Мемные инвестиции: DOGE впервые превзошел биткоин по числу транзакций
Объем транзакций в сети мемной криптовалюты Dogecoin (DOGE) достиг исторического максимума, опередив биткоин и Litecoin. Сообщество и эксперты связывают такую динамику с запуском нового стандарта DRC-20, позволяющего без серьезных усилий создавать собственные мем-токены. Некоторые из них за короткий период почти превзошли успех DOGE. Уставшие от криптозимы и банкротств крупных игроков инвесторы нашли отдушину в мемных монетах, однако популярность таких токенов будет недолгой, уверены эксперты.
Число транзакций в сети Dogecoin достигло абсолютного максимума. По данным BitInfoCharts, число операций в сети DOGE перевалило за 628 тыс. единиц, тогда как в среднем суточный показатель транзакций биткоина составляет порядка 540 тыс. единиц.
Последний подобный рекорд сеть DOGE поставила в 2013 году — тогда показатель дошел до 199 950 транзакций. По мнению сообщества и экспертов, динамика напрямую связана со всплеском интереса вокруг токенов нового алгоритмического стандарта DRC-20, который стал аналогом недавнего обновления для сети биткоина (BRC-20).
BRC-20 появился 8 марта 2023 года благодаря разработчику под псевдонимом Domo. Он назвал новый стандарт в блокчейне «забавным экспериментом». В отличие от привычных стандартов токенов, например ERC-20 в сети Ethereum, для работы BRC-20 не нужны смарт-контракты — только специальные скрипты, вписанные в блоки сети биткоина. Они и позволяют осуществлять транзакции между пользователями.
Стандарт DRC-20 в сети Dogecoin (отсюда и название) запустили 9 мая 2023-го. Он схож по принципу работы с BRC-20, то есть позволяет создавать взаимозаменяемые токены поверх блокчейна. И если у биткоина самая мелкая единица — сатоши, то у DOGE— илоны (в честь Илона Маска).
DOGE-энтузиаст Mishaboar в своем Twitter связал всплеск с повальным желанием участников криптосообщества создать собственные мемные токены на базе DRC-20. По его словам, такая тенденция была предсказана еще несколько дней назад ведущим разработчиком мем-криптовалюты Патриком Лоддером.
При этом другой криптоэнтузиаст Мартин Штаубер оспаривает утверждение Mishaboar о том, что рост числа транзакций произошел из-за токенов DRC-20. Он выяснил, что основной трафик обеспечивали несколько крупных адресов, совершавших мелкие переводы. Например, один из этих пользователей только за сутки отправил 5766 транзакций.
В последние несколько дней в блокчейне DOGE происходит большая активность. Так, по данным DogeWhaleAlert, 11 мая неизвестный пользователь переместил 13,07 млн DOGE ($927,4 тыс.) на несколько различных адресов, потратив всего $0,26 на комиссию. На следующий день еще двое неизвестных перевели более 26,9 млн ($1,92 млн) и 42 млн ($3 млн) DOGE на разные кошельки, потратив на комиссию $0,37 и $4,68 соответственно. Транзакции произошли после того, как Илон Маск решил уйти с поста гендиректора Twitter, этому предшествовало запущенное им же голосование среди пользователей соцсети.
Всплеск активности пользователей DogeCoin связан с совокупностью всех перечисленных факторов, но основной — решение Маска об уходе, уверен эксперт криптобиржи StormGain Дмитрий Носков. Он напомнил, что та поддержка, которую оказывал DOGE Маск, положительно влияла на курс этого токена. Сам миллиардер объяснял поддержку DOGE его «народным характером», поскольку этой криптовалютой владеют многие работники Tesla и SpaceX. По данным CoinMarketCap, рыночная капитализация Dogecoin уже превышает $10 млрд.
Запуск стандарта DRC-20 на блокчейне DOGE стал своего рода «красной тряпкой» для создателей мем-токенов в рамках стратегии pump & dump (манипулятивное повышение курса), отмечает руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. Он уверен, что текущий рост транзакций в сети DOGE связан прежде всего с возможностью создавать собственные мемные токены в надежде повторить успех более ранних проектов. В конечном итоге объем транзакций вернется на свои исторические показатели, уверен Мейнхард.
Взлет токенов BRC-20 тоже был недолгосрочным, поэтому не успевшие заработать на этом стандарте пытаются повторить это уже на DRC-20, соглашается криптоэксперт Евгений Каминский. «Биткоин-транзакции снижаются, а вот Dogecoin- и Litecoin-транзакции повышаются. Значит, далее мы увидим подобный всплеск транзакций и в сети Litecoin», — предположил он. Свой стандарт LTC-20 члены сообщества Litecoin уже начали тестировать в начале мая.
Между тем биткоин-сообщество всеобщего восторга от BRC-20 не разделило. Энтузиазм «токеноделов» перегрузил блокчейн биткоина и привел к подорожанию среднего размера комиссии за обработку переводов до $31,15.
Так что разработчики первой криптовалюты начали обсуждать блокировку выпуска токенов по новому стандарту. В начале мая капитализация всех монет BRC-20 превысила $1 млрд, но к 16 мая уменьшилась более чем вполовину, до $496 млн.
