Top.Mail.Ru
архив

Мастер на все вина


Борис Титов, Абрау-Дюрсо, вино, шампанскоеОстров Джерси, где зарегистрирована управляющая всеми активами Бориса Титова SVL Group, находится под юрисдикцией британской короны. Это один из самых престижных международных офшорных финансовых центров. Особенно привлекает инвесторов тот факт, что на острове отсутствуют валютный контроль и какие-либо финансовые ограничения. Налогообложение прибыли резидентов на Джерси составляет 20%, до тех пор, пока фирма не подает на статус отсутствия налогообложения или на статус международной коммерческой компании. "В этом случае платишь ежегодно 1200 фунтов стерлингов, а прибыль за пределами Джерси взимается по ставке от 0,5 до 2%, - поясняет старший юрист фирмы "Самета" Евгений Новичихин. - При этом информация о владельцах полностью закрыта. Компании можно делать подарки, безвозмездно передавать имущество. Получается, по сути, кошелек, защищенный юрисдикцией офшорного государства". Подобное положение Бориса Титова полностью устраивает. "Это полуофшор, - говорит он о Джерси. - Там достаточно льготная налоговая система, при этом существует серьезный контроль за всеми операциями компании". Сейчас предприниматель проводит полную реструктуризацию своего бизнеса. Поменяется и наименование управляющей структуры, теперь это будет инвестиционный фонд "Экспресс-капитал". Сохранится лишь регистрация на Джерси. Для чего понадобилась новая фирма? "Мы вышли из перевалочного, нефтепродуктового и химического бизнесов, а название еще осталось прежним", - замечает глава "Деловой России". Объем фонда составит несколько сотен миллионов долларов, а управлять он должен как личными проектами предпринимателя, так и привлеченными со стороны.


Go out

Собственный бизнес у Бориса Титова появился в 1991 г. Проработав несколько лет после окончания МГИМО в "Союзнефтеэкспорте" (монополист в сфере экспорта нефти и нефтепродуктов) и в трейдинговой компании "Юралс" (одним из ее акционеров был владелец Gunvor Геннадий Тимченко), он и его товарищи, трудившиеся с ним в "Союзнефтеэкспорте" и "Юралсе", решили начать свое дело. Выкупив лондонскую фирму Solvalub, бывшего партнера, компаньоны занялись бизнесом в области химии. Сначала построили в Вентспилсском порту химический терминал, а в 1994 г. купили порт "Кавказ". Затем Борис Титов стал инвестировать в производство: на паритетных началах с "Газпромом" они создали корпорацию "Азот", объединив пятерых производителей минеральных удобрений.

До августа 1998 г. консолидированный объем продаж группы Solvalub составлял $700 - 800 млн, а уже к началу 2000-х вырос до $1,5 млрд. Но развивать один из крупнейших химических активов страны у Бориса Титова не получилось. Назначенный в 2002 г. генеральным директором "Межрегионгаза" ("дочка" "Газпрома", которая была акционером "Азота"), Николай Горновский фактически ограничил компанию в энергоресурсах и вынудил Solvalub продать ему свой пакет. Впрочем, Борису Титову грех жаловаться - он вышел из проекта с прибылью.

Второй крупной продажей в истории Solvalub стала сделка с портом "Кавказ" в конце 2008-го. Годовой оборот компании на тот момент прогнозировался на уровне $2 млрд. "Если из "Азота" нас "выдавил" поставщик сырья, то порт продали сознательно, с очень хорошей прибылью", - рассказывает Борис Титов. Сумму сделки бизнесмен не раскрывает, но, по экспертным оценкам, она могла составить около $100 млн. Покупателем стала сырьевая компания "ТАИФ", заинтересованная в перевалочном бизнесе. Solvalub в нефтяной отрасли не имела ресурсной базы и не могла считать себя полноценным игроком. Преимущества, которые были у нее как у трейдера в начале 1990-х (западное финансирование и логистика), сегодня имеют все вертикально интегрированные нефтяные компании.

