Top.Mail.Ru
lifestyle

Красиво жить не запретишь: что нужно знать при покупке яхты или катера

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Собственная яхта считается одним из традиционных атрибутов роскоши. Судовладельцы полагают, что она является «продолжением» личности владельца. Поэтому перед покупкой судна стоит проанализировать свой образ жизни, предпочтения и хобби. Интроверту и любителю шумных вечеринок подойдут совершенно разные яхты. С катерами дело обстоит проще. Покупка такого судна обойдется дешевле, при этом в нем также может быть каюта, что позволит совершать длительные прогулки. 

Аренда или покупка

В первую очередь человеку, желающему приобрести яхту или катер, стоит определиться, действительно ли эта покупка ему необходима. Если вам интересны редкие морские прогулки, то судно целесообразнее арендовать, ведь стоимость не самой дорогой яхты эквивалентна неплохому автомобилю. Да и за катер придется отдать сотни тысяч рублей. При этом покупкой расходы не ограничатся: судно нужно своевременно обслуживать и правильно хранить.

Если же яхтинг является хобби, которым вы давно планировали заняться, то есть несколько важных нюансов, которые необходимо учесть.

Для начала важно понять, какую конкретно яхту вы хотите: парусную или моторную. Первая требует больше вовлеченности. Путешествие на таком судне будет во многом зависеть от ветра. Управлять парусной яхтой в одиночку не получится: вам потребуется помощник или даже целая команда.

Да и обучаться управлению парусником придется дольше. Оно может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.

Моторные яхты больше похожи на автомобили. Однако для управления обоими типами судов придется получить специальные права. 

Характеристики яхты

Выбирать судно наобум не лучшая идея. Перед покупкой яхты стоит понять, как именно вы собираетесь ее использовать. Ответьте себе на вопрос, в какой акватории вы намерены ходить. От этого будет зависеть сразу несколько характеристик:

  • Дальность хода. Этот параметр влияет на выбор мощности двигателя и запаса топлива. Он показывает, какое максимальное расстояние яхта сможет пройти без дозаправки.

  • Тип надстройки. По степени открытости палубы моторные яхты делятся на открытые, полузакрытые и закрытые. От этого показателя будет зависеть, в какую погоду вы сможете использовать судно.

  • Осадка. У моторных яхт осадка зависит от водоизмещения и типа привода. У парусников — от типа киля. Они, в свою очередь, делятся на стационарные и подвижные. Возможность полностью «втянуть» киль в корпус дает минимальную осадку, что будет полезно на мелководье.

Сертификация судна

Еще один важный показатель, который необходимо знать перед приобретением яхты, — классификация, по которой она сертифицирована.

В России сертификацию проводит Морской регистр судоходства (РМРС). Этот орган выдает владельцу судна «Свидетельство о типовом одобрении», подтверждающее, что изделия, оборудование или типовые технологические процессы «действительно соответствуют всем нормативам Морского регистра, качественны и безопасны для жизни, здоровья и имущества как экипажа, так и пассажиров».

В свидетельстве будут указаны технические данные лодки, ее область применения, а также существующие ограничения. В частности, в документе будет прописано расстояние, на которое разрешено максимальное удаление от берега, и высота волны, при которой судно может ходить.

Регистрация судов

Для начала важно понять, какие лодки подлежат регистрации. Маломерным, требующим регистрации, считается судно от 200 килограммов, до 20 метров в длину, вмещающее не более 12 пассажиров на борту. Мощность его двигателя должна быть более 8 киловатт. 

Какие документы нужны для регистрации:

  • паспорт

  • ИНН

  • нотариально заверенные договор купли-продажи или дарения либо свидетельство о праве собственности

  • судовой билет прежнего владельца с отметкой о снятии судна с учета

  • квитанции об уплате госпошлины

  • заявление на регистрацию судна.

Заявление на регистрацию можно подать онлайн. Внесение в реестр обойдется в 1600 рублей. Еще 200 рублей будет стоить судовой билет. Его выдают через три рабочих дня после подачи заявления. При регистрации судну присваивается идентификационный номер, который необходимо нанести на оба его борта.

Как получить права

Для управления маломерным судном в российских водах необходимо получить специальное разрешение. Речь идет о правах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Любые иностранные шкиперские лицензии в РФ не будут считаться действительными. Однако в ГИМС можно получить необходимые права, предъявив зарубежную корочку. Для этого нужно сделать нотариально заверенный перевод иностранной лицензии. В некоторых случаях также потребуется сдать необходимую теорию.

В России существует множество школ, обучающих судовождению. Однако некоторые ставят своей задачей лишь подготовку к экзаменам, из-за чего в реальном плавании можно столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, к которым новоиспеченный капитан просто не будет готов. По этой причине лучше отдавать предпочтение проверенным школам, имеющим надежную репутацию и положительные отзывы.

Важно понимать, что на этапе обучения будущий судоводитель должен не просто зазубрить минимальную теорию, но и получить полезные знания, поскольку в статусе капитана человек будет нести ответственность за всех, кто находится на борту. По этой причине подготовка к получению прав не может быть быстрым процессом. Если школа или инструктор обещают, что вы с нуля освоите процесс управления судном всего за несколько дней, то лучше поискать другое место для обучения.

Необходимые для управления судном права ГИМС делятся на несколько районов плавания:

  • Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (категория МП).

  • Внутренние несудоходные водоемы (категория ВП).

  • Внутренние водные пути Российской Федерации (категория ВВП).

Перед сдачей на права вам стоит определиться, в каких водах вы планируете ходить, поскольку получить можно все категории, однако некоторые виды лицензии в итоге могут просто не пригодиться.