Мемная волатильность
По становлению DOGE можно проследить всю историю мемных криптовалют. Токен в 2013 году создали в шутку два инженера-программиста, но он быстро завоевал сердца трейдеров. Маскотом DOGE стал пес породы сиба-ину по кличке Кабосу (яп. «тыква»). Морда собаки не только украсила монеты компании, но еще и появилась на футболках английского футбольного клуба «Уотфорд», который спонсировал Dogecoin. Сейчас, по данным Coinmarketcap, DOGE занимает первое место по капитализации среди мемных криптовалют и восьмое — среди всех цифровых валют.
По образу и подобию DOGE было создано множество других токенов, пытавшихся повторить его успех. Это отчасти удалось монете Shiba Inu (SHIB), занимающей второе место в рейтинге мем-токенов. SHIB запустили в августе 2020-го, и с того момента ее преследует сильная волатильность, не обошедшаяся без Маска.
Например, в мае 2021 года цена SHIB резко выросла после упоминания о ней Маском. В июне токен подешевел, а в августе вернулся к прежнему уровню.
В октябре того же года Маск обрушил курс SHIB всего лишь одним твитом. Пользователь Twitter спросил бизнесмена, сколько монет SHIB он держит в своем инвестпортфеле. «Нисколько», — ответил Маск. В тот же день стоимость мемной криптовалюты просела на 15%.
Особенно любопытна созданная в начале апреля монета PEPE, получившая название от мема с лягушонком Пепе. Обсуждение токена подхватили инфлюэнсеры в Twitter и в каналах Telegram и Discord — через день после дебюта цена токена выросла более чем на 900%, вскоре его рыночная капитализация превысила $1,85 млрд. Это позволило ему занять вторую строчку в рейтинге мем-токенов, уступив только DOGE. Пик стоимости PEPE пришелся на 5 мая — тогда цена токена взлетела до $0,000004213. После интерес пользователей перешел к более новым токенам, поэтому PEPE потерял 60% от исторического максимума, а его капитализация опустилась ниже $668 млн.
Несмотря на листинг на Binance, Huobi, Bitget, Gate.io, XGo и OKX, анонимные разработчики PEPE сразу сказали, что монета «совершенно бесполезна». «PEPE — это мемкоин, не имеющий внутренней ценности и финансовой отдачи. [У нас] нет официальной команды и дорожной карты. Монета совершенно бесполезна и предназначена только для развлекательных целей», — заявили они.
Криптоэксперты были настроены к PEPE воинственно. Основатель Dizer Capital Яссин Мобарак назвал PEPE «троянским конем», созданным для подрыва доверия инвесторов к индустрии. Он считает, что рано или поздно мемкоин-пузырь лопнет, а власти объявят все криптовалюты опасными, прикрываясь защитой обычных пользователей. Основатель аналитической платформы DeFi Watch Крис Блек добавил, что вдохновленный мемом о грустной лягушке токен был создан «влиятельными людьми с большими деньгами», а розничные инвесторы всего лишь пешки в их большой игре.
Все ближе к регулированию
Однако сторонники мемкоинов утверждают, что децентрализация таких токенов дает пользователям больший контроль над своими деньгами и защиту от мошенничества и краж. Но они закрывают глаза на волатильность, когда видят новости по типу той, как один из инвесторов вложил $26 в покупку 2,34 трлн PEPE, на пике продал 77% от начальной позиции и заработал $3,4 млн. Таких везунчиков десятки, но желающих ими стать — миллионы. Жажда наживы приводит ослепленных надеждой инвесторов в руки мошенников. Например, с марта по апрель этого года неизвестный аферист создал 114 фейковых мемкоинов, а полученные за них деньги небольшими партиями отмыл через адреса Coinbase.
Носков из StormGain напоминает, что криптозима и последовавшие за ней банкротства крупных игроков и американских банков стали одними из важных факторов роста популярности мемных монет. Тогда инвесторы начали искать альтернативные активы, и мем-токены стали такими инструментами, отметил он.
При этом эксперт уточняет, что мемные криптовалюты бывают разными: та же Shiba Inu, запущенная на волне хайпа DOGE, сейчас уже воспринимается рынком как серьезный актив. «Говорить, что “мемные” токены — это “токсичные” инструменты, которые оказывают негативное влияние на рынок, недопустимо», — уверен он.
Мем-токены нельзя назвать вредными, если к ним относиться с некоей долей иронии, считает Каминский. Он привел в пример мусорные акции на фондовом рынке, «которые тоже довольно часто взлетают и теряют в цене». Никакой ценности с точки зрения перспективности такие монеты не представляют, но их транзакции забивают пулы — проблема только в этом, говорит эксперт. Он не исключает, что подобные трудности могут разрешиться через создание какой-то новой технологии.
Потворство криптосообщества в развитии мем-направления ничего позитивного рынку в долгосрочной перспективе дать не может, утверждает Мейнхард из ИК Fontvielle. Он уверен, что в конечном итоге и на этот рынок придет регулирование. «Чем больше будет мемкоинов и шума вокруг них, тем более жестким это регулирование будет», — заключил эксперт.