Top.Mail.Ru
авто

Легендарная «Копейка» отмечает 55-летний юбилей

Фото: пресс-служба АВТОВАЗа Фото: пресс-служба АВТОВАЗа

На АВТОВАЗе 19 апреля 1970 года с конвейера сошли шесть первых автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Так будет дан старт производству легендарной «Копейки», а дата станет отмечаться как День первого автомобиля.

ВАЗ-2101 стал первой и самой массовой моделью LADA. Он выпускался с 1970 по 1988 год. За 18 лет было выпущено более 4,8 миллиона всех модификаций первой модели «Жигулей». О некоторых интересных фактах этой истории — в материале «Компании».

Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года — столетие Владимира Ленина. Первые автомобили были синего и красного цветов, символизирующих флаг РСФСР.

Массовое производство «Жигулей» наладили довольно быстро. В августе 1970 года выпускалось по 70 машин в смену. Всего в 1970 году было собрано 23 115 машин. Уже в 1973 году было собран миллионный автомобиль — им стала ВАЗ-2103. Первый миллион автомобилей окупил средства, затраченные государством на создание АВТОВАЗа.  

«Жигули» созданы на базе FIAT-124, однако прототип был глубоко переработан. Усилен кузов, изменена кинематика шасси, установлен двигатель иной конструкции с верхним расположением распредвала, применено усиленное сцепление, повышен дорожный просвет, задние тормоза для защиты от грязи и пыли были заменены на барабанные механизмы. Всего в конструкцию прототипа внесли более 800 конструкторских изменений. ВАЗ-2101 стал комфортней, динамичней и безопаснее итальянского седана. Это работа была проведена за четыре года. Первая линия, на которой началось производство ВАЗ-2101, проработала ровно 40 лет.

Уже первые «Жигули» получили фирменный логотип с серебристой ладьей: стилизованная буква «В» означает ВАЗ, а ладья — это символ движения. Первые логотипы снабжались надписью «Тольятти» под ладьей — сегодня это коллекционная деталь. И совсем большой редкостью являются первые пробные экземпляры эмблемы, где в надписи «Тольятти» буква «Я» ошибочно была развернута в латинскую «R».

На экспорт первая партия автомобилей была отправлена в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за надежность и доступную цену.

Название автомобиля «Жигули» (в честь расположенной рядом с Тольятти горной системы) появилось в 1968 году — оно было предложено конструкторами завода. Название «Жигули» не подходило для экспорта, поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA. В 2004 году было принято решение о распространении бренда LADA на всю модельную гамму АВТОВАЗа.

На «копейку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 литра и 1,3 литра. Самым мощным — 120 лошадиных сил — был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена ограниченная партия таких машин.

В 1973 году автомобилю ВАЗ-2101 был присвоен Государственный знак качества. В 2000 году ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» назван «Российским автомобилем ХХ столетия». Около 150 тысяч ВАЗ-2101 до сих пор стоят на регистрации в России. Многие из них сегодня стали раритетами и коллекционными экземплярами.

Для советских автолюбителей «Жигули» стали мечтой, эпохой, надежным транспортом. Для автостроителей же они задали стандарты качества и принципов создания автомобилей. Поэтому и сегодня новинки LADA продолжают основные правила первых моделей АВТОВАЗа. Автомобили LADA не «адаптированы к России» — они изначально созданы для нее.

Еще по теме