Top.Mail.Ru
архив

Крупнее, еще крупнее…

КОНСАЛТИНГОВАЯ и аудиторская группа KPMG в феврале опубликовала исследование "Обзор-2000", посвященное анализу международных сделок по слиянию и поглощению компаний в 1999 году. Несмотря на то что в начале 2000 года произошло несколько крупных сделок (в частности, слияние MCI и Worlcom, Vodafone Airtouch и Mannesmann, SKB и Glaxo Wellcome), основные выводы, сделанные авторами "Обзора", вероятно, будут актуальны и для текущего года. Главное, что отмечают исследователи KPMG, - это тот факт, что мировой центр слияний переместился из Нового Света, где он получил невиданное ранее распространение, в Европу. В прошлом году активнее всего покупали иностранных конкурентов британские компании, а в целом на Европу пришлось в 1999 году 73% таких сделок. Главным "продавцом компаний" стали Соединенные Штаты: на их долю, согласно данным KPMG, приходится 37% всех проданных зарубежным игрокам компаний (что, кстати, позволяет говорить о лидерстве США в привлечении иностранных инвестиций на внутренний рынок - сумма всех сделок составила $293 млрд).

Как и в 1998 году, в 1999-м лидером по слияниям и поглощениям компаний стала телекоммуникационная отрасль - 20% всех покупок и продаж в денежном выражении. На втором месте неожиданно оказалась химическая промышленность, обогнавшая нефте- и газодобычу, банковско-финансовый сектор и энергетику. Вместе с тем, несмотря на падение числа крупных сделок в Азии, Восточной Европе и Латинской Америке (по данным KPMG, мировые иностранные инвестиции в развивающиеся рынки упали в 1,5 раза - с $35,9 млрд до $21,6 млрд), интерес инвесторов к ним возвращается. Впрочем, на международном рынке слияний и поглощений Китай, Россия, Индия, Индонезия и Бразилия пока практически незаметны: по словам Стива Бэррета, заместителя главы международной группы KPMG по корпоративным финансам, "сейчас на мировой рынок слияний и поглощений пока возвращаются такие страны, как Япония, Сингапур и Гонконг, выступающие и как покупатели, и как продавцы".

В целом же средний объем международной сделки по покупке иностранной компании составил в 1999 году $157 млн. Десять лет назад, в 1990-м, он составлял $29 млн. Корпоративный мир становится крупнее, а основные события все чаще разворачиваются в Европе. Похоже, в 2000 году эта тенденция только усилится.

10 крупнейших стран-покупателей

Страна-покупательСумма сделок в 1999 году, $ млрд
Великобритания249,59
США154,64
Германия92,74
Франция92,23
Нидерланды43,75
Испания25,44
Япония20,42
Бельгия17,46
Канада16,34
Италия14,45

10 крупнейших стран-продавцов

Страна-продавецСумма сделок в 1999 году, $ млрд
США293,42
Великобритания123,02
Швеция59,20
Германия42,23
Франция35,60
Канада28,93
Нидерланды26,86
Аргентина20,56
Бельгия16,44
Япония15,77

10 крупнейших слияний 1999 года

ПокупательПродавецСумма сделки, $ млрд
Vodafone Group (Великобритания)Airtouch Communications (США)69,30
Zeneca Group (Великобритания)Astra AB (Швеция)37,70
BP Amoco (Великобритания)ARCO Atlantic Richfield (США)34,00
Mannesmann (Германия)Orange (Великобритания)28,54
Hoehst (Германия)Aventis/JV Rhone Poulenc (Франция)22,00
Repsol (Испания)Yfp (Аргентина)15,45
Deutsche Telekom (Германия)One-2-One (Великобритания)13,60
Total (Франция)Petrofina (Бельгия)11,26
ScottishPower (Великобритания)Pacificorp (США)10,80
WalMart Stores (США)ASDA Group (Великобритания)10,60

Еще по теме

архив
Дефицит мобильности
КОГДА на улице минус десять, стоять в очереди холодно. И вообще - солидные люди в очередях не стоят, их время стоит недешево. Тем не менее в конце февраля перед офисами продаж московской компании "Мобильные ТелеСистемы" в очередях стояли прилично одетые граждане, многие из которых припарковали за углом свои "девятки" и "фелиции". По их начищенным ботинкам и модельным сапожкам прогуливалась поземка, их дубленки и свингеры продувались ветром. Большой радости на их лицах не наблюдалось, но и разочарования тоже. Эти люди - как и в январе, апреле и октябре ушедшего года - были твердо намерены приобрести сотовый телефон. Поразительно, но новые тарифные предложения, выдвинутые МТС - действительно революционные! - вызвали очереди. Хорошо просчитанный маркетинговый ход вызывает резкий рост спроса, и это так же скучно, как Philips Aeon за $50. Как говорил диссидент-классик по гораздо более унылому поводу, "теперь это стало в порядке вещей".
Дефицит мобильности