Тогда же, в 2008-м, было принято решение уходить из химического бизнеса - его перспективы показались неочевидными. Крупные холдинги инвестировали в отрасль, и небольшие фирмы оказались заложниками наличия сырья. "В нефтехимии все ниши уже заняты, - подтверждает анатитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова. - Этот рынок сегодня держится на СИБУРе и нескольких предприятиях башкирского ТЭКа. Выстроить с нуля вертикально интегрированную нефтяную компанию Титову было не под силу. Впрочем, так же, как и купить завод по производству первичных полимеров". По ее словам, бизнесмен мог довольствоваться имевшимися проектами, но их рентабельность невысока - 10-15% по EBITDA (у нефтяников и металлургов - 30-40%) при постоянном отрицательном денежном потоке из-за необходимости вложений в модернизацию производства. "Быть независимым игроком и опасно, и невыгодно, - констатирует Борис Титов, - а сырьевых активов на рынке уже не осталось". Впрочем, у каждой из компаний Титова своя история.

"Тверской полиэфир", основной поставщик триплированных тканей на поролоновой основе для автомобильных сидений на завод Ford во Всеволожске и крупный поставщик "АвтоВАЗа", продали в прошлом году. "Это был очень сложный бизнес, особенно в кризис, когда приходилось вкладывать деньги с большой долей риска, - рассказывает Борис Титов. - Мы его не очень понимали, ребята, занимавшиеся этим проектом, его и выкупили". По аналогичной схеме поступили и с китайским СП - производителем фторполимеров.

Наконец, последним химическим проектом оказался новомосковский "Базальтопласт". Это венчурный проект по производству антикоррозионных и негорючих покрытий, которые должны стоить втрое дешевле существующих сегодня материалов с наполнителями из полимеров и цветных металлов. Solvalub выкупила единственный советский патент и 3 кг этой самой базальтовой чешуи, сделанной тогда же авторами изобретения, и построила завод в Новомосковске. Но дальше дело не пошло. Первичный бизнес-план предусматривал окупаемость за шесть месяцев, но все затянулось. Уже пошел пятый год, технология до сих пор не отработана - выход материала оказался в три раза меньше планируемого. В конце июля Борис Титов договорился о продаже проекта менеджерам (management buy-out), и сейчас сделка находится в завершающей стадии. "Титов поступает правильно. Он выходит из активов, в которых не уверен, - рассуждает начальник аналитического департамента инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - Лучше находиться в кэше, чем в стартапах, пересидеть в деньгах и посмотреть, что будет происходить на рынке в ближайшее время". Из всех имевшихся активов Борис Титов сохранил только два проекта - Ржевскую птицефабрику и завод шампанских вин "Абрау-Дюрсо".

"Дворец Путина"

Борис Титов, Абрау-Дюрсо, вино, шампанскоеИнтерес к "Абрау-Дюрсо" возник у бизнесмена абсолютно случайно. Он часто летал в Краснодарский край - в порт "Кавказ". И однажды, когда задержался обратный рейс, кто-то из чиновников администрации края предложил заехать и попробовать местное шампанское. "Я не ожидал увидеть на юге России столь потрясающее место. Я влюбился в это изумрудное озеро, расположенное всего в 5 км от моря, - вспоминает Борис Титов. - Плюс туристический потенциал, там можно развивать проекты, связанные с недвижимостью: гостиницы, рестораны, SPA-центры. А главное, недооцененный бренд "Абрау-Дюрсо". Он был в царской собственности с 1870 года, самое дефицитное шампанское в советские годы и лежавшее на боку предприятие пять лет назад".

