Top.Mail.Ru
архив

Майка из Штатов

Отстаивая право российских покупателей заказывать товары за границей, Общество защиты прав потребителей в начале февраля организовало митинг. Мероприятие оказалось не очень массовым, но на него откликнулась самая активная часть московских потребителей.

Интернет
Протест был вызван снижением лимита на беспошлинные посылки из России - с 1000 до 150 евро. Кто же выигрывает от подобных ограничений?


Шопинг, как в Америке

"Вообще Россия давно теряет класс людей с доходом в $5000-6000 в месяц как покупателей. Как только у человека появляется возможность побывать за рубежом, он приезжает в Италию и покупает там дешево прекрасные вещи. То же относится и к электронной коммерции. Вещи покупают в иностранных интернет-магазинах, - рассуждает Алексей Павлык, генеральный директор компании Retail Expertise LLC. - Но в целом тема трансграничной торговли - это табу на различных конференциях, форумах и других мероприятиях, где собираются представители интернет-магазинов. Ее просто не касаются. Ведь это политика. Хочет государство менять ситуацию, будет менять, не хочет - не будет".

По данным исследования компании Enter, в прошлом году в десятку лидеров, наряду с такими монстрами мировой торговли, как Aliexpress, eBay, Amazon, вошел специально созданный посреднический ресурс для россиян, желающих делать интернет-покупки за рубежом, - Dostami.ru (в прошлом bay.ru, 1,210 млн уникальных посетителей из России за декабрь 2013 г.). "Компания была основана в 2007 г. (ее офис находится в Чикаго. - Прим. "Ко"), - рассказывает Максим Андрюхин, глава представительства Dostami.ru в России и странах СНГ. - Сначала зондировали рынок: получится или нет? И работали преимущественно в премиум-сегменте с комиссией в 44%. Доставляли покупки в РФ "Почтой России" или с помощью компаний вроде DHL. Затем вышли на массовый рынок, снизив нашу комиссию как посредника до 9%. Объемы заказов возросли в два-три раза, но из-за коллапсов на почте и таможне необходимо было искать свое логистическое решение". Так была создана собственная структура по доставке, получившая название Dostami Express. "Это не транспортная компания, а скорее, сервис. Мы работаем с несколькими логистическими компаниями, выбираем тех, кто может доставить дешевле", - поясняет Максим Андрюхин.

Посредник работает с eBay и Amazon, но также доставляет вещи из различных американских магазинов. Предположим, выбранный магазин не работает с Россией и не отправляет туда товар или же предлагает неудобные условия доставки. Тогда пользователь может предоставить ссылку на интересующий его товар сайту Dostami.ru, и они займутся доставкой покупки. Максим Андрюхин не раскрывает оборота компании, но утверждает, что "бизнес растет". По его признанию, инвестиции в бизнес Dostami.ru составили более $5 млн. Компания открыла сервис для американских интернет-магазинов Rusify.com. Если кто-то из них не имеет возможности или желания решать вопросы доставки в РФ, но видит в России своих потенциальных покупателей, он может использовать сервис Dostami.ru. Предложение заинтересовало мелких интернет-торговцев, и у системы сейчас порядка 20 участников.


Первая ласточка

Впрочем, с нового года удобное и красивое имя сайта bay.ru пришлось сменить на более громоздкое Dostami. Причина в том, что в России начал самостоятельно работать один из основных клиентов компании - мировой гигант ebay.com. Офис в России американский интернет-аукцион открыл еще полтора года назад, но активно работать начал недавно. Глава российского офиса eBay Владимир Долгов объясняет, что "выход на Россию - это создание команды людей, которые сидят здесь, на земле, и думают о российских покупателях". Российское представительство занимается маркетингом, выясняет предпочтения пользователей, устраивает распродажи, формирует спецпредложения. В eBay утверждают, что в периоды "чисто российских" распродаж на сайте покупают один-два товара в секунду. И разумеется, выйдя на рынок, eBay стал размещать рекламу. Масштабная рекламная кампания ценой в несколько миллионов долларов стартовала в прошлом году. "Что мы сделали еще? Мы изменили систему защиты покупателя", - отмечает Владимир Долгов. Правда, обезопасили скорее не покупателя, а себя. Если раньше претензию о недоставленном товаре на аукцион можно было подать через 45 дней после заказа, то теперь только через 30 дней с момента ожидаемой доставки.

Обороты за прошлый год компания пока не раскрывает. По данным Enter, в декабре на ebay.com побывали 14,590 млн посетителей из нашей страны. Оборот за 2012 г. в РФ составил $400 млн.

Впрочем, согласно тому же исследованию, первенство по количеству посетителей из России принадлежит не американскому eBay, а торговой площадке Aliexpress, принадлежащей китайской Alibaba Group. Это сервис дешевых товаров, который имеет адаптированный для РФ сайт ru.aliexpress.com с бесплатной доставкой. Только за октябрь 2013 г. Aliexpress отправил 50 000 посылок в нашу страну. За год количество российских пользователей этого интернет-аукциона выросло на 465%.

