Мода на офлайн: российские бренды «захватывают» московские ТЦ
Российские бренды увеличили свое присутствие на торговых улицах Москвы. Если в прошлые годы в сегменте стрит-ритейла появлялось по 4-5 марок в год, то в этом году таких брендов уже 15. Еще одна тенденция — рост числа мультбрендовых дизайнерских универмагов, где кучно размещаются корнеры местных дизайнеров. Последних привлекает трафик торговых центров, покупателей — широкий ассортимент, а уход Instagram* для тех и других становится дополнительным аргументом.
Трехкратный рост
На торговых улицах столицы в этом году открылись 15 магазинов пятнадцати российских брендов. Со слов директора направления стрит-ритейла международной консалтинговой компании NF Group Ирины Козиной, данный показатель стал максимумом за всю историю статистики.
По данным РБК, локальные марки развиваются на фоне ухода зарубежных fashion-брендов. В прошлом году число новых марок было в 3-4 раза ниже.
В данный момент отечественные бренды активно ищут свободные помещения на торговых улицах Москвы. Причем те, кто, к примеру, годом ранее мог позволить себе только аренду шоурума на четвертом этаже в здании в переулке, теперь готовы рассмотреть площадки в центральных локациях. По словам Козиной, чаще арендаторов интересуют компактные помещения (площадью 100-200 квадратных метров), поэтому они готовы арендовать площадку вместе с другими брендами.
Новый концепт
Сегмент ритейла одним из первых ощущает на себе изменения в экономике, и в этом году ему пришлось непросто, констатируют игроки рынка недвижимости. Ранее, например, стало известно, что из-за ухода с рынка части игроков может уменьшиться число флагманских магазинов в реконструируемом здании Центрального телеграфа.
При этом нишу ушедших марок в России начинают активно заполнять местные бренды, рассказал «Компании» гендиректор консалтинговой компании Remain Дмитрий Клапша.
Например, в августе портал new-retail сообщал, что на месте Zara Home в «Афимолле» откроется мультибрендовый бутик «Слепая курица shoes». На месте Zara Men в этом же торговом центре появится итальянский магазин нижнего белья Tezenis и магазин товаров для дома BY, а вместо Zara и Zara Kids откроются магазины женской одежды российский брендов — Emka, 2MOOD, Mavelty и Charuel, писало издание.
Еще один тренд, на который обращает внимание Клапша — мультибрендовые дизайнерские универмаги для локальных брендов. «Сейчас набирает популярность история, когда небольшие российские мультибренды представлены на одной локации. Примером тому служит Trend Island в "Авиапарке", где на одной площадке размещаются отечественные дизайнеры-производители одежды. Что-то вроде "фудкорта", но в одежде. Бренды, которые там находятся, получают трафик — просто потому, что туда идут люди. А покупателей, в свою очередь, привлекает широкий ассортимент», — объясняет собеседник «Компании».
По его мнению, в дальнейшем такой формат будет набирать популярность, и площадки наподобие Trend Island будут открываться в новых местах.
Уход Instagram
Летом 2022-го владельцы российских одежных брендов рассказывали Forbes, что с февраля текущего года (момента начала российской спецоперации на Украине – прим. ред.) они фиксируют рост продаж. Тенденция наметилась на фоне ухода с рынка ряда игроков и поиска российским покупателем альтернативы им.
Гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс связывала возросший интерес к мультибрендовым дизайнерским универмагам (включая также Underline — интернет-магазин одежды и аксессуаров в ТЦ «Мега Теплый Стан» — прим. ред.) с тем, что они упрощают небольшим российским брендам выход на офлайн-рынок. У представителей малого бизнеса может не набираться ассортимента для полного магазина, но быть вполне достаточно для корнера. А тот факт, что владельцы таких площадок берут на себя организационные и административные вопросы, упрощает основателям марки жизнь, объясняла эксперт.
Рост числа заявок на размещение местных брендов в Maker (магазин одежды отечественных дизайнеров – прим. ред.) после начала спецоперации вырос примерно на 20%, рассказывала летом Елена Горина, основательница магазина. С ее слов, это связано в том числе с блокировкой Instagram, на площадках которого раньше размещались fashion-бренды. В условиях запрета на работу соцсети малые бренды приступили к поиску аудитории офлайн.
Что касается средних и крупных марок fashion-сегмента, то они смотрят в сторону развития собственной розницы. Арендодатели торговых центров на фоне ухода зарубежных игроков стали гибче, и могут предлагать локальным брендам более доступные условия аренды, рассказывал летом Николай Константинов, гендиректор универмагов Trend Island и основатель универмагов «Телеграф». И развитие стрит-ритейла — яркий тому пример.
*Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена. Продукты платформы — социальные сети Facebook и Instagram — также заблокированы и запрещены в России.