Проблемы у завода меж тем возникли по вине самой местной администрации. С 1990-х годов единственным акционером были власти Краснодарского края, практически не инвестировавшие в модернизацию. В 2003 г. 30-процентный пакет выкупил челябинский винный холдинг "Ариант", контролируемый бывшим депутатом и сенатором Александром Аристовым и его партнером Юрием Антиповым. Переломным моментом в расширении бизнеса "Арианта" стала покупка в 2001 г. семи крупнейших агрофирм Таманского полуострова и винзаводов "Южная" и "Кубань". А получить "Абрау-Дюрсо" удалось после того, когда собственные виноградники завода оказались смыты в 2002 г. селевыми потоками и он попал в полную сырьевую зависимость от "Арианта". Но отдавать контроль над "Абрау-Дюрсо" местные чиновники не собирались. Александр Аристов также не рисковал вкладываться в предпритие, имея лишь миноритарную долю. Как оказалось, не напрасно. Краснодарские власти нашли себе нового партнера, которого они хорошо знали по порту "Кавказ". В итоге в 2006 г. Борис Титов выкупил контрольный пакет ЗАО "Абрау-Дюрсо" (30% у "Арианта", 28% у государства), 42% осталось у администрации края. Сумма сделки оценивается экспертами в $20 - 30 млн.

После покупки "Абрау-Дюрсо" Титов прославился еще двумя громкими сделками на винодельческом рынке. В прошлом году SVL купила во Франции классический шампанский дом Chateau d'Avize - это производство мощностью 2 млн бутылок шампанского в год и погреба для хранения 5 млн бутылок. SVL также получила бренды Louis XIV, Chateau d'Avize и Chateau d'Avize Blanc de Blanc, в последние годы не выпускавшиеся, и, кроме того, взяла в аренду на 25 лет два гектара виноградников класса Grand Cru. Продавцом выступил неназванный местный винодел, сам приобревший Chateau d'Avize у шампанского дома Moёt et Chandon лишь в 2009 г.

Минувшим летом SVL купила у экс-совладельца Новороссийского морского торгового порта Александра Пономаренко 100% ООО "Лазурная ягода", которому, среди прочего, принадлежат 27 гектаров виноградников и строящаяся винодельня под Геленджиком, включая часть земель элитного гостиничного комплекса, получившего известность как "дворец Путина". "Это выгодное приобретение, - отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - На Черноморском побережье практически не осталось свободных площадей, пригодных для выращивания винограда, с выходом на море". Напомним, что в декабре 2010 г. бывший вице-президент холдинга "Петромед" Сергей Колесников опубликовал открытое письмо, в котором утверждал, что строящееся там здание предназначено для личного пользования главы правительства Владимира Путина. В аппарате премьера эту информацию опровергали. Но в марте 2011-го Александр Пономаренко сообщил, что его структуры приобрели у Николая Шамалова (соучредитель кооператива "Озеро" под Санкт-Петербургом) весь комплекс общей площадью около 26 000 кв. м и его земли. Пономаренко и сейчас остается собственником санатория.

Глава "Деловой России" Борис Титов утверждает, что сам выступил инициатором сделки. Для Пономаренко виноградники и прочие земли являются непрофильным активом. А новое приобретение позволит "Абрау-Дюрсо" выйти в новый для завода сегмент сухих виноградных столовых вин. "Это место не относится к "дворцу Путина", - объясняет Борис Титов. - Владельцы одни и те же, а виноградник и гостиничный комплекс располагаются в 10 км друг от друга. Но PR для нас хорошо сработал".

Отвлечь туристов от моря

"Абрау-Дюрсо"

Российское предприятие по выпуску шампанского и игристого вина. Располагается в поселке Абрау-Дюрсо (Краснодарский край)

Акционеры: КГУП "Абрау-Дюрсо" (42%) и SVL Group (58%)

История: Завод ведет историю от даты указа императора Александра II - 25 ноября 1870 года у озера Абрау и речки Дюрсо было создано удельное имение Абрау-Дюрсо, которое стало принадлежать царской семье. Подъем производства вина в Абрау-Дюрсо начался в 1891 году. В декабре 1898 года выпущена первая партия шампанского с маркой "Абрау" (25 000 бутылок). В 1920 году на базе бывшего царского имения создан винодельческий совхоз "Абрау-Дюрсо"

Компания SVL Group в 2006 г. приобрела 58% акций ЗАО "Абрау-Дюрсо"

С 2006 г. завод проводит модернизацию хозяйственного и производственного комплекса "Абрау-Дюрсо"

Объем инвестиций в инфраструктуру - $25 млн

проектная мощность - 14 млн бутылок в год

Накануне приобретений Борис Титов заказал разработку стратегии развития "Абрау-Дюрсо" внешнему консультанту - ЗАО "Стратеджи Партнерс Групп". Результатом работы стал многостраничный отчет, но по своей сути он сводился к одной строчке: компания должна ориентироваться на субпремиумный сегмент рынка (от $10 до $30 за бутылку). Сегодня его доля составляет лишь 4,5% от всего объема потребления игристых вин в России.

