Top.Mail.Ru
архив

«В системе ценностей Toyota производитель стоит на третьем месте»

Тенденция к созданию иностранными автомобилестроителями собственных торговых компаний, заложенная два года назад GM, получает все большее распространение. Недавно о решении самостоятельно заняться ввозом в Россию своих автомобилей объявила компания Toyota Motor Corporation.

Вот уже много лет озабоченные поисками дистрибутора (до последнего времени эти обязанности исполнял крупнейший дилер Toyota – СП «Бизнес Кар») японцы пришли к выводу, что никто не справится с импортом и реорганизацией дилерской сети лучше их самих. «Пробным камнем» для новоиспеченной национальной торговой компании «Тойота Мотор» стал вывод на рынок люксового брэнда корпорации Lexus, презентация которого прошла на московском «Автосалоне-2001». Прокомментировать эти события и поделиться планами по продвижению «Тойоты» и «Лексуса» обозреватель «Ко» Андрей Цыбульский попросил директора московского представительства Toyota Motor Corp. Норио Нака.

«Ко»: С чем связано решение Toyota Motor взять на себя обязанности дистрибутора своих автомобилей? Корпорация не удовлетворена работой СП «Бизнес Кар»?

Норио Нака: Давайте называть вещи своими именами: «Бизнес Кар» – наш хороший, многолетний партнер и крупнейший российский дилер, а созданная недавно национальная компания по продажам «Тойота Мотор», по существу, даже больше чем просто дистрибутор. Совмещая представительские функции с заботами импортера, Toyota Motor начнет проводить реформу дилерской сети, подыскивая для реализации своих автомобилей наиболее квалифицированных дилеров, способных безоговорочно удовлетворять пожелания клиентов.

«Ко»: Значит ли это, что сегодняшние дилеры Toyota клиентов не удовлетворяют?

Н.Н.: Ни в коем случае. Однако мы хотим, чтобы наши партнеры устраивали поклонников марки еще больше. Философия Toyota предполагает стройную систему ценностей, в которой первое место отводится клиенту, второе – нашим дилерам, и лишь в третью очередь мы заботимся о собственных интересах.

«Ко»: Но реформа дилерской сети все же последует, и состав дилеров может обновиться?

Н.Н.: Безусловно, будет проведена работа по реорганизации дилерской сети, однако в данный момент мы не готовы обсуждать подробности.

«Ко»: Отличаются ли дилерские стандарты Toyota от требований, предъявляемых другими автомобилестроителями к своим дилерам? Будут ли скорректированы взаимоотношения с вашими российскими партнерами в процессе реформы дилерской сети?

Н.Н.: Конечно, Toyota предъявляет своим партнерам определенные требования, касающиеся организации дилерского центра, работы с клиентами. Видимо, в основных своих положениях «кодекс дилера Toyota» совпадает с аналогичными документами других компаний. Одной из задач компании «Тойота Мотор» как раз и является разработка новых дилерских стандартов для российского рынка. Над этим мы сейчас работаем.

«Ко»: Одной из характерных особенностей российского рынка является так называемое мультибрэндовое дилерство, когда несколько компаний, имеющих одного собственника, одновременно сотрудничают с различными марками. Как относится Toyota к этой практике?

Н.Н.: В принципе выбор партнера – личное дело той или иной компании. Если подобное сотрудничество не влечет за собой ущерба интересам Toyota, то мы ему не препятствуем. Единственное условие – наша марка не должна соседствовать с другими в одном шоу-руме.

«Ко»: Иными словами, если завтра кто-либо из ваших дилеров выразит желание поработать, например, с Ford, то своего статуса он не лишится?

Н.Н.: Более того, даже если ко мне придет действующий «фордовский» дилер и представит убедительный бизнес-план по сотрудничеству с Toyota, мы с удовольствием примем его предложение. Однако ему необходимо будет создать отдельную компанию, которая работала бы с Toyota Motor.

«Ко»: Как обстоят дела с продажами в провинции? Планируется ли дальнейшее расширение региональной дилерской сети?

