Кредиты подорожали, рост замедлился: как бизнес оценивает повышение ключевой ставки
15 сентября Центробанк РФ в третий раз за два месяца поднял ключевую ставку до 13% и не исключил ее дальнейшего повышения. Участники рынка и эксперты рассказали, как решение регулятора влияет на бизнес и чего ждать в будущем.
Деньги стали дороже
Повышение ставки Центробанком прежде всего приводит к удорожанию кредитов, напоминают собеседники «Компании». Когда в июне ключевая ставка составляла 8,5%, кредиты можно было привлекать в среднем под 10,6% годовых, говорит основатель и генеральный директор компании ГЛАВСНАБ Федор Васильев. Кроме того, в это время производителям были доступны госпрограммы льготного кредитования, которые реализовывали крупные банки.
Сейчас же ставки составляют примерно 16,5% — это серьезная наценка, которая сильно тормозит развитие бизнеса, отмечает Васильев. Компании стали занимать в меньших объемах или вовсе отказываться от кредитов, так как отдавать долги стало сложнее.
«И так непростая ситуация в стране ухудшается за счет дорогих кредитов: бизнес тормозит свое развитие, а это косвенно отражается на экономике всей страны. Поэтому крайне важно, чтобы ставки снижались. Бизнесу нужны дешевые и длинные деньги на развитие», — продолжает он.
Также имеются проблемы с деятельностью гарантийного фонда — он предоставляет поручительства заемщикам перед кредиторами. Это полезный для бизнеса механизм, поэтому важно, чтобы такой фонд работал в заданном направлении, добавил Васильев.
«Иначе при сложившейся ситуации в банк обращаться нет смысла. Стоимость денег слишком большая. Бизнес, скорее всего, возьмет паузу до тех пор, пока ставки по кредитам не опустятся до 10% и ниже», — добавил он.
Повышение ключевой ставки сказывается не только на стоимости кредитов для бизнеса. Этот показатель используется при расчете размеров пени (неустойки), которую выплачивают компании за сорванные поставки, говорит в разговоре с журналом представитель регионального поставщика медицинских изделий.
«Когда началась частичная мобилизация, у наших партнеров увезли с предприятия 130 человек. Производство встало, и вот они нам до сих пор остались должны множество товаров — столики, кровати и другое. Долг уже на несколько миллионов рублей. А мы не можем в срок выполнить поставки больницам, соцзащите. Все претензии к нам, и пени выплачиваем тоже мы, и рассчитываются они, исходя из ключевой ставки».
Валютные «горки»
Очередное повышение ставки прежде всего было призвано стабилизировать валютный рынок, сделав рублевые заимствования дорогими. Тем самым власти пытались ограничить избыточное давление национальной валюты на спрос на доллары и евро, отмечает юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский.
Собеседник выделяет два периода относительной стабильности рубля (если не считать скачков валютных курсов сразу после введения санкций): май-декабрь 2022 года и март-июнь 2023-го, когда за 1 доллар давали около 60 и 80 рублей соответственно. В первом случае фактически был обесценен сырьевой экспорт, а во втором — оптовые и потребительские цены начали показывать неумеренный рост, говорит Хаминский.
Чтобы не допустить гиперинфляции, ЦБ второй раз за короткое время поднял ставку до 13%, но вместо стабилизации экономику будет ожидать совершенно противоположный эффект, считает Хаминский. «Уже сегодня крупнейшие банки предлагают процент по вкладам на уровне 12–15%. Складывается ситуация, схожая с временами ГКО и МММ. Ни один здравомыслящий экономист не сможет дать вразумительный ответ на вопрос, откуда взять средства на такие выплаты. Выдавать кредиты под 20–25% годовых? Никакая отрасль экономики не справится с такой нагрузкой. Как следствие — или банкротство, или неуправляемый рост цен», — считает эксперт.
По его мнению, причина таких «валютных горок» кроется в несогласованности действий ЦБ и правительства РФ. В пример он привел сделки с иностранцами по продаже долей в российских компаниях. «На какие бы счета ни зачислялись эти рублевые средства, в итоге они превратятся в доллары и евро», — пояснил он. Самый простой и эффективный способ привнести стабильность на валютный рынок, на его взгляд, — ограничить выход иностранцев из капитала российских компаний и запретить выплату дивидендов за рубеж.
Что о повышении ставок говорят власти
Отчасти с мнением Хаминского соглашаются и представители власти. В частности, депутат Госдумы от партии «Родина» Алексей Журавлев отмечает, что к политике Центробанка и поведению всего финансового блока правительства уже давно накопилась масса вопросов. По его словам, они фактически не выполняют функции по обеспечению стабильности национальной валюты, а постоянный рост ключевой ставки ставит крест на развитии многих отраслей экономики.
«Без дешевой ипотеки проблемы начнутся в строительстве, без кредитов быстро сдуется любой бизнес. Весьма показательной была история с заморозкой золотовалютных резервов, о возможности которой в ЦБ, оказывается, знали, но ничего по этому поводу не предприняли. И пусть, как говорит президент, страна заработала уже гораздо больше, чем у нее арестовали, 300 миллиардов долларов точно не были бы лишними для нашей экономики», — добавил Журавлев.
Действия Центробанка критиковали также и представили самого правительства. Ранее, в августе 2023 года, помощник президент Максим Орешкин объяснил ослабление рубля мягкой денежно-кредитной политикой регулятора. «Центральный банк обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы нормализовать ситуацию уже в ближайшее время и обеспечить снижение темпов кредитования до устойчивых уровней», — говорил тогда чиновник.
В самом ЦБ ослабление национальной валюты связывали с экспортно-импортными операциями. В рамках борьбы за укрепление рубля власти обсуждали в том числе дополнительные меры валютного контроля. Минфин в этом вопросе выступает за более жесткие решения, а ЦБ, напротив, занял либеральную позицию. В сентябре министр финансов Антон Силуанов говорил, что стороны «ищут консенсус».