Top.Mail.Ru
архив

Много банков из ничего

Председатель Внешэкономбанка Андрей Костин оказался как никогда близок к осуществлению своей более чем пятилетней мечты – реорганизации ВЭБа, приведения его статуса к российским правовым нормам и превращения в мощный государственный банк, специализирующийся на внешнеэкономических и инвестиционных операциях. Правительство на прошлой неделе в целом одобрило концепцию реорганизации Внешэкономбанка СССР – уникальной организации, де-факто являющейся крупнейшим российским банком. Если все пойдет так, как предложили топ-менеджеры ВЭБа, то через какое-то время в стране появится банк, сопоставимый по капиталу со Сберегательным банком.

О реорганизации Внешэкономбанка как о приоритетной задаче Андрей Костин заговорил буквально на следующий день после назначения в ВЭБ осенью 1996 года. Однако до настоящего момента, по признанию г-на Костина, «… статус Внешэкономбанка СССР не полностью соответствует законодательству РФ… и банк осуществляет свою деятельность … в качестве кредитной организации, не являясь таковой по существующему банковскому законодательству».

Не останавливаясь подробно на истории ВЭБа, который с 1991 года не имеет банковской лицензии и является «специализированой организацией» (см. «Ко» № 9 от 12 марта 2001 года), заметим лишь, что Андрею Костину удалось-таки в 1997 году добиться специального разрешения совета директоров Банка России на проведение банковских операций. Но все его попытки провести полноценную реорганизацию неизменно сталкивались с целой кучей коммерческих и политических интересов. Однако сейчас вопрос о роли и месте Внешэкономбанка в российском финансовом секторе, похоже, уже просто перезрел.

Обсуждение судьбы ВЭБа стало своеобразной кульминацией споров о развитии банковской системы. Пока олигархи из РСПП громко дискутировали с руководством Банка России, правительство Михаила Касьянова спокойно подготовило базу для «оправительствования» – или применительно к нынешнему премьеру «окасьянивания» – банковского сектора. Вполне может случиться так, что как минимум три российских банка из первой двадцатки окажутся в непосредственном подчинении у правительства. Это Российский банк развития (на 1сентября 2001 года его капитал составил 4,8 млрд руб.), Россельхозбанк (2,9 млрд руб.) и создаваемый Внешэкономбанк РФ (по проекту собственный капитал составит не менее 60 млрд руб.). Плюс фактически государственные Сбербанк (правительственные чиновники намерены в ближайшее время заметно усилить свое влияние на его текущую деятельность, о чем заявил замминистра экономики Аркадий Дворкович), а также Внешторгбанк (возглавляемый недавним заместителем министра финансов), Газпромбанк и другая «мелочь».

Правда, у РБР – любимого детища премьер-министра – дела идут ни шатко ни валко. Денег там, конечно, хватает, но пока они используются без особого шума и пафоса. В основном РБР «заряжает» их в различные синдикации под маркой Доверительного и инвестиционного банка, который очень любит нынешний председатель правления РБР и бывший предправления ДИБ Татьяна Рыскина. Попытки Касьянова превратить РБР в действительно солидный банк пока заканчиваются ничем – начиная с того, что иностранные правительства не дают согласия на участие РБР как финансового агента в межправительственных соглашениях, и заканчивая патовой ситуацией, сложившейся вокруг банкротства Промстройбанка, чей имущественный комплекс планировалось использовать для работы РБР и по чьему адресу, кстати, последний зарегистрирован.

Ну а недавняя «схватка под ковром» за место председателя Россельхозбанка (см. «Ко» № 39 от 15 октября 2001 года) свидетельствует о том, каких подводных камней следует опасаться в процессе реорганизации Внешэкономбанка СССР. Не секрет, что, когда речь идет о государственной (то бишь ничьей) собственности, ключевым становится кадровый вопрос: кто этой собственностью будет распоряжаться? Андрей Костин сделал рискованный шаг. Если до сих пор председатель Внешэкономбанка назначался раз в три года указом президента (а снять главу банка не удалось даже менявшему всех «реваншисту» Примакову), то в результате реорганизации ВЭБа кресло председателя может оказаться в цепких премьерских руках.

Согласно одобренной на заседании правительства концепции Внешэкономбанк СССР должен передать собственно банковский бизнес в Росэксимбанк (карликовый госбанк, имеющий полноценную банковскую лицензию) с последующим преобразованием его во Внешэкономбанк России. Функции учета долгов и активов останутся во Внешэкономбанке СССР. Предполагается, что сначала Внешэкономбанк СССР выкупит дополнительную эмиссию «Росэксима», переименует его, переведет туда свой бизнес, а затем передаст акции нового банка правительству. По сути дела, то же самое произошло в 1991 году, когда весь бизнес перевели во вновь созданный Внешторгбанк РФ, а учет долгов и активов СССР оставили во Внешэкономбанке СССР. Похоже, государственные долги – такая волшебная штука, которая позволяет раз в десять лет создавать супербанки.

 

Одобренная сейчас правительством схема была бы хороша, если бы не жесткие реалии российского олигархо-бюрократического капитализма. Тем более что уже сейчас возникло много желающих ее подкорректировать. О скептической позиции председателя ЦБ Виктора Геращенко в вэбовском вопросе известно давно. Считается, что Геракла нейтрализовали обещанием приватизировать по его плану Внешторгбанк, продав для начала 20% акций Европейскому банку реконструкции и развития. Однако не факт, что Виктора Владимировича сильно радует альянс с ЕБРР, где работает его бывший заместитель и бывший глава ВТБ Дмитрий Тулин. Дело в том, что обстоятельства ухода Тулина из ВТБ едва ли добавили теплоты в его взаимоотношения с Геращенко. По сведениям «Ко», откровенно раздосадованный развитием событий вокруг ВЭБа и ВТБ председатель ЦБ публично выразил свое неудовольствие на совещании в Белом доме.

В ситуацию вокруг Внешэкономбанка еще на стадии утверждения концепции попытался вклиниться и глава Счетной палаты Сергей Степашин. Накануне заседания правительства он написал письмо Михаилу Касьянову, в котором просил в интересах экономической безопасности России отложить рассмотрение вопроса. Как утверждает г-н Степашин, проводимая Счетной палатой комплексная проверка Внешэкономбанка обещает такие результаты, которые могут существенным образом повлиять на ситуацию вокруг банка.

Источник в самой Счетной палате, впрочем, признался, что подавляющая часть того «жареного», на которое намекает Степашин, относится к людям, в ВЭБе уже не работающим. А сотрудник премьерского аппарата расценил письмо как «грубую и не слишком технично исполненную попытку повлиять на процесс».

Таких попыток, повторим, будет еще очень много. В самой концепции – масса возможностей все затормозить и переиначить. Так что слишком скорого появления правительственного супербанка ожидать не стоит. Борьба за Внешэкономбанк России только начинается.

Еще по теме