Ледовое роялти
Как рассказал "Ко" представитель "Росатома", госкорпорация не против получать деньги за проход судов по Северному морскому пути (СМП). Но вот проблема: больших объемов перевозок там пока нет, не говоря уже о том, что другие страны претендуют на роль операторов СМП и строят свои ледоколы. Теоретически Россия в лице "Росатома" и его дочерней структуры "Росатомфлота" могла бы зарабатывать значительные средства уже сейчас. "Суэцкий канал обладает ограниченной пропускной способностью. В 2011 г. он принес Египту $5,5 млрд. Путь в Европу из Азии через СМП короче. Если некоторая часть судов пойдет через СМП (10-15%), то Россия будет получать до $550-800 млн в год. Это позволит окупить затраты на атомные ледоколы, которые строит РФ", - поясняет старший аналитик ИК "Велес Капитал" Айрат Халиков. Напомним, что РФ эксплуатирует сейчас шесть атомных ледоколов и тридцать девять дизель-электрических ледоколов. Глава "Росатомфлота" Вячеслав Рукша объявил, что наша страна намерена построить еще три ледокола стоимостью около 1 млрд евро каждый. Первый появится в декабре 2017 г., а следующие - в 2019 г. и 2021 г. Для сравнения: у США только три ледокола, а у Китая, активно претендующего на роль оператора СМП, всего один. Да и тот в 1993 г. куплен у Украины и теперь называется "Сюэлун" ("Снежный дракон"). На этом ледоколе Китай осуществил уже пять арктических экспедиций, поставил исследовательскую станцию на Шпицбергене и теперь добивается статуса наблюдателя в Арктическом совете. Но чтобы стать полноценным участником "арктической гонки", этого явно недостаточно. Поэтому Пекин сейчас завершает строительство нового ледокола и в ближайшее время намерен заложить еще два судна.
Китайская грамота
В "Росатомфлоте" не воспринимают всерьез "китайскую угрозу". Там утверждают, что планы Поднебесной по освоению СМП без России неосуществимы. Тем не менее "Снежный дракон" уже прошел по Севморпути в прошлом году. Будущим летом Китайская судоходная компания планирует отправить первый коммерческий рейс с использованием "Сюэлуна", и без привлечения наших ледоколов. Если говорить о стратегических планах, то Пекин намерен к 2020 г. провести по Севморпути от 5 до 15% китайского внешнеторгового грузопотока. Это соответствует колоссальной сумме в 270-800 млрд евро! Для понимания: всего за 2012 г. Россия экспортировала 239,945 млн тонн нефти общей стоимостью $180,915 млрд. Причем, судя по последним данным, КНР явно не намерена платить "Росатомфлоту", так как проводку судов по СМП будут обеспечивать не российские, а китайские ледоколы. "Без инфраструктуры "Росатомфлота" при проводке судов по СМП все равно не обойтись", - не соглашается представитель "Росатома". "Значительная часть СМП проходит по территориальным водам России, в этом смысле Китаю также не обойтись без России", - подтверждает Айрат Халиков. "Никакого столкновения интересов КНР и России в вопросе Северного морского пути и Арктики вообще я не вижу. Береговая линия Китая никоим образом не связана с арктическим шельфом, так что в этом плане китайское руководство, даже если и захочет претендовать на часть Арктики, все равно предъявить ничего не сможет", - уверен аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Но это мнение российской стороны, норвежское же издание Barents Observer пишет, что "в условиях таяния арктического ледового щита, ускоряющего открытие новых судоходных маршрутов и месторождений полезных ископаемых, Китай стремится занять в регионе определенные позиции". Желая приобрести влияние в регионе, КНР настойчиво добивается статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, образованном восемью представленными в Арктике государствами, отмечает издание. "Интерес к преимуществам самого короткого маршрута из Европы в Азию проявляет не только Россия. Освобождающийся от арктических льдов Северный морской путь готовы освоить компании из Китая, Индии и Сингапура", - перечисляет менеджер департамента логистики EKF Electrotechnica Екатерина Степина.
Сработать "в минус"
Каковы шансы Китая получить кусок "арктического пирога" и, с другой стороны, России сохранить монополию на этот важнейший транспортный коридор? Представители "Росатома" говорят, что Пекин в ближайшем будущем не сможет построить конкурентоспособный по отношению к российскому ледокольный флот. Но опыт показывает, что, несмотря на отсутствие технологий, инженеры из Поднебесной очень быстро учатся. Приведем только один пример. В 2003 г. КНР заключила контракт с РФ на поставку опытной партии палубных истребителей Су-30МК2. Первая партия в составе шести машин отправлена в феврале 2004 г. Планировалось в течение 2004 г. передать еще восемнадцать самолетов. Однако оказалось, что Пекину эти боевые машины нужны были лишь как образцы для копирования. К 2011 г. Китай наладил производство истребителя J-16, являющегося фактически точной копией российского Су-30МК2. До этого китайские инженеры не только отладили выпуск аналогов Су-27 и Су-33, но и сумели запустить в космос космический корабль "Шэньчжоу", повторяющий конструкцию отечественного "Союза". Стоит ли в этой ситуации упирать на то, что Китаю сложно будет организовать производство копий украинского ледокола, купленного еще в 1993 г.? С другой стороны, попробуем подсчитать стоимость и окупаемость российской арктической программы от "Росатома". СМП позволяет сократить путь между Шанхаем и Северной Европой на 4000 километров. Экономия в денежном выражении для среднего сухогруза составляет $392 000 за одно плавание, подсчитал Айрат Халиков. Естественно, что платить эти деньги за проход по СМП судовладельцы не будут. Допустим, выручка "Росатомфлота" за одну проводку подобного судна по СМП составит половину от экономии, или около $200 000. Кстати, в "Росатоме" затруднились назвать "расценки" на проводку судов по Севморпути. Возвращаясь к расчетам, получается, что для того, чтобы окупить строительство только одного ледокола, необходимо осуществить сопровождение 6500 судов! Учитывая срок "жизни" ледокола, который в том же "Росатоме" оценивают в 50 лет, получается, что они должны осуществлять одну проводку чуть ли не раз в три дня. Конечно, это грубый подсчет, ведь ледоколы "Росатомфлота" станут сопровождать сквозь льды и куда более крупные и "дорогие" суда. Но возникает логичный вопрос: в погоне за гегемонией России на СМП кто-нибудь считал экономику проблемы? Особенно учитывая, что сейчас через СМП проводится в лучшем случае несколько десятков судов в год.
