Материализация мысли
Технический прогресс зависит от случайности. Если бы Томас Эдисон не повстречался вовремя с крупнейшим американским инвестором Джоном Морганом, то электрический свет в городах появился бы намного позже. Билл Гейтс в свое время смог продать разработанное им программное обеспечение только благодаря знакомству родителей с одним из директоров компании IBM. Еще более случайный характер носит продвижение инновационных разработок в России. Рынок, приносящий западным странам миллионные прибыли, у нас по-прежнему не сформирован.
Согласно информации Роспатента, сейчас в России регистрируется почти в четыре раза меньше изобретений, чем 15 лет назад – в среднем выдается 50 000 в год. При этом если раньше на долю физических лиц приходился только 1% изобретений, то теперь этот показатель возрос 40%. Кроме того, по словам экспертов Регионального фонда научно-технического развития, сегодня люди в основном изобретают ради последующего коммерческого использования своих разработок. Поэтому все изобретения максимально «приближены к жизни». Между тем до рынка доходит лишь 4 – 6% проектов. Причину столь удручающих результатов эксперты видят в том, что продвижением разработок занимаются непосредственно их создатели. Как утверждают руководители опрошенных нами инновационных фирм, «худшие менеджеры – это ученые».
Снижение интереса к изобретениям некоторые эксперты объясняют дороговизной оформления самих патентов. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев патент не является товаром, который можно выгодно продать. Наличие патента не облегчает новому продукту выхода на рынок: потребителю все равно, запатентован интересующий его продукт или нет. Более того, патент увеличивает издержки – ведь за его получение придется платить.
Лишь в редких случаях изобретателям удается пройти все экзамены, которые предлагает им рынок.
Доктор Симкин и другие
Петербургский врач-вертебролог Дмитрий Симкин в 1996 году запатентовал изобретение специального валика и ортопедической подушки, которые помогают человеку сохранять правильную осанку, сидя за столом, и продуктивнее работать. В 1998 году Симкин зарегистрировал компанию «Кипарис» и приступил к промышленному производству своих валиков и подушек под брэндом «Доктор Симкин».Однако организовать их успешный сбыт удалось не сразу. На самостоятельное создание системы дистрибуции потребовалось два года. Поначалу потенциальные покупатели не хотели признавать преимуществ изобретения. «У руководителей предприятий и фирм, с которыми мы общались, находилось множество отговорок, – говорит Симкин. – Они, к примеру, говорили, что здоровье сотрудников – личное дело самих сотрудников. А если не хотят болеть, то пусть покупают что хотят из своей зарплаты. За такую зарплату и без валика можно хорошо работать».
По мнению Симкина, менеджеры по персоналу просто не считали этот вопрос заслуживающим внимания. Приобретением офисной мебели, как правило, занимаются хозяйственники, которые руководствуются при этом лишь им известными критериями. «Человека, следящего за эргономикой, в офисе фактически нет», – говорит изобретатель. Впрочем, заказчики на продукцию Симкина все же нашлись. Заботу о своих сотрудниках проявили пивоваренная компания «Вена», российское представительство фирмы Abbyy и АО «Автоваз». По словам Симкина, ежемесячно продается около 500 валиков и подушек.
По пути внедрения доселе мало востребованных оригинальных изобретений пошел в свое время и Владимир Тихонов, который организовал на заводе «Диод» производство «Люстры Чижевского» (разработка русского ученого Александра Чижевского), биоактивной добавки «Йод-актив» (изобретение Павла Флоренского) и других инновационных продуктов. Продукция «Диода» распространяется через сеть магазинов «Лавка жизни», а также с помощью прямых продаж. Сам Тихонов является директором завода и активно участвует во всех этапах продвижения продукта.
Если трудности Симкина заключаются в нежелании российских работодателей заботиться о здоровье подчиненных, то Тихонов сталкивается с проблемами на чиновничьем уровне: при продвижении биодобавок ему приходится преодолевать жесткое сопротивление Минздрава. «Минздраву выгодно продавать западные препараты йода, которые в несколько раз дороже наших разработок, – говорил Тихонов в одном из телевизионных интервью. – К тому же, если чиновнику не понравится разработка, он сделает все возможное, чтобы не дать ей ход».
Те немногие изобретатели, которые смогли преодолеть все препятствия и наладили хоть какое-то стабильное производство, пожинают горькие плоды славы – борются с несанкционированным использованием своих разработок. «Когда предлагаешь что-то новое, люди сначала относятся к тебе с недоверием, – жалуется Дмитрий Симкин. – Потом, когда уже вложишь массу сил и денег в разработку, испытания, продвижение нового товара и формирование спроса, появляется множество «пиратских» производителей, которые просто пользуются плодами твоего труда». По мнению Симкина, правильнее всего, когда изобретатель изобретает, а остальное берут на себя специалисты по продвижению, продаже и защите интеллектуальной собственности. То есть каждый занимается своим делом. Тогда система работает, и это интересно всем: изобретателю, производителю, продавцу, потребителю.
По мнению экспертов Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, если разработка предназначена для массового потребителя, то производителю инновационных продуктов необходима собственная служба маркетинга. С другой стороны, к осуществлению инновационных проектов с высокой добавленной стоимостью, ориентированных на узкие сегменты рынка, полезно привлекать специалистов венчурных компаний.
Теория вероятности
В России венчурный рынок находится в стадии формирования. Серьезно этим занимаются немногие. Одни (например, «Рост Инвест», Национальный венчурный фонд «Грин Грант») вкладывают в бизнес свои деньги. Другие (например, «Фонд Бортника») – государственные. Компании «Техноконсалт» и iPOWER выступают в роли посредников между изобретателями и крупными инвесторами.
С человеком без команды и бизнес-плана, но с идеей в голове работают лишь немногие компании. В их числе iPOWER, которая берет на себя роль своеобразного посредника между изобретателем и организаторами бизнеса. Компания сотрудничает с рядом венчурных фондов и так называемыми бизнес-ангелами – богатыми людьми, которые могут инвестировать в идею или проект.
Схема работы при этом такова. Компания и носитель идеи подписывают договор о неразглашении, после чего изобретателю предлагаются два варианта участия в проекте: он может либо рассчитывать на акции специально созданного фонда (и даже стать председателем совета директоров), либо – в случае отказа от участия в бизнесе – получать определенный процент с чистой прибыли, с продаж или с выручки.
Компания «Техноконсалт» тоже работает с учеными-одиночками. Правда, «Техноконсалт» предпочитает покупать готовые технологии. Компания сотрудничает с МЧС России, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, СТВ Inc. (США), LG, Samsung Electronics (Южная Корея) и десятком других крупнейших компаний и институтов. Они заказывают научные разработки, а «Техноконсалт» ищет исполнителей. При этом компания специализируется преимущественно на технологиях в области химии, биологии, медицины и физики. «Дело это прибыльное, но трудоемкое, – говорит президент «Техноконсалта» Сергей Симаранов. – Процесс внедрения занимает не менее двух лет».
Случаются и курьезы. «Один наш ученый запатентовал лекарство из пиявок, –рассказывает Сергей Симаранов. – Китайцы решили купить эту технологию и попытались изготовить препарат из китайского сырья. Выяснилось, что китайские пиявки для этого не годятся. В итоге мы нашли компромисс. В России будет размещено совместное производство по выращиванию «правильных» пиявок, а в Китае из них будут делать лекарство».
По статистике, наши венчурные фонды инвестируют примерно в один из ста предложенных проектов, да и то лишь в те разработки, которые наверняка гарантируют им высокую прибыль. Так что шансы заработать на идее в России пока невелики.