Top.Mail.Ru
архив

Тайные коттеджи депутатов Мосгордумы

Фото: Photoxpress Фото: Photoxpress

Думская фракция «Яблоко» предлагает Мосгордуме отказаться от служебных машин. Их аренда обходится налогоплательщикам примерно в 200 миллионов рублей в год, написали «Ведомости». Между тем московским депутатам бюджет оплачивает не только поездки в дорогих автомобилях, но и аренду коттеджей в Подмосковье. О секретных коттеджах одним из первых сообщили соратники Алексея Навального*. «Ко» провела собственное расследование о тайной недвижимости народных избранников.

У шести народных избранников из 45 и председателя Мосгордумы, согласно их декларациям, имеются коттеджи и квартиры в служебном, то есть безвозмездном пользовании.  Речь идет о некоторых председателях комиссий — Людмиле Стебенковой, Кирилле Щитове, Степане Орлове, Инне Святенко, Александре Семенникове, Евгении Герасимове и спикере МГД Алексее Шапошникове. Они, в отличие от остальных депутатов, также получают годовую зарплату в размере пяти-шести миллионов рублей и имеют не по одной квартире в Москве, дома, а некоторые — и большие земельные участки. Где находятся думские коттеджи — не раскрывается. По данным источников Ко, речь идет о доме отдыха «Озера» в подмосковном Одинцово. Во сколько содержание этих коттеджей обходится казне, в Мосгордуме не сообщили. Годовая рыночная стоимость аренды одного такого дома может составлять три миллиона рублей, не считая спортивных развлечений, которые также оплачиваются из бюджета.  

Почему «Озера»?

У экс-депутата МГД Зинаиды Драгункиной, по данным ее декларации о доходах, в 2017 году был коттедж общей площадью в 258 м2 в доме отдыха «Озера». У остальных семи арендаторов-депутатов —  коттеджи схожей площади. Планировка зданий в виде таунхаусов в «Озерах» предполагает именно такую площадь недвижимости. Фото и видео в соцсетях некоторых отдыхающих народных избранников тоже сделаны в «Озерах». Депутат МГД от КПРФ Елена Шувалова сообщила Ко, что знает про коттеджи своих думских коллег в «Озерах» и направила запрос руководству Мосгордумы, чтобы выяснить, на каком основании они выделены.

«Озера», где любят отдыхать депутаты Мосгордумы, находится в Одинцово на ул. Акуловской, 10. На его территории есть большое озеро и лес, рядом элитный коттеджный поселок Довиль. В «Озерах» жил в плену немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс. В 2014 году санаторий был ликвидирован юридически, но сама недвижимость осталась. Местные жители жаловались на форумах, что стало трудно пройти к озеру, где они привыкли купаться и ловить рыбу.

Восстанавливаются после жарких заседаний народные избранники активно: играют в боулинг и плавают в бассейне. Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы поддерживает их страсть к здоровому образу жизни. Боулинг в «Озерах» в конце 2018 – 2019 году обошелся казне в 362,5 тысячи рублей, а техническое обслуживание бассейна в тот же период — в 2,39 млн рублей, что следует из сайта госзакупок.

Кому достались коттеджи

Как уже было сказано, коттеджи выделены не всем сорока пяти депутатам. Все счастливые насельники — члены правящей партии «Единая Россия», отпрыски высокопоставленных чиновников либо ветераны партии. И все получают годовые зарплаты вместе с премиями — около 5 млн рублей. Так, Людмила Стебенкова в Мосгордуме с ее основания в 1993 году, всего двадцать шесть лет. В прошлой Думе она была председателем Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья, в нынешней — возглавляет Комиссию по межпарламентскому сотрудничеству. Ее доход в 2018 году составил более 7 млн рублей. Помимо служебного коттеджа в 260 м2, у нее имеется дом в 193 м2, земельный участок в 1500 м2 и две квартиры в Москве общей площадью 245 м2.

Кирилл Щитов, председатель Комиссии по безопасности, спорту и молодежной политике, избирается в МГД второй раз. Он сын заместителя начальника Главного управления Управделами президента РФ Владимира Щитова, как выяснил Алексей Навальный. Сам Щитов назвал своего отца инженером. Доход Кирилла Щитова за 2018 году составил 6,8 млн рублей. Помимо служебного коттеджа площадью 273,8 м2, у них с женой Еленой две квартиры, каждая по 124 м2, у жены — коттедж площадью 273,8 м2 и два земельных участка площадью 1900 м2. Жена Щитова также имеет 10 % в горнолыжном экстрим-парке «Фристайл» с выручкой в 7,4 млн рублей и ИП по дневному уходу за детьми, по данным «Контур.Фокус». Кроме того, по 14 % в «Апатэк –Транс» у Елены Щитовой и матери депутата Щитова, Аллы Борисовны, филолога, по характеристике Кирилла.  «Апатэк –Транс» создает конструкции из инновационных композитных материалов, которые используются при строительстве мостов, метрополитенов, дорог и пр. Предприятие работает, но выручки в прошлом году у него не было. Ранее «Апатэк» владела нефтяная «Гала Форм», которой некоторое время руководил сын экс-главы Управделами президента РФ Игорь Кожин. Еще у Аллы Щитовой была доля в «Корпорации "Композиционные материалы", в 2011 году компания прекратила существование.

