Мертвые "зайчики", стабильный тенге и спекулятивная гривна
Когда-то банковские дилеры, работающие на рынке ограниченно конвертируемых валют (ОКВ) стран СНГ, были привилегированной кастой - ведь в середине 90-х там можно было зарабатывать очень и очень хорошие деньги. Какой-нибудь "специалист по Белоруссии" даже не из самого крупного банка легко мог арендовать ночной клуб для вечеринки с друзьями. А в дилинговом зале Международного Московского банка рядом с часами, показывающими время в мировых центрах бизнеса, висели и часы с надписью "Алма-Ата". Однако, по единодушному мнению банковских дилеров, "период романтического становления рынка "мягких" валют в прошлом", а финансовый кризис привел к серьезным нарушениям системы расчетов между странами СНГ.
НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Пальцев двух рук хватит, чтобы пересчитать все банки, активно работающие сегодня с "мягкими" валютами. По данным ММВБ, объем операций по ОКВ на бирже в минувшем году составил всего $13 млн, сократившись по сравнению с 1995 годом (довольно успешным для этого рынка) в 4,5 раза. Серьезно уменьшились и обороты межбанковского рынка. Так, по данным аналитиков Металлинвестбанка, объемы операций с ОКВ в банках примерно в 5 раз ниже, чем в докризисные времена. И это при том, что общий товарооборот со странами ближнего зарубежья составляет несколько десятков миллиардов долларов. Как прокомментировал такое положение дел зампред Нацбанка Белоруссии Николай Лузгин, "в расчетах со странами СНГ наблюдается стремление к бартеру; даже доля СКВ в расчетах, например, Белоруссии с Россией составляет всего 17%".
Как оказалось, нынешнее положение на рынке ОКВ не устраивает бывших соседей по СССР и тема финансово-экономического сотрудничества стран СНГ оказалась вновь актуальной. Во всяком случае, проходившее в конце января совещание национальных банков и межбанковских валютных бирж стран СНГ было неожиданно многолюдным. Приехали почти все приглашенные банкиры и биржевики. Открывающий заседание Виктор Геращенко с удовлетворением заметил, что столь представительный состав собрания "вселяет оптимизм". Однако только что оживленно беседующие друг с другом в кулуарах банкиры из ближнего зарубежья в официальной обстановке быстро теряли показное благодушие. А к концу дня стало ясно, что использование национальных валют в расчетах между государствами СНГ - основной вопрос совещания - не вызывает большого энтузиазма у иностранных финансистов.
Такой пессимизм вполне объясним. Кризис в России и девальвация национальных валют усилили стремление местных предпринимателей рассчитываться исключительно в СКВ. А желание защитить собственные национальные валюты от внешнего влияния привело к появлению серьезных ограничений и даже запретов на участие нерезидентов в местном рынке. В итоге национальные рынки стали очень замкнутыми. Например, на Украинской межбанковской валютной бирже решением Нацбанка с марта 1999 года вообще запрещены валютные торги (и рублем в том числе). Похожая ситуация в Казахстане и в Белоруссии. Сотрудник казахстанской биржи заметил, что "после кризиса 1995 года и потом 1998 года рубль в Казахстане никому не нужен". В Грузии, правда, нет никаких валютных ограничений, однако на вопрос "Ко" о причинах такой либеральности один из банкиров ответил: "просто никому в голову не приходит покупать лари".
ПО СТАРЫМ ПРАВИЛАМ
Сегодня вся торговля ОКВ сосредоточена на банковских клиентах, имеющих постоянные торговые отношения с Казахстаном, Белоруссией или Украиной. И несмотря на то что ряды игроков на рынке ОКВ сильно поредели, играют они в основном по старым правилам. Как уже было сказано, множественные валютные ограничения мешают банкам зарабатывать как раньше, объемы упали и рынок потерял былую спекулятивную привлекательность. Однако сделки с украинской гривной, белорусским рублем и казахстанским тенге не исчезли из списка активных операций Сбербанка, Газпромбанка, ММБ, Кредитимпэксбанка и некоторых других. По данным ММВБ, соотношение объема операций биржевого и межбанковского рынков составляет 30:70. Крупнейшим игроком на бирже и на "межбанке" по-прежнему является Сбербанк.