Если же вы планируете отправиться на яхте в заграничное путешествие, то необходимо внимательно разобраться с правилами стран, через которые будет пролегать ваш путь. Единой международной лицензии не существует. В некоторых государствах будет признаваться и российский ГИМС, но лучше заранее изучить все нюансы, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. 

Сочи, порт, яхтыФото: 123rf / Legion-Media

Как купить яхту

Для того чтобы купить судно мечты, необходимо исследовать рынок. Посмотрите обзоры в яхтенных журналах и тематических блогах. Там вы сможете узнать о плюсах и минусах конкретных судов и приступить к более прицельному выбору.

Искать конкретную яхту лучше с помощью сайтов-агрегаторов, предоставляющих большую базу разных моделей. Популярные площадки, как правило, дают пользователям возможность отсортировать яхты по нужным критериям и сравнить их между собой.

Следующий шаг — изучение информации на сайте верфи-производителя или местного дистрибьютора. Это позволит получить дополнительные данные об интересующей лодке, а также познакомиться с другими яхтами из той же линейки.

Важно понимать, что маломерные суда не подходят для инвестирования. Их стоимость с годами будет не повышаться, а падать. По этой причине лучше всего выбрать верфь с хорошей репутацией, благодаря чему в будущем спрос на произведенную ею яхту на вторичном рынке сохранится.

Тест-драйв

Договориться о просмотре судов вживую можно с брокером или верфью. Есть два варианта, предполагающих визит потенциального покупателя: боут-шоу и тест-драйвы.

Первый способ, по сути, представляет собой большие выставки. Тест-драйв же позволит познакомиться с судном поближе.

Если вы определились с тем, какую яхту хотите приобрести, стоит обратить внимание на несколько важных пунктов: 

  • Проверьте состояние корпуса. На нем не должно быть царапин, вмятин и трещин, свидетельствующих об ударе или столкновении, которые пережило судно. Пузыри на поверхности корпуса будут свидетельствовать о попадании воды под защитное покрытие. А свежий слой краски и вовсе является тревожным знаком.

  • Изучите палубу. При неправильном хранении зимой она может покоситься, что свидетельствует о проблемах с корпусом. У судна в хорошем состоянии палуба не должна проминаться под ногами. Отдельное внимание стоит уделить стыку рубки и палубы — там не должно быть трещин.

  • Посмотрите каюту. Первое, что должно насторожить покупателя, — неприятный запах. Он может свидетельствовать о том, что судно отсырело или протекает. Нелишним будет открыть шкафы и убедиться, что в них нет пятен от плесени. Также нужно удостовериться, что иллюминаторы не протекают. Двери каюты не должны быть перекошены, а все системы жизнеобеспечения на борту, в том числе водопровод и туалет, обязаны быть исправными.

  • Оцените работу двигателя. Его звук должен быть ровным, без посторонних шумов и сильной вибрации. При работе не должны оставаться масляные разводы на воде. Пространство под двигателем можно протереть кусочком ткани, чтобы убедиться, что масло не подтекает. Сверьте серийный номер двигателя с тем, что указан в судовом билете владельца. Изучите сведения о последнем техосмотре.

  • Присмотритесь к парусам. На них также не должно быть плесени и потертостей. Слегка сомните поверхность паруса, чтобы оценить состояние волокон ткани. Убедитесь, что лебедки вращаются гладко и не шатаются из стороны в сторону. Не должно быть заметных следов износа и на веревках, при помощи которых управляются паруса. 

Что еще важно знать

  • Налогообложение. Все суда, зарегистрированные в государственном реестре, облагаются транспортным налогом. Его ставка определяется мощностью двигателя и регионом регистрации. Рассчитать примерную сумму можно с помощью налогового калькулятора.

  • Техническое освидетельствование. Раз в пять лет владелец судна должен подтверждать, что оно исправно. Проводится ТО в ГИМС. Данная услуга предоставляется бесплатно, однако заявление на ее получение необходимо подавать заранее на портале «Госуслуги». Без отметки о своевременном техническом освидетельствовании судовладельцу грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Яхта или катер

К числу маломерных судов относятся не только яхты, но и катера. Между этими лодками существуют два принципиальных различия: моторы и каюты.

Катер — это маломерное судно со стационарным двигателем либо каютное судно с подвесным двигателем. Яхта — это каютное судно с повышенным уровнем комфортности.

Длина катера обычно составляет 10–15 метров, благодаря чему такое судно подойдет для тихих речных прогулок. Его стоимость закономерно будет ниже.

Катера бывают алюминиевыми и пластиковыми. Первые легче и надежнее, но обойдутся дороже. Разница в стоимости связана с тем, что пластик легко повредить, например, во время причаливания к каменистому берегу. 

При покупке катера важно обращать внимание на:

  • Параметры. Изучите грузоподъемность и вес катера, уточните мощность мотора, необходимого для этой модели. Эта информация позволит понять, какой расход топлива будет у данного судна.

  • Состояние. Спросите, как хранился катер, какие в прошлом были поломки. Проверьте состояние тента (со временем он изнашивается и протекает). Убедитесь, что отделка салона находится в хорошем состоянии. Осмотрите кузов: на нем не должно быть сколов, царапин и вмятин. Особенно критично это для пластика.

  • Двигатель. Узнайте, сколько он уже прошел, когда было последнее техническое обслуживание. Убедитесь, что масло не подтекает. Сверьте год выпуска и номер двигателя с теми, что указаны в документах. 

Место в яхт-клубе

Хранить судно самостоятельно у вас вряд ли получится. На теплый период владельцы яхт и катеров обычно заключают договоры с яхт-клубами. Суда швартуются у причала и находятся под присмотром охраны.

В конце сезона судно ставят на стоянку в эллинг. Желательно договориться о хранении в закрытом помещении — это позволит сохранить вашу яхту или катер в хорошем состоянии.