Top.Mail.Ru
архив

Все на строительство пирамиды!

К ЭКОНОМИЧЕСКИМ достижениям "путинской" России - вроде роста ВВП или соглашения с Лондонским клубом - добавилось еще одно. Цена отсечения на аукционе по размещению выпуска первого после августовского дефолта выпуска ГКО составила 99,74 % от номинала. А доходность по средневзвешенной цене оказалась отрицательной -0,54%.

Правда, результаты, быть может, и не были бы столь ошеломляющими, если бы Минфин продал весь выпуск (на 2,5 млрд руб.). Ведь хотя спрос превышал предложение и достигал 3,8 млрд руб., правительство не стало жадничать и разместило бумаг лишь на 1,3 млрд.

Возможно, это объясняется тем, что срок погашения данной бумаги наступает 6 сентября. А к тому времени мировая конъюнктура цен на нефть будет, согласно прогнозам, уже не столь благоприятной для России, как сейчас, и доходы бюджета снизятся. Не случайно еще одну "короткую" трехмесячную серию ГКО Минфин разместил почти полностью, и в данном случае доходность незначительно, но превысила 20% годовых.

Кроме того, очевидно, присутствовал и политический фактор. Нужно было показать, что инвесторы доверяют российскому правительству, несмотря на то что через месяц президентские выборы. Кстати, состоявшийся в минувшую среду аукцион существенно диссонировал с аналогичными событиями весны-лета 1996 года. Тогда, в канун прошлых президентских выборов, о 90-процентных ценах отсечения Минфину оставалось только мечтать.

Интересно, что второй за неделю "долговой" успех России (считая соглашение во Франкфурте) навел отечественные банки на мысль о возобновлении несвязанных заимствований. В частности, президент Альфа-банка Петр Авен заявил в интервью The Financial Times, что "Альфа" намерена выпустить еврооблигаций на $200 млн. Подчиненные г-на Авена утверждают, что это произойдет аж в первой половине 2000 года и "Альфа" таким образом станет первой частной российской компанией, возобновившей выпуск еврооблигаций.

Первым быть, конечно, хорошо. И конъюнктура складывается благоприятная. Поскольку суверенные кредитные рейтинги России потихоньку подрастают, стало быть, вырастут и корпоративные. А значит, снижается цена заимствований.

Но при благоприятном развитии событий (если настраиваться на обратное, не имеет смысла выпускать евробонды и тем самым снова нарываться на угрозу дефолта) кредитные рейтинги должны расти и дальше. Поэтому, скажем, в сентябре - октябре заимствования должны стоить еще дешевле. Имеет ли смысл спешить?

Еще по теме

архив
Крупнее, еще крупнее…
КОНСАЛТИНГОВАЯ и аудиторская группа KPMG в феврале опубликовала исследование "Обзор-2000", посвященное анализу международных сделок по слиянию и поглощению компаний в 1999 году. Несмотря на то что в начале 2000 года произошло несколько крупных сделок (в частности, слияние MCI и Worlcom, Vodafone Airtouch и Mannesmann, SKB и Glaxo Wellcome), основные выводы, сделанные авторами "Обзора", вероятно, будут актуальны и для текущего года. Главное, что отмечают исследователи KPMG, - это тот факт, что мировой центр слияний переместился из Нового Света, где он получил невиданное ранее распространение, в Европу. В прошлом году активнее всего покупали иностранных конкурентов британские компании, а в целом на Европу пришлось в 1999 году 73% таких сделок. Главным "продавцом компаний" стали Соединенные Штаты: на их долю, согласно данным KPMG, приходится 37% всех проданных зарубежным игрокам компаний (что, кстати, позволяет говорить о лидерстве США в привлечении иностранных инвестиций на внутренний рынок - сумма всех сделок составила $293 млрд).
Крупнее, еще крупнее…
архив
Дефицит мобильности
КОГДА на улице минус десять, стоять в очереди холодно. И вообще - солидные люди в очередях не стоят, их время стоит недешево. Тем не менее в конце февраля перед офисами продаж московской компании "Мобильные ТелеСистемы" в очередях стояли прилично одетые граждане, многие из которых припарковали за углом свои "девятки" и "фелиции". По их начищенным ботинкам и модельным сапожкам прогуливалась поземка, их дубленки и свингеры продувались ветром. Большой радости на их лицах не наблюдалось, но и разочарования тоже. Эти люди - как и в январе, апреле и октябре ушедшего года - были твердо намерены приобрести сотовый телефон. Поразительно, но новые тарифные предложения, выдвинутые МТС - действительно революционные! - вызвали очереди. Хорошо просчитанный маркетинговый ход вызывает резкий рост спроса, и это так же скучно, как Philips Aeon за $50. Как говорил диссидент-классик по гораздо более унылому поводу, "теперь это стало в порядке вещей".
Дефицит мобильности