Top.Mail.Ru
архив

Куда уходит детство

ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" снова пытается заработать на библиотеке прав на советские мультики. Речь идет не только о продаже телевизионных прав, но и о "системном" использовании персонажей. Недавно ФГУП продало лицензию на производство мягких игрушек, но шанс обогатиться на советском наследии уже упущен.

Чебурашка снискал бешеную популярность в Японии. После того как одноименный мультфильм пришел в страну, начался настоящий бум на товары с изображением советского чуда: книжки, майки, значки, игрушки и пр. В Токио даже открылось кафе "Чебурашка". Спрос на все эти товары был простимулирован "свежим" контентом: японцам показали новый для них мультфильм. В России героев советских мультиков любят по старой памяти - на них держится ностальгия по детству. Этих персонажей для поколений, родившихся в советские времена, никакой западный контент уже не заменит. Однако из возраста мультиков и игрушек все дети, воспитанные на "Чебурашке", уже выросли. У современных чад уже другие мультяшные герои. Но желающих заработать на родительской ностальгии меньше не становится. Теперь ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" пытается запрыгнуть в последний вагон.

ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

   Сейчас коллекцию советских мультфильмов назвали бы проблемным активом. Обратная сторона истории с самыми добрыми на свете мультиками - скандалы, интриги, расследования вокруг прав на коллекцию и бесконечные судебные разбирательства. Библиотеке не везет со времен распада СССР. Правопреемником созданной в 1936 году киностудии "Союзмультфильм" стало арендное предприятие (АП) "Союзмультфильм". Именно с ним связана первая скандальная история. В 1992-м права сроком на 10 лет 1200 мультфильмов продали американской фирме Films by Jove Inc. Спустя два года 712 мультиков вернулось на родину в обмен на пролонгацию договора до 30 лет. В 1997 году АП было преобразовано в ОАО. Еще через два года недовольный коллектив во главе с директором Эрнстом Рахимовым создал ФГУП "Союзмультфильм", которое тоже претендовало на статус правопреемника советской киностудии и записало это себе в устав. Далее последовали суды. В 2001 году Высший арбитражный суд РФ признал правопреемником советской киностудии ФГУП, которое долгое время потом судилось с Films by Jove, считая договор американской компании с АП незаконным. Конец истории положил предприниматель Алишер Усманов: в 2007-м он выкупил ленты у Films by Jove и передал их детскому каналу "Бибигон" (ВГТРК). В 2003 году упомянутое ФГУП было разделено на два: ФГУП "ТПО "Киностудия "Союзмультфильм", которому принадлежит киностудия, и ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм", которое, согласно распоряжению правительства РФ, является обладателем исключительных прав на использование аудиовизуальных произведений, снятых на "Союзмультфильме" с момента создания и до перехода его на арендные отношения. С данным правопреемствованием до сих пор не все согласны. По мнению управляющего партнера юридической компании по защите интеллектуальной собственности "Тулубьева, Осипов и партнеры" Ирины Тулубьевой, "вместо того, чтобы признать регистрацию АО недействительной, по арбитражному суду его ликвидировали, признав тем самым его существование".
   Сейчас правами распоряжается ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". Год назад Министерство культуры подтвердило, что ФГУП является "единственным обладателем авторских прав на мультфильмы, созданные киностудией "Союзмультфильм" до 3 августа 1992 года". В письме, подписанном заместителем министра культуры Александром Голутвой, говорилось также о том, что "авторские права ФГУП, включая исключительное право использования, распространяются не только на мультипликационные фильмы в целом, но и на части, включая персонажей мультфильмов, которые, как и мультфильмы, могут использоваться ФГУП по своему усмотрению, в том числе отдельно от фильмов. Использование мультипликационных фильмов и персонажей из них третьими лицами возможно только на основе соответствующих договоров, заключенных с ФГУП". Уже в августе 2009 года ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" заключило первый эксклюзивный семилетний договор о производстве и продаже на территории России и СНГ игрушек с использованием образов героев советских мультфильмов. Партнером "Союзмультфильма" стала компания Fancy.

