Top.Mail.Ru
политика

Критика России породила внутренний раскол среди британских пиарщиков

Фрэнсис Ингхэм. Фото: PRCA Фрэнсис Ингхэм. Фото: PRCA

В британской Ассоциации по связям с общественностью и коммуникациям зреет недовольство политикой ее гендиректора Фрэнсиса Ингхэма. Он позволял себе резкие высказывания в отношении России и россиян, что, по данным западных изданий, понравилось не всем членам ассоциации. МИД РФ внес топ-менеджера в стоп-лист еще в сентябре, также в этом году членство в организации приостановило агентство Ketchum, ранее рекламировавшее на Западе зимнюю Олимпиаду в Сочи.

Стандарты, от которых нельзя отступать

В британской Ассоциации по связям с общественностью и коммуникациям (Public Relations and Communications Association, PRCA — прим. ред.) назрел внутренний раскол. The Financial Times опубликовала материал о внутренних разногласиях и недовольстве ряда сотрудников резкими высказываниями ее гендиректора Фрэнсиса Ингхэма в отношении России.

Свое членство в организации в этом году уже приостановило международное маркетинговое агентство Ketchum (долгое время работавшее с Россией — прим. ред.), а брендинговое агентство Don't Cry Wolf и вовсе сообщило о прекращении отношений с организацией.

В состав Ассоциации PRCA, базирующейся в Лондоне, входит более 35 тысяч специалистов по коммуникациям со всего мира. PR-индустрия — в целом одна из очень хорошо развитых в Великобритании сфер. Местные компании считаются ведущими игроками в глобальной многомиллиардной индустрии, охватывающей как нефтяные государства Ближнего Востока, так и технологические компании Кремниевой долины.

Рекламные агентства часто оказываются вовлечены в геополитику, поэтому членство в Ассоциации предусматривает соблюдение ими определенных стандартов, которые всем необходимо соблюдать, пишет FT. В частности, уже при Ингхэме PRCA в 2017 году исключила из состава своих членов одну из самых известных в свое время пиар-фирм Bell Pottinger. По данным The Guardian, причиной стала организация ею рекламной кампании, целью которой было «разжигание расовой напряженности в Южной Африке». Расследование выявило, что Bell Pottinger была нанята компанией Oakbay, принадлежащей богатой семьей Гупта, и связанной с экс-президентом ЮАР Джейкобом Зумой.

Исключение компании из рядов Ассоциации тогда оценивалось как беспрецедентный шаг в отношении столь крупного PR-агентства. Однако в PRCA были непоколебимы, объяснив введенную «минимум на пять лет» меру тем, что Bell Pottinger подорвала репутацию индустрии PR и коммуникаций.

Переломный 2022-й

Очередной раскол в компании наметился в 2022 году, когда управляющий ею уже 15 лет гендиректор Фрэнсис Ингхэм стал активно высказываться в поддержку Украины, одновременно позволяя себе резкие выражения в адрес России. В материале FT, в частности, сказано о некоем удаленном на данный момент твите, в котором Ингхэм сказал кому-то «валить обратно в Москву».

Один из участников маркетингового рынка на условиях анонимности рассказал изданию, что его бизнес-партнеры после этого «подверглись нападкам со стороны российских ботов в соцсетях», а также «начали получать угрозы». По его словам, члены PRCA были встревожены этим, и просили гендиректора компании «остановиться», но он не реагировал на их обращения.

Со слов Энди Барра, основателя PR-агентства 10 Yeti (не входит в Ассоциацию — прим. ред.), люди, недовольные политикой Ингхэма, уверены — Украина стала лакмусовой бумажкой, указывающей на внутренние проблемы в PRCA. Последние, в частности, заключаются в «не слишком профессиональном управлении», полагает специалист.

Джон Браун, исполнительный директор брендингового агентства Don't Cry Wolf, рассказал, что официально зарегистрировал жалобу на «беспорядочные действия и решения» Ингхэма еще в апреле, однако не получил никакого ответа. После этого он решил выйти из состава Ассоциации, чему на официальном сайте своего агентства посвятил отдельный пост. В нем, в частности, говорится о том, что в PRCA не поддержали людей, которых «затронул странный удар Фрэнсиса в грудь в связи конфликтом в Украине».

«Недавно стало ясно, что мои первоначальные опасения и жалобы даже не дошли до ушей и глаз членов правления, не говоря уже о том, чтобы по ним не были приняты меры. Я вполне уверен, что в PRCA нет системы управления, которая позволяла бы официально подавать жалобы такого рода и ставить под сомнение эффективность генерального директора», — пишет Браун. Он также видит противоречия в том, что ассоциация «без внутреннего управления» позволяет себе исключать из своих рядов членов, нарушающих ее профессиональную хартию (как это случилось с Bell Pottinger — прим. ред.).

В то же время он уверен, что в самой структуре трудятся «хорошие люди, желающие принести пользу отрасли», однако они «запуганы, ушиблены и изолированы из-за репрессивной структуры». Прочих членов PRCA он призывает задуматься о том, стоит ли им «оставаться частью чего-то, что становится токсичным».

В британской ассоциации отказались комментировать тему. Воздержались от комментариев и в американской Ketchum (входит в холдинг Omnicom Group) — компании, приостановившей членство в PRCA. По данным «Коммерсанта», агентство со штаб-квартирой в Нью-Йорке работало с Россией с 2006 года, а его основными клиентами в стране были «Газпром» и оргкомитет правительства РФ. Компания, в частности, занималась рекламой зимней Олимпиады в Сочи на Западе.

В 2014 году российский энергогигант отказался от услуг Ketchum, а в марте 2015-го портал PRWeek сообщил, что агентство «прекращает сотрудничество с Россией» по представлению ее интересов в Европе и США. При этом у компании оставался офис в Москве. В марте 2022 года международное агентство объявило о полном уходе с российского рынка, вернув контроль над компанией сооснователям и партнерам московского офиса — Михаилу Маслову и Сергею Чумину.

Расследование

Со слов союзников Ингхэма, фирмы, приостановившие членство в PRCA, выступают против жесткой позиции в отношении украинского конфликта, поскольку опасаются, что это «поставит под угрозу» их будущий бизнес с Россией.

Другой участник ассоциации в разговоре с изданием на условиях анонимности заявил: если Ассоциация пиарщиков уволит своего гендиректора за слишком жесткую позицию в отношении РФ, это пошатнет ее репутацию, и сделает «посмешищем для западного мира».

Сам Ингхэм не исключает варианта, в котором его попросят уйти в отставку, пишет издание. В таком случае он намерен подать в суд на правление Ассоциации. В PRCA подтвердили проведение внутреннего расследования по факту жалоб.

Зеркальный ответ

Российский МИД 14 сентября ввел санкции против 30 руководителей пиар-структур и представителей оборонного лобби Великобритании, запретив им въезд в страну. Причиной был назван «недружественный курс» британских компаний и поддержка ими украинской стороны.

В стоп-лист попал и гендиректор ассоциации PRCA Фрэнсис Ингхэм. В дипведомстве заявили, что он подталкивает компании Великобритании к отказу от сотрудничества с российскими экономическими операторами, «запугивая их моральными, этическими и репутационными последствиями работы в России».

По данным РБК, после начала специальной военной операции на Украине PRCA перестала принимать заявки от граждан и компаний из РФ.

Еще по теме