Кризис 2.0
Драматическое падение курса рубля по отношению к доллару и евро моментально сказалось не только на ценниках в магазинах бытовой электроники, но и на стоимости иностранного программного обеспечения, а также оборудования для корпоративных клиентов. Рынок простой перепродажи умер, констатирует управляющий партнер компании AT Consulting Сергей Шилов. В дальнейшем выживут только те, кто обладает экспертизой в сфере предоставления услуг и разработки собственного программного обеспечения.
– Как сказался обвал курса рубля на IT-рынке?
– Понятно, что у всех российских компаний бюджеты сверстаны в рублях. Закупки оборудования и программного обеспечения иностранного производства подорожали в разы. Следовательно, уменьшилась покупательская способность не только рядовых граждан, которые отменили поездки на Новый год за рубеж, но и крупных компаний. Я не думаю, что те, кто запланировал обновление своего IT-ландшафта, будут резать предусмотренные на это бюджеты, но к расходованию средств станут относиться куда более осмотрительно. Возможно, откажутся от функционала, не являющегося критичным для деятельности предприятия.
– Как в этой ситуации намерена строить свою работу компания AT Consulting?
– AT Consulting – полностью российская компания. Я считаю, что это дает нам очень серьезное конкурентное преимущество перед другими игроками, штаб-квартиры которых находятся за границей. Все затраты у нас номинированы в рублях, и мы не будем повышать цены на услуги. Я уверен, что нам удастся найти с заказчиками общий язык. Мы продолжим успешное сотрудничество с нашими давними клиентами и начнем работать с новыми.
– Вы упомянули, что в разы подорожало не только «железо», но и программное обеспечение. Как это скажется на заказах клиентов?
– Мы ожидаем, что продажи российских продуктов серьезно вырастут, так как цены на них не привязаны ни к доллару, ни к евро. В то же время упадут продажи западных продуктов, если рублю не удастся отыграть потерянные позиции. В этой связи могут выиграть компании, делающие ставку на использование существующих отечественных решений, а также компании, располагающие ресурсами для их быстрой разработки.
– Учитывая снижение покупательской способности российских компаний в части обновления IT-инфраструктуры, насколько может упасть весь рынок?
– В разы, это очевидно. Минимальная планка – сокращение в два раза, а возможно, и больше. Но речь опять же идет о затратах в долларовом выражении. О сокращении бюджетов в рублях пока никто не говорит.
– Как нынешний кризис скажется на интеграторах?
– Уже можно констатировать, что рынок перепродажи оборудования умер. На сегодняшний день системные интеграторы просто не в состоянии обеспечить себе приемлемый уровень заработка исключительно на поставках оборудования. Останутся только те компании, которые умеют предоставлять услуги, а также разрабатывать свои продукты и решения. Конечно, преждевременно говорить, что российские заказчики откажутся от покупки иностранного оборудования, но маржа в данном сегменте будет крайне низкой.
– Что будет с крупными проектами в сфере IT-инфраструктуры, например, со строительством ЦОДов в России?
– Как минимум их строительство сильно затормозится, а как максимум будет заморожено. Несмотря на то, что эти проекты крайне востребованы, продолжать вкладывать деньги в подорожавшее оборудование пока готовы далеко не все компании.
– Как долго может продлиться кризис?
– Я оптимист, но считаю, что нас ждет тяжелый 2015 г. Затем ситуация начнет постепенно приходить в норму. Но самое главное другое: компании уже сделали правильные выводы из финансовых потрясений 2008 г., а значит, к нынешнему кризису подошли подготовленными. Ожидать какого-то коллапса не приходится.