"Оборот рынка e-commerce составил по итогам 2013 г. $17 млрд (рост +27%). Мы прогнозируем в ближайшие два-три года среднегодовой темп роста рынка на уровне 25-30% в год", - отмечает Виталий Жигулин, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным АКИТ, доля трансграничной торговли от общего объема по итогам 2013 г. составила около 20% (100-120 млрд руб.).


Договор с таможней

Впрочем, статистике о присутствии зарубежных игроков, которую дают АКИТ и Enter (к сведению, президент АКИТ Сергей Румянцев является гендиректором и соучредителем сети Enter), не все доверяют. "Я очень хотел бы верить цифре в 20% рынка, но я думаю, что все-таки доля меньше. Полагаю, что речь идет о 10-12%. Всего пару лет назад доля трансграничной торговли составляла 3-5%", - подчеркивает Максим Андрюхин. "Данные за 2013 г. еще не подсчитаны. В 2012 г. наши обороты составляли $400 млн, обороты Aliexpress - $240 млн, это $640 млн. А по данным почты, мы вместе даем 90% всех отправлений. Есть еще курьерская доставка, но традиционно она занимает несколько процентов рынка. Кто измерял для ассоциации данные, я не знаю", - добавляет Владимир Долгов. Максим Андрюхин предположил, что такие данные могут быть и неким манипулированием статистикой. Также возможно, что и Dostami, и eBay не хотят повышенного внимания со стороны своих российских коллег-конкурентов. "Мы не считаем, что у eBay есть доля рынка в России. Рынок страны - это то, что продается внутри страны, то, что продают местные магазины. То есть рынок страны и трансграничная торговля - это где-то "сверху" или рядом", - комментирует Владимир Долгов.

Многие на рынке уверены, что АКИТ и ее члены, в частности Enter, "М.Видео", а также KupiVip (основатель Оскар Хартман), проллобировали планируемое ограничение по сумме интернет-покупок из-за рубежа. За покупку свыше 150 евро придется платить пошлину, и официально АКИТ поддержала это решение.

"Естественно, ограничения были проллобированы крупными российскими магазинами. Просто их инициатива попала на благодатную почву, так как очень понравилась таможне. Федеральная таможенная служба заинтересована в увеличении платежей, "Почта России" также поддержала инициативу", - поясняет Максим Фалдин, генеральный директор интернет-гипермаркета Wikimart. "Почте России" просто изрядно надоели публичные скандалы, связанные с тем, что она не справляется с объемом зарубежных посылок. В результате о трансграничной торговле в декабре высказался президент Владимир Путин. В послании Федеральному собранию он предложил использовать для развития инженерной инфраструктуры средства от "упорядочения интернет-торговли". А уже следствием этого стал январский бардак на таможенных пунктах. "Каждый вводил какие-то свои новые правила для посылок", - отмечает Наталья Казарина, коммерческий директор логистической компании "Транспэк". Ситуацию спасла Олимпиада. Когда международные перевозчики DHL и FedEx заявили, что больше не будут отправлять посылки в Россию, ситуацию решили замять: накануне международных спортивных состязаний скандал был некстати. Единственным нововведением стало условие, согласно которому, на груз стоимостью свыше 200 евро таможенному брокеру требуется копия паспорта покупателя. Каких-либо заметных попыток "упорядочить интернет-торговлю" на внутреннем рынке - например, перекрыть "серый" импорт или заставить интернет-магазины честно платить налоги - со стороны государства пока не фиксировалось.


Торговля без границ

Когда именно ограничение на посылки стоимостью свыше 150 евро вступит в силу, пока не ясно. По разным оценкам, около 30-40% интернет-покупок, совершенных россиянами, превышают эту сумму. "Средний чек покупки уменьшится", - полагает Максим Андрюхин. "На наш бизнес ограничение не повлияет. Количество заказов ценой свыше 150 евро у нас совсем невелико, но мы считаем, что это ограничение может негативно отразиться на потребителях", - добавляет Владимир Долгов. В конце концов, и пошлина, которая планируется на сумму свыше ограничения, не такая уж пугающая. "Чем больше средний чек, тем больше разница между стоимостью товара за рубежом и в России. Так, если стоимость товара в иностранном интернет-магазине составляет $50, то в нашей стране этот же товар может стоить $100, и даже больше. Поэтому налог в 10-15% на сумму в $50 и более не уменьшит привлекательность товара для российского потребителя, - поясняет Артем Переславцев, директор департамента международного развития "СПСР-Экспресс". - У небольших китайских магазинов, работающих в Глобальной сети, для подобных ситуаций разработано свое решение: при отправке заказов в Россию они занижают стоимость отправления. Товар, который мы покупаем за $50-100, проходит через границу как подарок".