ПУТЬ ЧЕБУРАШКИ

   В самом фильмофонде не видят связи между продажей лицензий и письмом Министерства культуры. По словам директора ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" Василия Шильникова, "прежнее руководство "Союзмультфильма" и ранее продавало лицензии на использование персонажей, но, к сожалению, делало это крайне пассивно. В итоге любимые россиянами образы практически не представлены на рынке товаров и услуг в отличие, скажем, от персонажей "Диснея". О том, что можно приобрести лицензию на производство игрушек, в Fancy узнали из газет. "СМИ писали о том, что Министерство культуры определилось с обладателем прав на образы персонажей из советских мультфильмов, а также о том, что "Союзмультфильм" ведет переговоры о продаже лицензии "Детскому миру". И мы решили поучаствовать", - рассказывает Василий Купреев, руководитель проекта по производству игрушек по образам героев советских мультфильмов Fancy. Компания предложила выгодные условия. "Кроме того, по договору с "Кометой+" (структура Fancy) мы получили возможность утверждать дизайн будущих игрушек и осуществлять контроль качества", - говорит Шильников. Головной офис Fancy находится в Белоруссии, впрочем, выпуск игрушек налажен как там, так и в России, на заводе "Комета+". Оборот Fancy составляет $15 - 20 млн в год. В самой компании говорят, что занимают 20 - 25% полочного пространства в специализированных магазинах России. ФГУП заключило эксклюзивный договор на производство мягких игрушек сроком на 7 лет. "Лицензия передана на персонажи части мультфильмов, среди них наиболее популярные", - сказал Шильников. Сейчас Fancy занимается разработкой дизайна игрушек в своей дизайн-студии в Минске. "Мы будем выпускать героев из трех мультфильмов: "Трое из Простоквашино", "Возвращение блудного попугая" и "Чебурашка", - рассказывает Купреев. Компания намерена вложить в проект около 10 - 15 млн руб. и полагает, что может зарабатывать на продаже образов около 30 млн руб. в год. Игрушки планируется представить оптовикам уже этой осенью на выставке "Мир детства". В Fancy сообщили, что будут платить ФГУП роялти, однако их объем назвать отказались. Создатели проекта "Смешарики", к примеру, получают 5 - 30% от торгового оборота лицензиатов.

НЕДЕТСКИЙ МИР

   На доходы от продажи игрушек по образам персонажей "Союзмультфильма" претендовали и другие кандидаты. Так что без скандала не обошлось. Национальная ассоциация игрушечников России (НАИР) направила письмо министру культуры Александру Авдееву и главе ФГУП Василию Шильникову с просьбой отменить сделку по продаже лицензии Fancy и организовать новый открытый конкурс. Кстати, в связи с письмом НАИР Fancy, похоже, опасается обвинений в том, что не является российским производителем. Так, в компании старательно убеждали "Ко", что основное производство находится в России. Василий Купреев говорит, что письмо от НАИР мог иницировать тот, кто вел переговоры о покупке лицензии, однако не получил ее. В Fancy намекают на то, что предметные переговоры велись с сетью "Детский мир" АФК "Система", которая также контролирует дистрибьютора и импортера игрушек - "С-тойз". Минкультуры пока не ответил ассоциации, а Шильников заявил "Ко", что относится к письму "как к попытке продлить практику выпуска контрафактных игрушек, чем до сих грешат некоторые из членов ассоциации". Между тем не совсем понятно, что именно в данном случае руководство "Союзмультфильма" считает контрафактом. На российском рынке игрушек, который оценивается в $2,4 млрд, отчественное производство, по мнению НАИР, занимает 10 - 12%, доля серого импорта - около 30 - 40%. "Несомненно, среди заявленных процентов теневого рынка есть и игрушки по образам из советских мультфильмов", - соглашается глава ассоциации Антонина Цицулина. Однако, по ее словам, "есть и определенные проблемы, связанные с признанием прав, между создателями (мультфильмов. - Прим. "Ко") и ФГУП "Союзмультфильм". Дело в том, что другие члены ассоциации производили игрушки на основании договоров с авторами.

АВТОРА - В СТУДИЮ!