Стратегия, по мнению ее разработчика - управляющего партнера ЗАО "Стратеджи Партнерс Групп" Александра Идрисова, успешно реализуется и себя полностью оправдала. Компания уже увеличила объем производства с 3,5 млн бутылок в год в 2006-м до 16,5 млн по плану в этом. "Сегмент рынка, в котором работает "Абрау-Дюрсо", наиболее перспективен, - подтверждает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Здесь присутствуют украинские и итальянские вина по цене от 300 руб. за бутылку. Но Абрау-Дюрсо всегда считалось родиной советского шампанского". По его словам, бизнесмены начали осваивать винодельческую отрасль несколько лет назад, почувствовав ее инвестиционную привлекательность.

Другими направлениями бизнеса, связанными с виноделием, для Бориса Титова стали винный туризм и развитие в регионе девелоперских проектов. "Вложив в проект около $30 млн (без учета стоимости акций), сегодня мы имеем современное с точки зрения оборудования предприятие и занимаем первое место в мире по количеству посещений на один объект, - хвалится предприниматель. - Мы построили 4-звездочную гостиницу, а в следующем году в ней откроется SPA-курорт".

С оптимизмом совладельца компании согласны далеко не все эксперты. "Нашим туристам этот район и винодельческий бренд не так хорошо известны", - утверждает генеральный директор туристической фирмы "Дельфин" Сергей Ромашкин. По его словам, лишь 5% туристов, выезжающих на экскурсии, посещают объекты виноделия. Летом оттянуть отпускников от морского побережья практически нереально, поэтому вряд ли получится создать в Абрау-Дюрсо даже мини-курорт. "На Кубани многие бизнесмены пытаются отвлечь туристов от моря, но до сих пор в этом никто не преуспел. Даже из Красной Поляны по вечерам отдыхающие выезжают на морское побережье", - констатирует Сергей Ромашкин.

Согласен с этим и управляющий партнер Management Development Group (сети "Гастрономчикъ" и "Продэко") Дмитрий Потапенко. По его мнению, даже если работает гостиница, где можно остановиться, вокруг нее, как правило, "непаханое поле". "Винный туризм - это серьезный инфраструктурный проект, а в Абрау-Дюрсо добраться из Москвы обойдется дороже, чем слетать в Турцию, - уверен бизнесмен. - А 300 руб. за бутылку - много. В Италии бутылка хорошего двухлетнего вина стоит 2-3 евро. По итальянским меркам, наши ломят цену".

Винное IPO

Борис Титов

Год рождения: 1960

Образование: в 1983 г. окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности "Международные экономические отношения"

Опыт работы:

1983 - 1989 гг. - внешнеторговое объединение "Союзнефтеэкспорт", специализировался на поставке продуктов нефтехимии в Латинскую Америку и на Дальний Восток

1989 - 1991 гг. - начальник департамента химии частного совместного советско-голландского предприятия "Юралс" (Москва)

1991 г. - совместно с партнерами создал собственную компанию Solvalub LTD, London, которая в дальнейшем переросла в инвестиционно-промышленную SVL - group of companies

1996 г. - создал российскую дочернюю компанию группы SVL - ОАО "Интерхимпром"

2001 - 2002 гг. - президент ЗАО "Агрохимическая корпорация "Азот"

2002 г. - настоящее время - председатель правления группы компаний SVL

Общественная деятельность:

2000 - 2005 гг. - вице-президент, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей

2002 - 2006 гг. - председатель объединенной комиссии по корпоративной этике при РСПП

2003 - 2004 гг. - сопредседатель "Деловой России"

с мая 2004 г. - председатель "Деловой России"

2006 - 2009 гг. - член Общественной палаты Российской Федерации

Семейное положение: женат, имеет сына и дочь

Увлечения: дайвинг, сквош

Владельца шампанского дома недостатки проекта, похоже, не смущают. Бизнесмен говорит о необходимости IPO, которое может состояться на исходе этого года. "В конечном итоге это возврат вложенных средств и заработок для владельцев компании", - отмечает Борис Титов.

