Top.Mail.Ru
архив

Магнаты-фокусники

ЛЕТОМ журнал "Компания" поместил на своей обложке фотографию Сильвио Берлускони. Надо сказать, что Берлускони вполне заслуженно находится в центре внимания средств массовой информации. Он самый богатый человек среди политиков в Европе, а может быть, и во всем мире. Это заставляет таких людей, как Росс Перро, кусать локти от зависти.

Российскому читателю, вероятно, было бы любопытно узнать, что свое вдохновение Сильвио Берлускони черпает в России, беря пример с одного из самых изобретательных и непредсказуемых российских бизнесменов и политиков - Бориса Абрамовича Березовского. С Березовским его роднит страстное стремление контролировать средства массовой информации. Правда, в отличие от Березовского Берлускони сумел подмять под себя целых три национальных канала итальянского телевидения. А поскольку он еще и возглавляет оппозиционную коалицию, то может оказывать значительное влияние на три других национальных телеканала, которые пока считаются общественными. В распоряжении же "бедного" Березовского лишь 49% пакета акций ОРТ и провалившаяся попытка создания под своим руководством "конструктивной оппозиции" Кремлю.

Тем не менее у Березовского с Берлускони очень много общего. Например, зависимость от политических обстоятельств. Березовский находится под давлением Путина, который прекрасно отдает себе отчет - особенно в свете последних избирательных кампаний - что иметь в своем распоряжении телевидение и использовать его без особых предрассудков для достижения цели важнее, чем возглавлять какую-либо политическую партию.

Берлускони, в свою очередь, до сих пор удается избегать "столкновения интересов", которое помешало бы ему одновременно быть концессионером общественного достояния (лицензия на теле- и радиовещание) и распределять лицензии. Все его усилия направлены на достижение поста премьер-министра, а в 1994 году он, как известно, уже возглавлял правительство.

Но левоцентристские силы, сформировавшие нынешнее правительство Италии, уже осознали, что Берлускони сможет победить на следующих выборах именно за счет массированной пропагандистской телекампании. И хотят выбить из его рук это грозное оружие. Точно так же и Путин стремится вывести телевидение из-под контроля Березовского (и Гусинского).

Гениальная находка Бориса Абрамовича и ему подобных в попытке сохранить свою собственность заключается в том, чтобы передать руководство телевизионными программами группе беспристрастных интеллектуалов, каждый из которых имеет свои политические и идеологические пристрастия.

Берлускони практически сделал то же самое. Он поставил перед своим преданным другом Конфалоньери, который формально возглавляет принадлежащую Берлускони медиа-империю Mediaset, задачу привлечь трех самых авторитетных журналистов Италии, которые должны были бы гарантировать беспристрастность телевизионных программ. Все трое - Эудженио Скальфари, Энцо Бьяджи и Индро Монтанелли - являются, кроме всего прочего, противниками Берлускони.

Конечно, как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с уловкой, призванной ввести в заблуждение людей, не знакомых с телевизионной кухней. Скорее всего, эта затея ни к чему путному не приведет. Но из этой истории можно сделать два вывода. Во-первых, политического влияния сегодня можно достичь только благодаря контролю над средствами массовой информации и над влиятельными политическими партиями. А во-вторых, в ближайшем будущем контроль над СМИ будет иметь все большее значение в расстановке политических сил.

Еще по теме