Top.Mail.Ru
архив

Метод Примакова

МВФ сломался. Полгода Международный валютный фонд требовал от российского правительства программы действий, которая бы соответствовала сложности момента. Полгода Валютный фонд всячески подчеркивал свою аполитичность, и всякий раз, когда Мадлен Олбрайт и Евгений Примаков начинали говорить о размене ПРО на Косово, Мишель Камдессю указывал на нереальный российский бюджет. Полгода в ответ на прозрачные намеки Юрия Маслюкова и американского министра финансов Дэвида Рубина второй человек в МВФ Стенли Фишер изображал дипломатическую улыбку и напоминал об отсутствии банковской реформы. Как теперь выясняется, Валютный фонд все это время потратил впустую. После натовских бомбардировок Югославии и последовавшего за ними политического похолодания экономические аргументы потеряли всякий смысл. Когда по посольствам стреляют из бракованных гранатометов, споры об оптимальной величине профицита выглядят как-то странно.

Валютный фонд попросту загнали в угол. Не дать кредит российскому правительству в условиях балканской войны означало бы для Запада окончательно разорвать отношения с Россией.

Похоже, западные правительства (а отчасти и сам МВФ), испугавшись вполне возможного поворота России влево, решили подстраховаться. Их логика зиждется на том, что одобренная фондом программа российского правительства помешает Примакову увлечься социалистическими идеями. Расчет вроде бы правильный. Российское правительство зависит от денег МВФ: без них дефолт и последующий экономический кризис России обеспечены. Чтобы вовремя получать все транши кредита, нужно соблюдать все пункты совместной программы, основанной на жестком бюджете. А значит, России надо ограничивать зачеты, разбираться с естественными монополиями и уж ни в коем случае не включать печатный станок.

Однако подписание соглашения еще не означает его выполнения. Как показал опыт предыдущих российских правительств, совместная с МВФ программа не более чем протокол о намерениях, которому российское руководство вольно следовать или не следовать.

Примаков вполне способен повторить подвиги своих предшественников. Дело в том, что политические причины не позволят фонду отказать Примакову в очередном транше, если тот будет выполнять свои договоренности с фондом лишь в той мере, в какой ему это удобно. Оснований же для того, чтобы играть не по нотам МВФ, а руководствоваться своей собственной партитурой, у Примакова достаточно. Впереди выборы, и премьеру - кстати, одному из главных претендентов на президентский пост - вряд ли захочется в соответствии с пожеланиями МВФ сократить число бюджетников или реформировать социальную сферу. Не поднимется у него рука и на естественные монополии, которые остались последними спонсорами любой выборной кампании.

Зато, договорившись с Валютным фондом, Примаков получил серьезный политический козырь. Теперь его правительство не обвинишь в бездеятельности и уж тем более не отправишь в отставку просто так. Оно и впредь может не предпринимать никаких содержательных экономических шагов. Примаков снова создал себе комфортные условия для бездействия, и МВФ ему здесь не помеха. Более того, после отмашки Валютного фонда кабинет Примакова может смело начинать переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов о списании долгов. Складывается парадоксальная ситуация: ничего не делая, правительство получает вполне ощутимые результаты.

Подвести премьера под монастырь может лишь отечественная экономика - с ней договориться не удавалось еще никому. Налицо признаки нового витка кризиса: в феврале рост индекса цен предприятий опережал рост индекса потребительских цен. Величина денежной базы превысила показатели конца декабря - а они были рекордными. Это означает, что впереди рост инфляции и дальнейшее падение курса рубля. Ситуация требует решительных действий: чтобы оттянуть обострение кризиса, правительству и Центральному банку придется прибегнуть к административным мерам регулирования валютного рынка. Однако этим будет недоволен все тот же Валютный фонд, который о таких вещах с Примаковым не договаривался.

Рано или поздно правительству придется платить за бездействие. Нынешняя стратегия кабинета министров заключается в максимальном оттягивании сроков окончательных расчетов, а также в том, чтобы уговорить все заинтересованные стороны закрыть на это глаза. В России проходит уникальный эксперимент - экономические проблемы решаются сугубо политическими методами. Правда, срок эксперимента ограничен выборами, поскольку население в число заинтересованных сторон не входит.

Еще по теме