По словам начальника управления операций на открытом рынке Кредитимпэксбанка Ольги Огинской, первое место по активности проведения операций, доходности и масштабности все еще занимает рынок украинской гривны. И это вполне объяснимо, так как среди прочих сегментов рынка ОКВ операции с украинской национальной валютой, особенно на внебиржевом рынке, всегда были наиболее рентабельными - даже при временных ухудшениях отношений между нашими странами. Постоянный спрос и предложение гривны на рынке, достаточное количество крупных операторов позволяют этому сегменту рынка ОКВ не загнуться.
Второе место по доходности и объемам всегда традиционно занимал сектор торговли белорусским "зайчиком". Самый непредсказуемый и спекулятивный в прошлом рынок, по заверениям дилеров, "все еще работает и вызывает интерес, даже несмотря на высокую рискованность операций на нем". По словам Николая Лузгина, "курс "зайчика" сейчас стабилен (примерно 930 - 950 бел.руб./долл.), а межбанковский оборот обслуживает 30% торгового оборота Белоруссии и России". (Дело в том, что на ММВБ с 24 марта 1998 года торги по белорусским рублям вообще не проводятся.)
Казахстанский тенге - третья по привлекательности и оборотам денежная единица в межбанковских операциях. Причем самая стабильная из всего списка "мягких" валют. Укреплению тенге, по словам председателя Нацбанка Казахстана Григория Марченко, помогло введение обязательной продажи 50% валютной выручки после девальвации его весной 1999 года. Причем уже в середине октября эту меру отменили, поскольку размеры золотовалютных резервов НБК позволяли поддерживать стабильным курс тенге. После отмены обязательной продажи резервы Нацбанка всего за два месяца увеличились на $400 млн. По словам Марченко, во внешнеторговом обороте Казахстана с Россией тоже происходит увеличение доли расчетов в долларах, которая составляет примерно 30%. "Хотелось бы перевести расчеты на тенге, - заметил он, - однако нет доверия между коммерческими банками".
ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Тем не менее банки на рынке ОКВ работают и пока не собираются сворачивать свои операции, несмотря на сложности валютных законодательств ближайших соседей. "Может быть, кому-то и не нравятся "мягкие" валюты, - заметил директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер, - а у вас что, другие есть?" Приходится признать, что других действительно нет и что тема сотрудничества со странами СНГ подсказана самой жизнью и имеет практический смысл. Иначе зачем снова собрались вместе председатели нацбанков, финансисты и биржевики, зачем приехал на совещание глава Deutsche Bank AG Хуберт Пандза или глава московского представительства Banca Commerciale Italiana Арис Марсанич. "Эта идея (имеется в виду использование нацвалют в расчетах. - Прим. "Ко") имеет смысл", - считает г-н Пандза. "Конечно, хорошо, когда есть политическая воля и желание всех сторон, но экономический смысл интеграции в рамках СНГ очевиден, начать работу в этом направлении необходимо", - заметил он. С этим, похоже, согласны все. Только никто пока не предложил моделей вывода СНГ из платежного кризиса, если не считать идеи ММВБ пригласить на очередное совещание лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Манделла, который считается "отцом евро". Хотят повнимательнее изучить опыт ЕС.
Таблица 1.
Список банков - ведущих операторов рынка ОКВ на ММВБ
УКРАИНСКАЯ ГРИВНА Место в списке Наименование банка 1 Металлинвестбанк 2 Мэжтопэнергобанк 3 Московский индустриальный банк 4 Газпромбанк 5 Кредитимпэксбанк
КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ Место в списке Наименование банка 1 Газпромбанк 2 Сбербанк РФ источник: ММВБ