Н.Н.: У Toyota есть успешно работающие партнеры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и еще в ряде городов, даже во Владивостоке. Количество наших партнеров будет напрямую зависеть от ситуации на рынке.

«Ко»: Вы упомянули партнера во Владивостоке. Ему действительно удается что-то продавать? Вопрос не праздный: например, продажи Mitsubishi исчисляются в Сибири и на Дальнем Востоке десятками машин в год.

Н.Н.: Прекрасно осознавая реалии рынка азиатской части России, Toyota Motor не рассчитывает на высокие продажи к востоку от Урала.

«Ко»: На «Автосалоне-2001» Toyota Motor Corporation предпочла выступить со своим люксовым брэндом Lexus. Отсутствие собственно моделей Toyota объясняется соображениями экономии или марке просто нечего было показать?

Н.Н.: Отнюдь. Коллектив Toyota, безусловно, не сидит без дела. Что же касается марки Lexus, то мы давно собирались представить ее в России, и нынешнее автошоу оказалось хорошим поводом и прекрасной возможностью это сделать. Отсутствие автомобилей Toyota объясняется лишь необходимостью сконцентрировать внимание посетителей автосалона на нашем премиум-брэнде. Кстати, возвращаясь к вашему вопросу о совмещении марок, хочу добавить: Toyota запрещает своим дилерам выставлять в одном шоу-руме не только свою и чужую продукцию, но даже и модели различных собственных брэндов. Так что отказ от демонстрации автомобилей Toyota можно объяснить еще и этим соображением.

«Ко»: Выходит, «Бизнес Кар», все лето демонстрировавший в своих салонах модели Lexus, грубо нарушает корпоративные порядки?

Н.Н.: Абсолютно нет. «Бизнес Кар», имея франшизу на Lexus, действует вполне официально. Просто до будущей весны, когда эта компания откроет специализированный дилерский центр, мы позволили ей выставить некоторые модели в «Тойота Центре Лосиный Остров» для изучения спроса. Их-то вы и видели.

«Ко»: Как бы там ни было, Lexus, наконец-то, войдет в Россию «через парадный подъезд». А что вы скажете о легальных поставках самого доступного из «тойотовских» брэндов – Daihatsu?

Н.Н.: К сожалению, мы не можем представлять в России интересы Daihatsu, поскольку эта марка, хоть и входит в сферу влияния Toyota Motor Corporation, но в отличие от Lexus формально нашим брэндом не является. Впрочем, если память мне не изменяет, пару лет назад компания Daihatsu имела здесь партнера и даже выставлялась на московском мотор-шоу.

«Ко»: Ссылаясь на низкое качество бензина, Toyota не включает в российскую линейку автомобили, оснащенные двигателями с прямым впрыском топлива. Между тем ваши конкуренты успешно продают здесь такие машины, и нареканий на них пока не поступало. Останется ли позиция Toyota Motor неизменной? Или российские поклонники марки все же могут рассчитывать на эти экономичные и экологичные моторы?

Н.Н.: В настоящее время поставки автомобилей с двигателями D4 (двигатель Toyota с прямым впрыском топлива) на российский рынок не планируются. Решение об их представлении на российский рынок принято не было. Будущее представление двигателя D4 зависит от ситуации по улучшению качества российского топлива или от будущей адаптации таких двигателей специально к условиям России. Без этого мы не можем начать продажи автомобилей с таким двигателем. К тому же мы твердо уверены, что и без этих машин российский модельный ряд Toyota полностью удовлетворяет требованиям рынка.

«Ко»: Не секрет, что далеко не все модели отвечают требованиям рынка в равной степени: некоторые и вовсе не пользуются спросом. По какому принципу формируется российская линейка Toyota? Кстати, насколько нам известно, осенью на рынке появится новое поколение Toyota Camry...

Н.Н.: Обычно мы не анонсируем презентации новых моделей. Что касается первой части вашего вопроса, то наши маркетологи составляют модельный ряд исходя именно из специфики рынка, а интерес, проявляемый покупателями к той или иной модели, безусловно, не может быть равным и постоянным.