Top.Mail.Ru
архив

Ставка на позитив

Корпоративная культура в современных компаниях - это не только совокупность ценностей, которые разделяют ее сотрудники, это индивидуальный почерк при выстраивании внешних и внутренних взаимоотношений. По уровню ее развития можно судить о зрелости бизнеса. Однако, помимо желания руководства, мероприятия по развитию корпоративной культуры требуют затрат, а наступивший кризис заставил резко сократить расходы, например, на обучение и тим-билдинги. О том, что такое корпоративная культура нового времени, рассказала директор по работе с персоналом банка "Уралсиб" Екатерина Успенская.
   - Екатерина, какой сейчас самый главный тренд в области корпоративной культуры? Что с ней происходит?
   - Рост напряженности, характерный для любого кризиса, всегда отражается на вовлеченности сотрудников в дела компании. Естественно, обеспокоенность собственной судьбой обоснованна и справедлива, однако именно в этот период особенно важным для любой организации становится единство устремлений работников и компании, лояльность и доверие персонала, его энтузиазм и готовность эффективно действовать в сложных условиях. Такое единство не возникает само по себе, необходимы инструменты для его формирования.
   В этой ситуации топ-менеджмент "Уралсиба" делает ставку на управление по ценностям.
   Переход к этой системе был для банка эволюционным. Он стал логическим продолжением управления по целям на основе BSC (системы сбалансированных показателей), за успехи во внедрении которой мы получили "Хрустальную звезду" и место в Зале славы BSC. Сегодня самые успешные мировые компании, удостоившиеся награды за реализацию стратегии, встают на этот путь и используют непростой для бизнеса период для работы со своими ценностями, философскими основаниями. Мне кажется, понимание того, что именно корпоративная культура - тот цемент, который удерживает людей вместе и помогает им быть командой, эффективно решающей задачи бизнеса, чрезвычайно важно. Под корпоративной культурой я понимаю в первую очередь единые ценности, общее понимание принципов и целей работы, глубокое взаимопонимание и приверженность.
   Процесс развития корпоративной культуры - двусторонний. Лояльности нельзя требовать, ее можно только создавать. Понимая это, мы назвали приверженность компании одной из ключевых корпоративных ценностей наряду с позитивным мышлением и здоровым образом жизни. С ценностями мы согласуем все наши решения и действия.
   Известно, что отсутствие достоверной информации порождает слухи, негативно влияющие на психологический климат в компании. Они не возникнут, если менеджмент будет открыто и честно информировать сотрудников обо всех происходящих изменениях. В кризисный период в "Уралсибе" регулярно выходили обращения председателя правления к сотрудникам, менеджеры по персоналу через публикации в корпоративных СМИ подробно комментировали действия руководства, направленные на оптимизацию затрат, оперативно отвечали на вопросы и обращения, поступающие по каналам обратной связи.
   Понимая, что сейчас особенно важно чувство уверенности в завтрашнем дне, в своей компании, которая поможет и поддержит, мы увеличили бюджет на социальные программы, в том числе проявили инициативу и заключили с сотрудниками коллективный договор. Заключение такого договора по инициативе работодателя - ситуация для российского рынка практически уникальная.
   - Обычно так оформляются отношения сотрудников и работодателей на больших производствах, где сильны позиции профсоюзов. Зачем коллективный договор банку?
   - Финансовый сектор пострадал от кризиса больше других, и тревожная ситуация на рынке не располагала к трудовым подвигам. Нам хотелось дать сотрудникам чувство защищенности и стабильности. Коллективный договор позволил не только закрепить в едином документе все действующие и новые социальные льготы, но и придал им статус гарантированных. Замечу, что объем льгот заметно превышает необходимый в соответствии с ТК РФ минимум, например, в договоре закреплено обязательство работодателя выплатить дополнительные два оклада сотруднику предпенсионного возраста, попавшему под сокращение.
   Коллективный договор предоставил работникам еще одну возможность участвовать в управлении компанией, вносить предложения по улучшению деятельности работодателя и условий труда, развитию организации.
   Работодателю эта мера позволила снизить социальную напряженность, дать сотрудникам новый понятный инструмент участия в реализации стратегии. На мой взгляд, это важный фактор, влияющий на формирование положительного отношения людей к корпоративным ценностям и политике работодателя.
   - А что, помимо коллективного договора, вы предложили сотрудникам в последнее время? Проводите ли специальные мероприятия, тим-билдинги?
   - Мы сильны своими традициями. Их постоянство и преемственность - залог стабильности и очень важный для поддержки социально-психологического климата фактор. Уже 9 лет мы проводим корпоративный конкурс "Лучший сотрудник", творческие конкурсы, ежегодные собрания трудового коллектива и конференцию регионального бизнеса, которая в этом году прошла уже в пятый раз.
   Мы продолжаем жить и работать, у нас серьезные задачи и большие планы. Наша ценность - здоровье сотрудников, поэтому мы продолжаем арендовать для них спортивные площадки, проводим спартакиады.
   Мы считаем важным быть социально ответственными и регулярно проводим благотворительные акции, в которых с каждым годом участвует все больше волонтеров. Будь то онлайн-аукцион детских рисунков, сбор вещей и книг, посещение детских учреждений или посадка деревьев - все вызывает неизменный интерес и отклик у наших сотрудников.
   Кроме того, наш курс на позитивное мышление и здоровый образ жизни мы сейчас реализуем и различными малозатратными способами. Одна из последних инициатив - "Уралсиб" - территория радости", в рамках которой мы привносим в бизнес личные ценности и интересы наших сотрудников.
   К началу учебного года мы приурочили акцию "Первый раз в первый класс". Родители первоклассников в День знаний получили возможность не приходить на работу и провести время с детьми, которые получили подарки от компании. А еще раньше мы устроили выставку поделок детей сотрудников - тоже была очень хорошая ответная реакция. Родители принесли рисунки, фигурки из пластилина, вышивки. Мелочь, казалось бы, но именно такие мелочи помогают нашим сотрудникам чувствовать себя на работе как дома. Считаю, что нам удалось привнести личные ценности на территорию бизнеса.
   На мой взгляд, сейчас, как никогда, нужно делать акцент на таких вещах. Поводов для уныния вокруг - хоть отбавляй, а с таким настроением из кризиса не выбраться. В такой ситуации, я считаю, "территорию радости" мы просто обязаны построить самостоятельно.