"Снижение беспошлинного порога до 150 евро барьером для роста интернет-торговли не станет, эта мера, скорее, позволит уравновесить конкуренцию для всех участников рынка. Иностранные магазины начнут не просто создавать русскоязычные странички своих сайтов, как это сейчас делается, но и инвестировать в инфраструктуру, логистические центры в нашей стране", - прогнозирует Виталий Жигулин.

"Ограничение нужно только для одного, - рассуждает Максим Фалдин. - Просто инвестор приходит к российским магазинам и спрашивает: "А чем вы защититесь от западных игроков?" Теперь вот есть ответ".

Собственную логистику в Америке развивает такой гигант, как amazon.com. "Свое представительство в России он уже открыл. Но я не верю, что здесь компания будет развивать собственную логистику", - отмечает Юлия Брыгалина, менеджер по маркетингу DPD в России. Тем не менее многие ожидают, что Amazon, доля которого на российском рынке совсем невелика, будет наращивать присутствие. Приход транснациональных игроков, как правило, влечет и сделки по приобретению ими местных компаний.


Российско-австралийский бизнес

Зарубежные магазины в РФ выходить будут, несмотря на то, что пока из-за таможенных передряг некоторые из них, напротив, перестали торговать с нашей страной. В частности, так поступил один из самых известных и старейших американских бутиков Saks Fifth Avenue. Тем не менее в eBay рассказывают, что в прошлом году совместно с английским магазином Superdry запустили проект, позволяющий получать вещи, купленные в этом магазине, всего за 266 руб. в течение десяти дней. Как удалось добиться столь дешевого предложения по доставке, в компании не рассказывают. Обычно она существенно дороже. А развитие трансграничного рынка, так или иначе, упирается в логистику. "Почта России" - это медленно и опасно (посылки теряют и пр.), а курьерская доставка дорога. По словам Натальи Казариной, в трансграничной торговле "Почта России" занимает 93% рынка, а курьерская доставка составляет всего 7%. На внутреннем рынке курьерская доставка все-таки "подвинет" почту, в России соотношение составит примерно 50% на 50%.

Рынок доставки сейчас развивается. Крупнейшие компании открыли для себя направление B2C. Хотя это было непросто: мелкие отправления, наложенный платеж. На рынке есть проблемы с сервисом, который могут оказывать доставщики интернет-магазинам. Например, магазинам одежды нужно, чтобы курьер не просто привозил и отдавал вещь, а привозил несколько вещей, и ненужные отвозил обратно, поэтому такие интернет-магазины организуют свои службы доставки.

"Я полагаю, что в перспективе трансграничная торговля займет в России около 50% рынка, - прогнозирует Максим Фалдин. - РФ относится к числу тех стран, где потребительские товары импортируются. Это чуть ли не 95% всех товаров, за исключением продуктов питания. И мы не единственные в мире. По такому же пути развиваются, в частности, Австралия и Канада. В этих странах доля трансграничной торговли составляет 50%. Это просто закономерность рынка".

Максим Фалдин считает, что ограничение покупок за рубежом приведет к замедлению роста числа таких посылок: если раньше он составлял 50-60%, то после введения ограничений составит около 40% при росте рынка интернет-торговли в 20-25%.

Wikimart также создает свой проект по трансграничной торговле. Смысл его в том, что самые популярные товары ebay.com будут доставляться в Литву, а оттуда быстро станут попадать к потребителю.

Рост спроса со стороны россиян понятен: общеизвестно, что шопинг в Европе лучше, а в Китае дешевле. Если доставка и не делает товар из Европы более дешевым, в любом случае выбор на этих сайтах намного шире, а в китайских магазинах даже с доставкой получается дешевле.

Впрочем, не все эксперты уверены, что доля транснационалов станет столь большой. "Австралия - близкая к нам модель, и ее рынок - ориентир для нас. Но есть и различия. В Австралии доставке товаров работать легче, так как население сосредоточенно на побережье и здесь нет столь сложной внутренней логистики", - говорит Владимир Долгов. А некоторые российские эксперты считают, что, хотя количество транснационалов и возрастет, конкуренцию крупнейшим мировым игрокам с российской стороны может составить местный "Яндекс.Маркет".

"Обратите внимание на розничный рынок. В России есть французский "Ашан" и пр., но все-таки российские магазины не сдали внутренний рынок, - рассуждает Алексей Павлык. - Вполне возможно, что в Рунете будет развиваться "Яндекс.Маркет" и превращаться из поисковика в полноценный интернет-магазин с отлаженной логистической системой. По крайней мере, недавно "Яндекс" приобрел компанию Multiship, агрегатора логистических сервисов для интернет-магазинов".


Еще по теме