Top.Mail.Ru
архив

Кредитный аэропорт

В рамках стратегического сотрудничества с международным аэропортом Шереметьево Внешторгбанк готов финансировать строительство терминала Шереметьево-3. По словам президента ВТБ Андрея Костина, под этот проект банк может выдать кредит в размере $350 – 400 млн. Впрочем, Костин не исключает, что к сделке «Внешторг» может привлечь иностранные финансовые институты. С эксклюзивным (де-факто) правом ВТБ финансировать данный проект не согласен основной собственник Национальной резервной корпорации (крупнейшего частного акционера «Аэрофлота») Александр Лебедев. По его мнению, было бы более логично провести открытый конкурс среди всех желающих инвестировать средства в строительство третьего терминала. «Монополии у ВТБ быть не должно», – считает Лебедев.

Так или иначе, но в ВТБ планируют не только финансировать проект, но, по словам Костина, со временем стать одним из акционеров третьего терминала. Отметим, что буквально за два дня до подписания соглашения между Шереметьевом и Внешторгбанком аэропорт наконец-то договорился с национальным перевозчиком – «Аэрофлотом» – о распределении долей собственности в третьем терминале. Шереметьево уже в этом году выкупит 25% акций компании «Терминал» – «дочки» «Аэрофлота», созданной специально для строительства нового терминала. А к 2007-му аэропорт планирует увеличить свою долю до контрольного пакета, и к этому же времени строительство должно завершиться. По словам начальника службы корпоративных коммуникаций «Аэрофлота» Ирины Данненберг, намерения ВТБ участвовать в данном бизнесе – «это предмет переговоров».

Напомним, что именно споры относительно собственников терминала долгое время не позволяли осуществить проект. Несколько лет «Аэрофлот» и Международный аэропорт при участии госчиновников пытались договориться о том, кому и на каких условиях должен принадлежать терминал.

В прошлом году к дискуссии присоединилась «Альфа-групп», которая выиграла тендер на управление Шереметьевом, однако итоги конкурса так и не утвердили. Не получив контроля над аэропортом, «Альфа» предлагала выкупить у «Аэрофлота» права на строительство третьего терминала, но предложения так и остались без ответа. Отметим, что за все время разбирательств «Аэрофлот» успел потратить около $30 млн на «нулевой цикл» (в частности, средства пошли на вырубку леса, подготовку строительной площадки и т.д.).

Освоение нынешней – куда более крупной – суммы инвестиций должно позволить «Аэрофлоту» стать полноправным членом международного авиаальянса Sky Team, что впоследствии может привести к увеличению числа клиентов авиакомпании.

Построив третий терминал, «Аэрофлот» выполнит одно из условий Sky Team – сможет стыковать свои международные и внутренние рейсы. Сейчас национальный перевозчик выполняет полеты по России и за рубеж из разных терминалов, что делает невозможным составление удобного расписания полетов. К тому же объем авиаперевозок в России в ближайшие несколько лет будет расти, а уже сейчас оба терминала в Шереметьеве перегружены. Первый в 2004 году обслужил 5,3 млн пассажиров при пропускной способности в 3,5 млн, а через второй прошло 7,6 млн человек, хотя он рассчитан на обслуживание 5,5 млн пассажиров. Поэтому третий терминал будет востребован с момента своего открытия.

 

Еще по теме