Годовой доход Степана Орлова, заместителя председателя Мосгордумы, в 2018 году составил 10,5 млн рублей. У него три квартиры, площадь каждой из них больше 100 м2, а также по квартире — у жены, сына и двух дочерей. При этом депутату Орлову также предоставлено служебное жилье площадью почти в 300 м2.

Инна Святенко была председателем комиссии по безопасности в прошлой Мосгордуме. Осенью 2019-го, после очередного избрания депутатом МГД, стала представителем Мосгордумы в Совете Федерации. Святенко — дочь замминистра обороны по кадрам, в прошлом году ее доход составил 7 млн рублей. У нее собственный дом на 660 квадратов, пара квартир общей площадью в 200 м2, земельные участки площадью 3400 м2. Недвижимость имеется и у супруга Святенко — два дома общей площадью в 613 м2, два земельных участка — всего 2700 м2 и две квартиры площадью 160 м2. И еще депутату предоставлено служебное жилье — 260 м2.

Александр Семенников, председатель Комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам, имеет годовой доход почти 7 млн рублей, у него пара квартир общей площадью 100 м2. И коттедж в служебном пользовании — 286,5 м2.

Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям, народный артист России Евгений Герасимов с годовым доходом в 9,8 млн рублей пользуется служебным коттеджем площадью в 282,9 м2 с 2014 года. В 2014 году у него их было даже два, второй поменьше — 260,5 м2. Также у него две квартиры общей площадью более 250 м2, одна из них — мастерская, и два земельных участка — в сумме 1500 м2. Его дочь Ольга Герасимова была совладелицей компании ООО «Московский сувенир плюс», которая поразила москвичей гигантской зеленой головой на Пушкинской площади, сооруженной к фестивалю «Московская весна». Компании удалось получить подрядов на 1 млрд рублей, сейчас она ликвидирована.

В безвозмездном пользовании спикера Мосгордумы находится коттедж площадью 277,7 м2 с 2012 года. При этом у Алексея Шапошникова есть квартира площадью 269,5 м2, Mercedes-Benz E350.  В прошлом году его доход составил почти 24,5 млн рублей, больше, чем у любого из депутатов. Источник доходов он не раскрывает. У спикера МГД есть компания «Ваш консалтинг», которая управляется его отцом Валерием Шапошниковым по системе доверительного управления. Известно, что депутату запрещено заниматься бизнесом, но его бизнес-активы могут быть переданы в траст родственникам. У «Вашего консалтинга» огромный уставный капитал в 870 миллионов рублей и скромная выручка в 42 тысячи рублей, которая также не объясняет доходов вице-спикера.

В 2017 году коттеджи были в аренде у экс-председателя МГД в 1994–2014 годах Владимира Платонова, экс-заместителя председателя Андрея Метельского и других.

По праву наделенные?

«По постановлению от 20 октября 2009 года № 1128-ПП есть требование предоставлять помещения чиновникам в случае, если у них нет другого жилья на территории Москвы (п. 2.1)», — замечает директор Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» Алексей Карнаухов. Из деклараций видно, что эти депутаты имеют жилье, и не одно, а их доходы позволяют им арендовать за деньги элитные коттеджи.

Не все председатели депутатских комиссий имеют служебные коттеджи. Так, недвижимости для отдыха нет у зампреда МГД, известного актера Николая Губенко, председателя Комиссии по государственному строительству и самоуправлению Александра Козлова (он избран депутатом впервые в 2019 году), председателя Комиссии по градостроительству, госсобственности и землепользованию Елены Николаевой (впрочем, когда Николаева была первым заместителем комитета в 2012–2015 годах, у нее было три квартиры в безвозмездном пользовании). Обделенными также оказались Николай Зубрилин, председатель Комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций, Лариса Картавцева, председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья, Леонид Зюганов, председатель Комиссии по науке и промышленности. Нет коттеджей и у Евгения Бунимовича, возглавляющего Комиссию по образованию, Валерия Головченко, председателя Комиссии по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям, Александра Соловьева, главы Комиссии по экологической политике, и Людмилы Гусевой, председателя Комиссии по экономической и социальной политике.

«В ситуации, когда две трети депутатов Мосгордумы не получают зарплаты, как депутаты, и вынуждены значительную часть времени тратить на работу, не связанную с защитой интересов своих избирателей, наличие служебных коттеджей у хорошо оплачиваемых депутатов от партии власти выглядит вызывающим. Мне было бы интересно узнать, на каком основании их выдают и сколько стоит их содержание», — комментирует ситуацию депутат Мосгордумы от партии «Справедливая Россия» Михаил Тимонов. Алексей Карнаухов считает, что «Мэрия Москвы таким образом может покупать лояльность парламентариев. Мы в "Яблоке" уже подняли тему избыточного финансирования — 200 млн рублей в год на служебные Audi для Мосгордумы. Обязательно ознакомимся с темой служебного жилья для депутатов и проверим на предмет коррупции».

Специалисты рынка недвижимости оценили профит депутатов. «Обычная рыночная ставка аренды коттеджей в этом месте средней площадью в 270 м2 — 250 тысяч рублей в месяц, зависит от отделки», — говорит руководитель компании «Русская сотка» Илья Терентьев. Таким образом, каждый дом обходится казне примерно в 3 млн рублей, семь домов — в 21 млн рублей в год, не считая боулинга и бассейна.

Ни один из депутатов – арендаторов коттеджей не ответил оперативно на запрос «Ко».


* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов