Top.Mail.Ru
архив

Лебединая песня

Истребители МиГ и Су не будут представлять Россию на авиасалоне в Ле Бурже. Отказ от участия в выставке связан с отсутствием внятного судебного решения по иску швейцарской фирмы Noga, которая два года назад арестовала в Ле Бурже Су-30МК и МиГ-АТ. Во избежание повторного скандала вместо «натурального продукта» гостям выставки покажут лишь модели. С одной стороны, осторожность государства, не пустившего самолеты в Ле Бурже, понятна: в начинке Су и МиГа наверняка найдется много новшеств, интересных не только судебным приставам. С другой стороны, без настоящих истребителей российский павильон станет скучным, а Россия, как один из крупнейших экспортеров военной авиатехники, вероятно, недосчитается пары-тройки выгодных контрактов.

Последствия того, что были пропущены плановые выставки, будут видны года через три.  Пока же именно за счет продаж  боевых самолетов Россия достигла рекордных результатов в экспорте вооружений. Глава ФГУП «Рособоронэкспорт» Андрей Бельянинов заявил, что портфель заказов его компании в 2002 году  вырос до  $13,5 млрд (50% всех контрактов пришлось на Су и МиГи).  По оценкам Бельянинова, в ближайшие годы в российском экспорте будут доминировать другие виды вооружений – морские системы и комплексы ПВО. Китаю и Индии уже переданы лицензии на наиболее современные российские машины Су-30 и новых сделок не предвидится, а надежды на другие рынки – Малайзию и особенно Бразилию – не слишком реалистичны.

Так что доля авиации в российском оружейном экспорте обречена на сокращение. И, возможно, нынешняя выставка в Ле Бурже – последний шанс  засветиться на международной арене. Недаром представители ОКБ Яковлева решили рискнуть и привезли во Францию учебно-боевой тренировочный Як-130 и учебно-спортивный Як-54.

Еще по теме