Top.Mail.Ru
архив

Мелкотравчатые выборы

ДЕЙСТВИЯ президента по выстраиванию властной вертикали вызвали некий общественный резонанс. Мол, происходит создание унитарного государства, концентрация власти, местное самоуправление изживается, рушатся основы демократии и т.д. Но люди, которые знают жизнь российской провинции, никогда не питали иллюзий относительно существования каких-то форм местной демократии и по поводу того, что в действительности представляют собой региональные "баронства". Но это гуманитарный аспект.

На самом деле выборов в регионах никто не отменял. Они благополучно проходят, демонстрируя при этом абсолютное вырождение смысла и содержания местных избирательных процедур. Совершенно очевидно, что первичный процесс перераспределения собственности породил чудовищный хаос. Основой его является как муторность самого процесса, так и попытки оспорить те или иные итерации в процессе приватизации. А также наличие огромного количества казенной собственности, которая находится то ли у федеральной, то ли у региональной, то ли у местной власти. Эта собственность собирается и передается "кому надо" под влиянием различных политических, экономических или криминальных воздействий.

Однако значение той или иной собственности меняется вместе с экономическим климатом и потенциальной оценкой ее различными субъектами. Поэтому сейчас идет активный процесс вторичного перераспределения собственности, причем нерыночными путями. Никто ничего не покупает цивилизованно, на рынке капитала. Наоборот, любые операции на нем вызывают совершенно неадекватную и абсолютно нерыночную реакцию. В то время как передача собственности административным (вернее, псевдоадминистративным) путем стала общепринятой нормой и никаких воплей по этому поводу нет.

Таким образом, весь избирательный процесс на местах - выборы мэра или региональных лидеров - носит исключительно характер раздела собственности. Никакой политики нет. Слова "коммунист", "гомосексуалист", "сионист" не имеют никакого значения - вне зависимости от первичных мотивов обсуждаемого персонажа. Этот персонаж мог заниматься чем угодно, но в данный момент он обслуживает интересы тех, кто финансирует его избрание.

Примеры абсолютной деполитизированности выборов есть даже в самых политизированных регионах, включая и Курскую область, где случился серьезный конфликт Руцкого с местной элитой. Если еще и остались какие-то федеральные интересы, то они могут быть политизированы стихийным образом. Различные политические группировки выстраиваются под разные экономические интересы. Причем политика в этом случае вторична. Но тогда, с точки зрения избирателя, выборы и избирательная борьба приобретают хотя бы внешнюю осмысленность. Однако в большинстве случаев осмысленности нет никакой и избиратель ведет себя совершенно хаотично и дико. Избиратель иногда выбирает того или иного кандидата в зависимости от того, как тот ходит.

В конечном счете все это связано с качеством и количеством денег, потраченных на раскрутку кандидатов. И в этом смысле выборы, кроме "освоения" средств, никакого серьезного значения не имеют. В Брянске, например, в избирательную борьбу вступили два каких-то замшелых коммуниста и один мелкотравчатый заезжий бандит. И что тут прикажешь делать? Ведь больше туда никто не пойдет, потому что в области нет никаких интересов, которые могут служить основанием для получения достаточного финансирования более или менее вменяемым и содержательным игроком. Потрясающе высказался Владимир Жириновский по поводу выборов в Марий Эл, где он поддержал Кислицина, мотивируя свое решение тем, что остальные кандидаты либо "новые неопытные жулики", либо "бледные личности". No comment.

В принципе, когда реальный рынок капиталов блокирован, псевдоизбирательный рынок является сублимацией отсутствия такого рынка. И великая сермяжная правда всего этого в том, что капитал так или иначе играет на нем. Хотя выступает при этом не в чистой и цивилизованной форме, а в смеси с административным и криминальным ресурсом. На этом фоне особенно дико выглядят политизированные анклавы. Потому что содержание процесса все равно остается прежним, но его политизация доводит это дело до полного абсурда.

Вот у меня такое впечатление, что Анатолий Борисович Чубайс, человек в прошлом чрезвычайно политизированный, пытается сохранить некую родовую память о своем политическом предназначении с помощью застарелой политической войны в Приморье. Абсолютная иррациональность конфликта - причем далеко зашли обе стороны, - персонифицированная такой фигурой, как Черепков, демонстрирует тщетность попыток придать борьбе за власть на местах политическую окраску. Все это являлось бы лучшим подтверждением правоты президентской концепции административных реформ, если бы реформа действительно проводилась в жизнь. И если бы она действительно могла добиться тех целей, которые ставились перед ней первоначально.

Еще по теме