Top.Mail.Ru
архив

Магнаты-фокусники

ЛЕТОМ журнал "Компания" поместил на своей обложке фотографию Сильвио Берлускони. Надо сказать, что Берлускони вполне заслуженно находится в центре внимания средств массовой информации. Он самый богатый человек среди политиков в Европе, а может быть, и во всем мире. Это заставляет таких людей, как Росс Перро, кусать локти от зависти.

Российскому читателю, вероятно, было бы любопытно узнать, что свое вдохновение Сильвио Берлускони черпает в России, беря пример с одного из самых изобретательных и непредсказуемых российских бизнесменов и политиков - Бориса Абрамовича Березовского. С Березовским его роднит страстное стремление контролировать средства массовой информации. Правда, в отличие от Березовского Берлускони сумел подмять под себя целых три национальных канала итальянского телевидения. А поскольку он еще и возглавляет оппозиционную коалицию, то может оказывать значительное влияние на три других национальных телеканала, которые пока считаются общественными. В распоряжении же "бедного" Березовского лишь 49% пакета акций ОРТ и провалившаяся попытка создания под своим руководством "конструктивной оппозиции" Кремлю.

Тем не менее у Березовского с Берлускони очень много общего. Например, зависимость от политических обстоятельств. Березовский находится под давлением Путина, который прекрасно отдает себе отчет - особенно в свете последних избирательных кампаний - что иметь в своем распоряжении телевидение и использовать его без особых предрассудков для достижения цели важнее, чем возглавлять какую-либо политическую партию.

Берлускони, в свою очередь, до сих пор удается избегать "столкновения интересов", которое помешало бы ему одновременно быть концессионером общественного достояния (лицензия на теле- и радиовещание) и распределять лицензии. Все его усилия направлены на достижение поста премьер-министра, а в 1994 году он, как известно, уже возглавлял правительство.

Но левоцентристские силы, сформировавшие нынешнее правительство Италии, уже осознали, что Берлускони сможет победить на следующих выборах именно за счет массированной пропагандистской телекампании. И хотят выбить из его рук это грозное оружие. Точно так же и Путин стремится вывести телевидение из-под контроля Березовского (и Гусинского).

Гениальная находка Бориса Абрамовича и ему подобных в попытке сохранить свою собственность заключается в том, чтобы передать руководство телевизионными программами группе беспристрастных интеллектуалов, каждый из которых имеет свои политические и идеологические пристрастия.

Берлускони практически сделал то же самое. Он поставил перед своим преданным другом Конфалоньери, который формально возглавляет принадлежащую Берлускони медиа-империю Mediaset, задачу привлечь трех самых авторитетных журналистов Италии, которые должны были бы гарантировать беспристрастность телевизионных программ. Все трое - Эудженио Скальфари, Энцо Бьяджи и Индро Монтанелли - являются, кроме всего прочего, противниками Берлускони.

Конечно, как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с уловкой, призванной ввести в заблуждение людей, не знакомых с телевизионной кухней. Скорее всего, эта затея ни к чему путному не приведет. Но из этой истории можно сделать два вывода. Во-первых, политического влияния сегодня можно достичь только благодаря контролю над средствами массовой информации и над влиятельными политическими партиями. А во-вторых, в ближайшем будущем контроль над СМИ будет иметь все большее значение в расстановке политических сил.

Еще по теме

архив
Строем на взлет и посадку
ГОСУДАРСТВО начинает перестраивать политику по отношению к своей собственности, и первыми "на своей шкуре" это могут ощутить московские аэропорты. На минувшей неделе на совещании в правительстве всерьез обсуждалась идея объединения трех аэропортов московского аэроузла (МАУ) - "Шереметьева", "Домодедова" и "Внукова" (вернее, их государственной части). Создание авиационного государственного унитарного предприятия, которому будет передано госимущество аэропортов, должно стать составной частью политики усиления контроля за работой МАУ. Попросту говоря, российские власти решили наконец навести порядок на воздушном транспорте и не нашли ничего лучшего, как "подмять" его под себя. Основная мотивировка - государственное имущество в авиации должно быть в одних руках, иначе в ближайшее время от него вообще мало что останется.
Строем на взлет и посадку