Top.Mail.Ru
бизнес

Майкла Калви могут оправдать ради «баланса»

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Бизнес-сообщество ожидает условного срока для основателя Baring Vostok Майкла Калви, поскольку силовикам важно сохранить лицо и подстраховаться от разбирательств в случае его оправдания. Но в дело вступает большая политика: оправдание Калви могло бы уравновесить жесткий приговор Алексею Навальному на фоне угрозы нового пакета санкций со стороны стран Запада, считает ряд опрошенных журналом «Компания» экспертов. Сам Baring Vostok уходить из России не собирается.

Судебный процесс против основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, которого обвиняли в растрате 2,5 млрд рублей партнеры по банку «Восточный», движется к завершению. Осенью прошлого года истцы уже достигли мирового соглашения с ответчиком в арбитражном суде. Теперь очередь дошла до уголовного дела, которое просто так прекратить невозможно.

Дело против Калви возбудили в феврале 2019 года. По версии следствия, он убедил акционеров банка «Восточный» принять в счет долга акции люксембургской компании Internationl Financial Technology Group на 3 млрд рублей, реальная стоимость которых — 600 тыс. рублей. Теперь Калви грозит до десяти лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей или штраф в размере его трехлетнего дохода. Сам Калви называет обвинения ложью и связывает их с бизнес-конфликтом между ним и совладельцем банка Артемом Аветисяном.

Сегодня в Мещанском суде Москвы бизнесмен назвал это обвинение ничтожным. Калви заявил, что преступную группу он не создавал, противоправных действий не совершал, и что следствие умышленно игнорировало все доводы в его пользу. Но как только защита бизнесмена сообщила о готовности дать подтверждающие это показания, суд, сославшись на занятость в другом процессе, объявил перерыв до 17 февраля.

Российское бизнес-сообщество и иностранные инвесторы, обнадеженные прошлогодней отменой домашнего ареста Майкла Калви, ожидают условного приговора. В его виновность мало кто верит, но ничтожная статистика оправдательных приговоров по уголовным делам показывает, что судебная система в любом случае дает правоохранителям возможность сохранить лицо и избежать ответственности за неправомерное преследование.

Однако защита бизнесмена рассчитывает убедить суд прекратить само уголовное преследование инвесторов за отсутствием события преступления – и похоже, это не просто позиция адвокатов.

Сегодня в день суда над Майклом Калви о его «абсолютной невиновности» заявил «Интерфаксу» бизнес-омбудсмен Борис Титов.

По мнению Титова, все вменяющиеся Калви сделки были законными. Учитывая рост акций Титова после слов президента Владимира Путина о намерении заняться виноделием в «Абрау-Дюрсо», трудно назвать это заступничество дежурным.

Но еще больше шансов на оправдание основателю Baring Vostok дает тот факт, что его уголовное дело слушается параллельно с делом Алексея Навального, обстоятельства вокруг которого усиливают вероятность введения рядом стран Запада новых санкций.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин уверен, что уголовное дело Калви «спустят на тормозах», потому что оно было инструментом давления, подкреплявшим арбитражный процесс, а Майкл Калви в этом процессе капитулировал, согласившись выплатить Артему Аветисяну по мировому соглашению 2,5 млрд рублей.

Но зависимости между делом Калви и делом Навального Салин не видит. «Российским властям все равно, как американцы отреагируют на исход дела Калви, — считает политолог. — Если в нулевые они обращали на это внимание, то теперь позиция влиятельных силовиков — ни в коем случае не прогибаться под Запад. Перспектива введения персональных санкций против ближайшего окружения президента беспокоит власть. Но исход дела Калви никак на это не повлияет. Он не американец, и медийная шумиха вокруг него далека от реальной политики».

Между тем политтехнолог Евгений Минченко считает, что в случае в Калви судебная система может отойти от шаблонов. «Обычно логика такая: если уж человек отсидел какое-то время, ему стараются давать условно или отсиженный кусок реального срока, чтобы потом не было разбирательств, — говорит он. — Но здесь могут быть и политические мотивы, учитывая, что уголовное дело Калви слушается параллельно с уголовным делом Навального. И может возникнуть идея бросить кость Западу».

Как бы там ни было, старейший в России инвестфонд, основанный Майклом Калви, не намерен сворачивать свой бизнес в России. Выход Baring Vostok из капитала второго по величине в РФ интернет-провайдера «ЭР-Телеком» и продажу акций «2ГИС» в фонде назвали рутинными событиями. «У фонда 40 портфельных компаний и каждый год он делает выходы и входы, это суть деятельности, — сказал журналу «Компания» представитель Baring Vostok. — Сворачивать деятельность в России фонд не намерен, и сам Майкл Калви не раз об этом говорил журналистам в суде».

Создание нового фонда на $200 млн для инвестиций в российские технологии, медиа, телеком и потребительский сектор, о котором сообщал Forbes, в Baring Vostok не комментируют. «Фандрайзинг это обычно непубличный процесс», — заявили в фонде.