Разговоры о публичном размещении акций начались в середине 2008-го. Тогда предприниматель пообещал провести IPO в конце 2010-го, капитализация ожидалась на уровне $200 млн. Программа стратегического развития компании предполагала рост капитализации до $1 млрд к 2020 г. Но кризис заставил скорректировать планы. В 2009 г. бизнесмен заявил, что намечает провести размещение 15-20% акций компании в конце 2012-го при заявленной ранее капитализации в $200 млн. Однако 17 августа стало известно, что производитель решил не дожидаться конца 2012-го и выйти на биржу в ближайшие полгода.

"Мы хотим посмотреть, как рынок оценивает наш бренд, узнать стоимость своих активов, что поможет нам более четко понять, куда и как двигаться дальше, - поясняет Борис Титов. - Текущая прибыль не является для нас определяющей. Главный показатель - это капитализация. На бренде мы можем заработать больше".

По итогам 2010 г. выручка "Абрау-Дюрсо" составила около $65 млн, EBITDA - $18,332 млн, рентабельность по EBITDA - 28%, чистый долг на конец 2010 г. - около $30 млн. "Основываясь на прогнозах компании, в 2011 г. выручка превысит $83 млн, EBITDA - $23 млн, - отмечает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. - Если исходить из оценки аналогичных компаний других развивающихся рынков, рыночная стоимость бизнеса составляет около $125 млн. А оценка самой компании в $100 млн означает дисконт для инвесторов". Впрочем, по мнению эксперта, планы "Абрау-Дюрсо" по росту капитализации до $1 млрд за 10 лет выглядят слишком оптимистично. "Компания до сих пор предоставляет о себе слишком мало информации, - подчеркивает аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова, - не видны ее структура продаж и владельцы. Все это затрудняет объективную оценку".

Борис Титов никогда не озвучивает сумм, за которые покупал или продавал свои активы. "Предложили поучаствовать", "принесли проект" - такие выражения иногда проскальзывают в речи бизнесмена. Впрочем, не исключено, что многие из них он "взял" в свой фонд в обмен на административный ресурс. Об этом же говорят некоторые знакомые с предпринимателем люди. Поэтому нет ничего удивительного в том, что через некоторое время он возвращает контроль менеджерам. Так, например, случилось с "Тверским полиэфиром" и "Базальтопластом", возможно, произойдет то же и с Ржевской птицефабрикой.

Что касается IPO "Абрау-Дюрсо", то сам Борис Титов утверждает, что средства от продажи акций пойдут на инвестиции в бизнес и на покупку новых виноградников. Дмитрий Александров полагает, что получение справедливой оценки - это первый шаг к продаже. "Если удачно сделать сопровождение пост-IPO, то можно рассчитывать на хороший выход из актива", - отмечает эксперт. Таким образом, очевидно: все, что делал бизнесмен Борис Титов, не имело четкой концепции на долгосрочное развитие, и сейчас он просто выходит в кэш. С общественной деятельностью Титов справляется лучше. "Во многом организация "Деловой России" основана на личном доверии к Титову членов генсовета, которые в течение многих лет финансируют эту организацию", - подчеркивает президент ЗАО "Группа "ХИМЭКС" Анатолий Лейрих. "Заслугой "Деловой России" считается снижение единого социального налога, что вызывало серьезное раздражение у Минфина, - говорит Дмитрий Абзалов. - Крупным компаниям это было безразлично, но серьезно облегчило жизнь среднему и мелкому бизнесу".


Еще по теме