   Кроме "Кометы+", среди лицензиатов фильмофонда есть и другие крупные компании: к примеру, кондитерская фабрика "Ландрин", издательство "АСТ", выпускающее книги по мультфильмам. Согласно условиям контракта в течение первых двух лет фильмофонду полагаются фиксированные выплаты, затем их заменит процент от продаж. Ожидается, что к 2012 году годовые продажи книг и брошюр по мотивам советских мультфильмов могут составить около $10 млн. Однако большое количество самых известных брендов, связанных с образами из советских мультиков, до сих пор производилось по договорам не между ФГУП и производителем, а между производителем и создателем мультфильма. В частности, компания "Юнимилк" выпускает молочную продукцию под брендом "Простоквашино" с 2002 года по договору с Эдуардом Успенским, продюссеры Comedy Club Production, снимая "Самый лучший фильм", заключали договор на использование образа Чебурашки с автором-художником Леонидом Шварцманом. Однако Шильников уверен, что Шварцману права на Чебурашку не принадлежат. "Распоряжаться персонажами советских мультфильмов можем только мы, - утверждает он. Однако этот вопрос по-прежнему вызывает споры. Согласно статье ГК РСФСР 1964 года, "автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение". "Киностудии принадлежат права на аудиовизуальное произведение: череду движущихся кадров, сопровождаемых звуком. Она может использовать мультфильмы для сообщения в эфир, воспроизведения на видеоносителях, в Интернете, имеет право на публичный показ. В советские времена правила четко соблюдались: если у киностудии - юридического лица - есть право изготовлять фильмы, она не могла издавать книжки и пр. При изготовлении фильма используются составные части: сценарий, стихи, музыка и т.д. Права на эти произведения сохранялись за автором. Право Шаинского - на музыку, Заходера - на тексты", - рассказывает Ирина Тулубьева. По ее словам, подобные права авторов записаны и в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Впрочем, есть расхождение между нашим ГК и Бернской конвенцией. Тулубьева утверждает, что проблемы возникают из-за разночтений ГК и "извращений" нашего законодательства. Словосочетание "часть произведения" употребляется в разных значениях. Самая большая проблема - в отношении прав художников. В советские времена они работали по трудовому договору, то есть выполняли служебное задание, а до 1993 года право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежало работнику (сейчас - работодателю). По мнению Ирины Тулубьевой, для получения других прав "Союзмультфильму" необходимо заключать договоры с авторами, и, в отличие от директора ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм", юрист называет контрафактом случаи, когда "Союзмультфильм" выдает лицензии, не получив согласия автора. Так, есть показательный пример деятельности компании "Фратти НВ" (выпускает детские шампуни "Ну, погоди!"). Изначально у нее был договор с "Союзмультфильмом", однако брат одного из создателей мультфильма Александр Хайт, зарегистрировавший товарный знак "Ну, погоди!" в Роспатенте, в 2003 году подал на производителя в суд. В результате контракт с киностудией был расторгнут в пользу контракта с Хайтом.

НЕВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

   Юридические сложности, похоже, не смущают "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". ФГУП ведет переговоры со многими компаниями в самых разных отраслях, в том числе и с производителями одежды. "Кстати, для одежды вообще и спортивной в частности мы разработали целую линейку дизайнов и надеемся, что в ближайшее время наша работа в этом направлении найдет применение", - делится планами Шильников. При этом в ФГУП понимают, что работают с коллекцией "очень хороших, но старых мультфильмов, поэтому это не может приносить таких больших доходов, как новые произведения". Продажа телевизионных прав, по словам Шильникова, приносит несколько миллионов рублей в год. "Что касается персонажей, то мы недавно начали системно их использовать. Надеюсь, что персонажи будут приносить не меньше, чем телевизионные права", - констатирует он. Ключевое слово здесь "недавно". Рассказывая о проекте Fancy, Василий Купреев также признает, что, вкладываясь в игрушки, созданные по образам из советских мультфильмов, его компания очень рискует. "Пока не ясно, как воспримет потребитель эти игрушки. Графика в современных западных мультфильмах лучше, они более технологичны", - говорит он. Герои должны жить в контенте - утверждают маркетологи и производители. "Для продвижения брендованных игрушек необходима поддержка, нужен живой мир бренда. Интерес к персонажам советских мультиков может быть реанимирован при условии возобновления проката легендарных лент. Причем можно с уверенностью сказать, что возродить удастся не всех. Некоторые образы отчаянно устарели. Но правило для любых брендов одно: актуально то, что на слуху", - говорит Алексей Андреев, президент Depot WPF Brand and Identity. По оценкам, старые советские мультфильмы занимают не более 5 - 6% эфирного времени, при этом телеканалы ставят их в эфир чаще всего ранним утром, и доля постепенно сокращается. Та же передача "Спокойной ночи, малыши!" предпочитает показывать новый контент в виде сериала про Лунтика.

 

Таблица 1 КАКУЮ ИГРУШКУ ВЫ КУПИЛИ БЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ (ПРИ РАВНОЙ ЦЕНЕ И КАЧЕСТВЕ)?


Вариант ответаВсеПолВозраст, лет
муж.жен.до 2324-2930-3940-4950 и старше
героя советского мультфильма37%41%34%38%37%37%39%45%
героя современного российского мультфильма22%19%25%19%23%23%18%9%
героя зарубежного мультфильма12%11%14%18%13%12%11%0%
ни одного из перечисленных выше17%16%18%16%16%16%21%36%
затрудняюсь / не хочу отвечать12%13%9%9%11%12%11%10%
Источник: SuperJob