Top.Mail.Ru
архив

Крупнее, еще крупнее…

КОНСАЛТИНГОВАЯ и аудиторская группа KPMG в феврале опубликовала исследование "Обзор-2000", посвященное анализу международных сделок по слиянию и поглощению компаний в 1999 году. Несмотря на то что в начале 2000 года произошло несколько крупных сделок (в частности, слияние MCI и Worlcom, Vodafone Airtouch и Mannesmann, SKB и Glaxo Wellcome), основные выводы, сделанные авторами "Обзора", вероятно, будут актуальны и для текущего года. Главное, что отмечают исследователи KPMG, - это тот факт, что мировой центр слияний переместился из Нового Света, где он получил невиданное ранее распространение, в Европу. В прошлом году активнее всего покупали иностранных конкурентов британские компании, а в целом на Европу пришлось в 1999 году 73% таких сделок. Главным "продавцом компаний" стали Соединенные Штаты: на их долю, согласно данным KPMG, приходится 37% всех проданных зарубежным игрокам компаний (что, кстати, позволяет говорить о лидерстве США в привлечении иностранных инвестиций на внутренний рынок - сумма всех сделок составила $293 млрд).

Как и в 1998 году, в 1999-м лидером по слияниям и поглощениям компаний стала телекоммуникационная отрасль - 20% всех покупок и продаж в денежном выражении. На втором месте неожиданно оказалась химическая промышленность, обогнавшая нефте- и газодобычу, банковско-финансовый сектор и энергетику. Вместе с тем, несмотря на падение числа крупных сделок в Азии, Восточной Европе и Латинской Америке (по данным KPMG, мировые иностранные инвестиции в развивающиеся рынки упали в 1,5 раза - с $35,9 млрд до $21,6 млрд), интерес инвесторов к ним возвращается. Впрочем, на международном рынке слияний и поглощений Китай, Россия, Индия, Индонезия и Бразилия пока практически незаметны: по словам Стива Бэррета, заместителя главы международной группы KPMG по корпоративным финансам, "сейчас на мировой рынок слияний и поглощений пока возвращаются такие страны, как Япония, Сингапур и Гонконг, выступающие и как покупатели, и как продавцы".

В целом же средний объем международной сделки по покупке иностранной компании составил в 1999 году $157 млн. Десять лет назад, в 1990-м, он составлял $29 млн. Корпоративный мир становится крупнее, а основные события все чаще разворачиваются в Европе. Похоже, в 2000 году эта тенденция только усилится.

10 крупнейших стран-покупателей

Страна-покупательСумма сделок в 1999 году, $ млрд
Великобритания 249,59
США 154,64
Германия 92,74
Франция 92,23
Нидерланды 43,75
Испания 25,44
Япония 20,42
Бельгия 17,46
Канада 16,34
Италия 14,45

10 крупнейших стран-продавцов

Страна-продавецСумма сделок в 1999 году, $ млрд
США 293,42
Великобритания 123,02
Швеция 59,20
Германия 42,23
Франция 35,60
Канада 28,93
Нидерланды 26,86
Аргентина 20,56
Бельгия 16,44
Япония 15,77

10 крупнейших слияний 1999 года

ПокупательПродавецСумма сделки, $ млрд
Vodafone Group (Великобритания) Airtouch Communications (США) 69,30
Zeneca Group (Великобритания) Astra AB (Швеция) 37,70
BP Amoco (Великобритания) ARCO Atlantic Richfield (США) 34,00
Mannesmann (Германия) Orange (Великобритания) 28,54
Hoehst (Германия) Aventis/JV Rhone Poulenc (Франция) 22,00
Repsol (Испания) Yfp (Аргентина) 15,45
Deutsche Telekom (Германия) One-2-One (Великобритания) 13,60
Total (Франция) Petrofina (Бельгия) 11,26
ScottishPower (Великобритания) Pacificorp (США) 10,80
WalMart Stores (США) ASDA Group (Великобритания) 10,60

Еще по теме