигу чемпионов выигрывают клубы с 200-миллионными долгами. Там всерьез намерены бороться с отмыванием денег и другими сомнительными операциями и хотят сделать футбол открытым и цивилизованным бизнесом».

Возможно, российский футбол таким и будет со временем. Но станет ли он бизнесом? Рост бюджетов российских клубов никак не мотивирован экономически, всерьез растут только расходные части. Четырехлетний контракт РФПЛ с телеканалом «Россия» приносит 16 клубам $4 млн в год и покрывает не более 2% их совокупных затрат. Атрибутика – еще один весомый источник поступлений западных клубов (см. диаграмму) – в России стоит дешево, покупается не слишком активно и производится в основном пиратами. Реализация абонементов и билетов на матчи, которая английским клубам приносит 31% дохода, в России не так прибыльна: ходят на футбол у нас меньше, а цену $40 за билет (средняя по английской премьер-лиге) у нас даже представить себе невозможно. В прошлом чемпионате России лишь «Крылья Советов» и «Зенит» заработали на реализации билетов относительно приличные деньги: в первом случае сумма была близка к $1млн, во втором – чуть более $1млн.

Владимир Радионов оценивает возможную экономическую отдачу от футбола в 10%, причем опасается, «не слишком ли это оптимистичная цифра». Генеральный директор клуба «Торпедо-Металлург» Юрий Белоус говорит о диапазоне в 5 – 40% «в зависимости от «брэндовости» клуба, посещаемости матчей, успешности выступлений и селекционной политики». Заключение Белоуса звучит неутешительно: «Приобретение футбольного клуба в России – это даже не рискованный бизнес, не лотерея, это заведомо билет на «попадалово».

Самым большим оптимистом среди главных фигур российского футбольного рынка выглядит президент ЦСКА Евгений Гинер, который считает, что «в перспективе у нас можно будет не только возвращать деньги, вложенные в футбол, но даже зарабатывать». Главное условие – попадание в основную сетку Лиги чемпионов и успешное выступление в турнире, одно участие в котором приносит клубу $1,85 млн. При этом команда получает деньги за каждый матч: в случае поражения – $370 000, за победу – $740 000, а за ничью – $555 000. Даже проиграв оставшиеся матчи второго этапа, «Локомотив» в Лиге чемпионов-2002/2003 заработает $7,5 млн плюс некоторую сумму из так называемого MarketPool (она включает в себя маркетинговый и телевизионный коэффициенты и в России является несущественной).

Хотя Россия почувствовала себя более уверенно в пору экономического кризиса в западноевропейском футболе, президент клуба «Крылья Советов» Герман Ткаченко надеется на скорейшее завершение этого кризиса. «Уменьшать дефицит бюджета российские клубы могли бы за счет поступлений от трансферов, которые составляли существенный процент дохода клубов даже в таких сильных чемпионатах, как голландский и французский. А сейчас, даже если бы мы и хотели продать кого-то из игроков в Западную Европу, там почти никто не способен заплатить». Со времени трансфера Алексея Смертина в «Бордо», случившегося два с половиной года назад и принесшего «Локомотиву» $6 млн, только одного российского футболиста удалось относительно выгодно продать на Запад – это экс-«спартаковец» Дмитрий Сычев, перешедший в «Марсель» за $3 млн.

 

«Коллекционирование картин»

Чем является футбол для людей, вкладывающих в него деньги, и зачем он им? «Думаю, это что-то среднее между болезнью и хобби, вроде коллекционирования картин, – говорит Герман Ткаченко, покрывающий часть бюджетного дефицита клуба «Крылья Советов» из своего кармана. – Лично у меня это детская мечта. Если бы меня в детстве спросили, кем хочу быть, я бы ответил: руководителем футбольного клуба». Кстати, самый настоящий коллекционер картин среди видных игроков российского футбольного бизнеса тоже имеется – это президент и один из инвесторов «Спартака» Андрей Червиченко. На одном из последних аукционов Sotbey’s он приобрел за $480 000 три картины, две из них - морские пейзажи Айвазовского. Какой еще шедевр украшает теперь коллекцию Червиченко, к сожалению, сложно определить. «Я не помню, какая картина была третьей», – объяснил он еженедельнику Newsweek. Когда-то к той же категории – необременительного увлечения, способа демонстрации статуса и выражения амбиций, золотого значка на лацкане дорогого костюма – принадлежал футбол в Италии. Только со временем, запоздав с переходом на экономические рельсы, он столкнулся с жесточайшим экономическим кризисом (см. врез «Три составные части футбола»). Оставаться просто увлечением итальянский футбол уже не может, потому что это слишком дорогая забава даже для таких людей, как король нефтепереработки Моратти, король автопрома Аньелли и просто король Берлускони.

Чем является футбол для дотирующих его российских компаний? Как правило, владельцы или спонсоры говорят о причинах своей расточительности не очень охотно. Отчасти это объясняется тем, что многие из них финансируют клубы по просьбе местных администраций, которые уверены, что футбольные клубы укрепляют авторитет и престиж региона. Более откровенны крупные и известные российские компании. Вот как объясняет соглашение ЮКОСа с московским «Динамо» пресс-секретарь НК «ЮКОС» Александр Шадрин: «Спонсируя клуб «Динамо», мы не ставили перед собой никаких маркетинговых целей. В том числе и задач по продвижению брэнда. Это была чистая благотворительность. Просто нам стало обидно, что такой прославленный клуба, как «Динамо», не имеет надежного спонсор и нуждается в деньгах. Поэтому мы решили выделить ему средства».

Современный российский футбол трудно анализировать с точки зрения экономических категорий. Он способен только удивлять. Конечно, его нужно смотреть. Потому что такого количества звезд и такого яркого чемпионата, какой ожидается в сезоне-2003, у нас еще никогда не было. А возможно, никогда и не будет, если российские клубы так и не научатся зарабатывать, расценивая футбол как безнадежно дотационное увлечение.

Еще по теме

архив
Банковская цивилизация
Последний месяц года – самый ответственный. От того, как банк его проведет и закроет свой итоговый баланс, зависит, как он будет выглядеть в глазах общественности весь следующий год. Отрадно, что практически ни один из крупнейших российских банков, список которых регулярно публикует «Ко», не пытался провести этот месяц как-то по-особенному: например, значительно увеличить размер собственного капитала или сделать более привлекательными показатели ликвидности. А ведь в предыдущие годы такое приукрашивание финансовых показателей было обычным делом. Не то чтобы банкиры стали более совестливыми. Ответственнее подходить к собственной отчетности их вынудили два обстоятельства: усиление надзорных требований Центробанка и стремление выглядеть более цивилизованно перед потенциальными инвесторами.
Банковская цивилизация