Заграница не поможет
Возможно, "Росатомфлот" рассчитывает не столько на иностранные заказы, сколько на российские. Представитель "Росатома" напоминает, что в прошлом году председатель правления ОАО "Новатэк" Леонид Михельсон и генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко подписали соглашение, по которому в течение ближайших пятнадцати лет "Росатомфлот" обязуется обеспечить проводку по Севморпути грузов для "Новатэка". Речь идет о стройматериалах и оборудовании для строительства завода по производству сжиженного природного газа "Ямал СПГ". Его планируется ввести в строй уже в конце 2016 г., проектная мощность - 16,5 млн тонн СПГ в год. Получить комментарий от "Новатэка", несмотря на многочисленные запросы, на момент подписания номера не удалось. Но развитием СМП занимается не только "Новатэк". "В 2012 г. зафрахтованные "Газпромом" танкеры выполнили рейсы по СМП с нефтепродуктами и сжиженным природным газом. Это позволяет рассчитывать на полноценное использование СМП для поставок российских углеводородов как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на европейский рынок", - сообщили "Ко" в управлении информации ОАО "Газпром". По словам представителя компании, использование СМП сокращает время в пути из Северной Европы в Северо-Восточную Азию почти на 40%, в сравнении с маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы. Соответственно это позволяет экономить топливо, снижать потери от испарения СПГ, увеличивать объемы поставляемого "голубого топлива", сокращать количество выбросов углекислого газа в окружающую среду и исключать риск конфликтов и нападения пиратов на переходе.
"Сама Россия пока что не особо торопится с развитием СМП: с 2004 г. активно идет обсуждение стратегии освоения Арктики, однако до сих пор дальше меморандумов и соглашений дело так и не доходило", - констатирует Нарек Авакян. Сейчас по Севморпути ежегодно перемещается не более 2 млн тонн грузов, однако потенциал составляет до 70 млн тонн, а в случае строительства необходимой портовой инфраструктуры вдоль российской арктической береговой линии - свыше 110 млн тонн. В этом случае наша страна станет основным морским транспортным мостом по доставке грузов из Азии в Европу, заключает эксперт. Но какова цена вопроса и окупятся ли когда-либо инвестиции?
Олимпиада в Арктике-2017
Есть старый советский анекдот, в котором говорится, что потерпела крушение китайская атомная лодка и в результате пострадали "двести гребцов по правому борту". Шутки шутками, но Поднебесная очень далеко ушла в технологическом плане со времен этого анекдота. Компании из КНР без труда копируют не только последние модели автомобилей европейских автопроизводителей, но, как показывает практика, и новейшую российскую военную технику. Причем себестоимость производства этих копий в разы ниже, чем отечественных аналогов. Не исключено, что то же самое будет и с ледоколами. Пока Россия строит атомный ледокольный флот по цене авианосцев, Китай вполне способен сделать несколько "клонов" украинского "Снежного дракона". В то же время наше правительство до сих пор не может определиться со структурой финансирования строительства двух серийных атомных ледоколов ЛК-60. Победитель конкурса на строительство судов, объявленного в январе, должен был быть назван к концу февраля, однако сроки сдвинулись до 3 июня. Причину задержки связывают с тем, что у Минфина, Минэкономразвития и "Росатома" никак не получается согласовать параметры финансирования строительства.
Стартовая цена первого ледокола - 42 млрд руб., второго - 44,1 млрд руб. Замминистра финансов Андрей Иванов полагает, что из бюджета должно быть выделено лишь 38,9% от стоимости первого судна - 16,3 млрд руб.
Однако осенью прошлого года Минэкономразвития согласовало проект постановления, предполагающий полное финансирование строительства ледоколов за счет бюджетных средств, и в министерстве до сих пор придерживаются этой позиции. "Росатом" также рассчитывал на полное бюджетное финансирование. В таких условиях, как неоднократно уже случалось, стоимость реализации проектов может вырасти в разы, и они превратятся в некое подобие олимпийских строек. Расходы будут колоссальны, а эффект сомнителен. Так что, пока российские чиновники и представители госкомпаний делят бюджетные средства, Китай вполне в состоянии занять вакантную нишу.
Северный морской путь
В навигацию 2012 г. по Севморпути было перевезено около 4 млн тонн грузов, в том числе 1,2 млн тонн транзитных, что на 53% больше, чем в 2011 г. (820,8 тыс. тонн). В 2013 г. ожидается рост транзитных перевозок на 5-6%.
2012 г. - 46 судов, 2011 г. - 34 судна, 2010 г. - 4 судна
Еще по теме
ООО "ВТБ Факторинг" совместно с ЗАО "Банк "ВТБ (Армения)" осуществил первую факторинговую сделку между Арменией и Россией.
Участники XI Московского международного энергетического форума (ММЭФ-2013) и выставки "ТЭК России в XXI веке" предложили пересмотреть Энергетическую стратегию развития до 2030 г.