архив
Бытовая электроника, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, программное обеспечение и компьютерные игры – на протяжении последних двадцати лет на нашем рынке доминирует продукция made in Japan. Япония казалась недосягаемой в своей эффективности и компактной страной. Ее корпорации, а точнее, индустриальные и финансовые конгломераты, диктовали свои законы и вызывали приступы зависти у конкурентов. Токийские бизнесмены не только скупили пол-Америки, в том числе и Rockfeller Centre в Нью-Йорке. Их собственностью стали и виноградники Chianti, и целые престижные кварталы Рима и Парижа. Крупнейшие компании Страны восходящего солнца открыли свои филиалы в Соединенных Штатах, и в стране, которая изобрела автомобиль, стали производить лучшие в мире автомобили. По родине Форда триумфально шли Honda, Toyota, Mitsubishi. Одним словом, грандиозное предприятие Japan & Co вышло на первое место в мире.
Но все это уже вчерашний день. Согласно одной пословице мир – та же лестница: кто-то поднимается вверх, а кто-то опускается вниз. Сегодня впервые за весь послевоенный период уровень безработицы в Японии достиг 5%. В Европе подобная цифра ничего, кроме смеха, не вызывает, а вот для Японии это повод для настоящей паники. Ведь таким образом ставится под сомнение одна из основных традиций в японском производстве – неразрывная связь предприятия и наемного работника, который работал на одном месте до самой пенсии. Предприятие, со своей стороны, старалось превратить трудовой коллектив в одну большую семью в полном смысле этого слова.
Но сегодня японским предпринимателям приходится прибегать к увольнениям персонала по двум причинам: слишком высокая стоимость труда в Японии и почти повсеместное в мире сокращение темпов экономического роста, что для Японии, у которой экспорт – это все, смертельный удар.
До последнего времени выход из сложившейся драматической ситуации был довольно простым и не затрагивал интересов среднего японца. Японские компании увольняли иностранных рабочих на своих зарубежных предприятиях. Так, Kyocera объявила о сокращении на 20% своей рабочей силы (около 10 тыс. рабочих мест), но под ударом оказались американские рабочие и инженеры из Калифорнии и Южной Каролины. Компания Fujitsu приняла аналогичное решение, сократив 16,4 тыс. рабочих мест, почти все – на зарубежных предприятиях.
Но на протяжении уже нескольких лет ежегодный спад в японской экономике составляет 4%. Экспорт в США – до вчерашнего дня основного потребителя японской промышленной продукции – неумолимо сокращается, поскольку Америка сама вступила в полосу экономического спада. Что же делать? Приходится прибегать к увольнениям персонала и у себя на родине. Первой пошла на это Hitachi, сократив 15 тыс. рабочих мест. Затем за воротами оказались 3 тыс. рабочих Oki Electric. Но на самые решительные меры пошла Toshiba, уволив 19 тыс. своих рабочих и служащих. Речь идет о японском персонале на предприятиях, расположенных в Японии. Если дело пойдет и дальше такими темпами, нетрудно предугадать, как это скажется на политической ситуации в стране.
Дело в том, что глобализация – вещь далеко не шуточная. Когда-то промышленники Токио или Осаки могли решать по своему усмотрению, как им распорядиться своей прибылью и своими дивидендами. Акционеры предприятий были люди преимущественно смирные и патриотически настроенные. Для них в полной мере подходила остроумная поговорка, которая сравнивала права японских акционеров с правами собак в обществе по охране животных.
Пока никто не в состоянии найти выход из создавшегося положения. Нет рецепта и у нового длинноволосого японского премьера Коидзуми. Самым простым на первый взгляд было бы создание предприятий за рубежом, в странах, где рабочая сила гораздо дешевле, чем в Америке и Европе. В двух шагах – Китай, готовый распахнуть двери японским компаниям. Согласно статистике, китайские женщины, например, готовы довольствоваться той же платой за два дня, которую японский рабочий получает в час. При сохранении той же производительности труда. Именно поэтому Aiwa, Nec, Mitsubishi Electric, Kyocera спешно разрабатывают китайские проекты. Sony уже производит свои музыкальные центры в Китае.
Но в конечном итоге интервенция в Китай может неблагоприятно сказаться на японской экономике: импорт продукции со своих зарубежных предприятий возрастет не в 8 раз (как это было за последние 10 лет), а в 16 – 20. Сказочно позитивный японский торговый баланс испарится максимум за четыре года. А для экономики, уже десятилетие находящейся в состоянии спада, это будет смертельным ударом.
Для всех настают трудные времена. Локомотив американской экономики уже не тянет, Япония замерла в ожидании худшего, а Европе одной не справиться с надвигающимся кризисом.
10.09.200100:00
архив
Захват регулятора
Владимир Путин наконец подписал давно ожидаемый указ о создании Единого тарифного органа (ЕТО).
архив
Малышка из Рюссельсхайма
Всерьез взявшись за продвижение своего европейского «вассала» – марки Opel на российский рынок, GM постепенно расширяет модельный ряд немецкой компании. Ведутся работы по сертификации минивэна Zafira, не исключено появление внедорожника Frontera. Первой ласточкой в обновляемой российской линейке Opel стал хэтчбек Corsa, дебютировавший на рынке в начале года. Для знакомства с самым маленьким «опелем» мы выбрали пятидверную модификацию, оснащенную 1,2-литровым двигателем и новейшей автоматизированной трансмиссией Easytronic.
архив
«В системе ценностей Toyota производитель стоит на третьем месте»
Тенденция к созданию иностранными автомобилестроителями собственных торговых компаний, заложенная два года назад GM, получает все большее распространение. Недавно о решении самостоятельно заняться ввозом в Россию своих автомобилей объявила компания Toyota Motor Corporation.