Top.Mail.Ru
архив

Москва без «москвичей»

Выступая на очередном заседании правительства Москвы, столичный мэр обвинил федеральное правительство в «преднамеренном банкротстве» предприятия «Москвич». По мнению г-на Лужкова, таким способом правительство старается добиться передачи предприятия иностранным инвесторам. Московские власти при этом уже неоднократно заявляли, что готовы сами выкупить завод и восстановить на нем производство, поскольку считают, что у города для этого есть все возможности. Баланс между желаниями и возможностями – извечная философская тема. Куда менее популярна, но не менее интересна все же тема целесообразности.

В мои студенческие годы по Москве ходила такая версия революционной песенной классики: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья. А зачем?» Вот и сейчас даже не о том, какое правительство – российское или московское – более симпатично гражданину и избирателю. По этому поводу давно выразился шекспировский персонаж Меркуцио, пожелав от всей души обоим домам одного и того же удовольствия. Собственно, и сам процесс смены собственника через банкротство поставлен ныне в России на конвейер и применяется так же просто, как прокладки на весь день или вечно задумчивый тефаль. В нашем случае, правда, есть одна особенность: с учетом того, что являют собой заинтересованные стороны, договориться, например, с арбитражным судьей о правильном решении будет все же несколько сложнее, чем это бывает в других случаях. Есть и еще одна особенность, которая касается собственно отечественной автомобильной промышленности. И состоит она в том, что качество производимых в России автомобилей не зависит не только от размеров инвестиций, но и от того, российские это капиталовложения или иностранные. Так что с этой точки зрения простые граждане могут и не разделять недовольства московского правительства (равно как и чувство удовлетворения правительства федерального). Заметим только, что опыт возрождения московскими властями другого автозавода – ЗИЛа включал в себя серьезный административный ресурс. Тогда практически все зависимые от московского правительства директора получили указание приобретать для своих хозяйств исключительно зиловские «Бычки». Остается только надеяться, что, когда отцы города говорят о своих возможностях возродить «Москвич», они имеют в виду что-то другое. Конечно, город, по которому будут сновать «Святогоры», «Князи Владимиры» и «Иваны Калиты», будет выглядеть весьма патриотично, но для изучения родной истории есть и другие, менее обременительные методы. Как бы там ни было, раз уж завод находится на территории Москвы, то любому новому собственнику «Москвича», несомненно, придется подружиться с городским руководством. Потребителю же совершенно все равно, кто владеет заводом, производящим выбранный им автомобиль. Потребителя прежде всего волнуют цена и качество машины. А эти характеристики, как уже отмечалось выше, в России пока от собственника не зависят. Хуже другое: они пока вообще ни от чего не зависят, поскольку вместо сколько-нибудь внятной концепция развития нашей автомобильной промышленности имеются лишь открытые и закрытые диалоги производителей и правительства, лоббистов и законодателей, а также бесконечные благодарственные монологи счастливых владельцев автомобилей. Тех самых, про которые можно сказать: он русский. И это все объясняет. Ведь и в самом деле мало кто откажется прокатиться на классном российском автомобиле. Да только где ж его взять? Так что будем беречь здоровье и не переживать о том, кто же в конце концов приобретет завод «Москвич».

Есть у этой истории и куда более важный аспект. Давайте вспомним, в какой еще крупной столице цивилизованного государства работают два огромных автомобильных завода. Не вспоминайте – нет такой столицы. Вот об этом бы побеспокоиться нашим дорогим правительствам, московскому и федеральному. И не только побеспокоиться, но и разработать программу по выводу из города обоих красавцев гигантов. Сегодня это отнюдь не градообразущие производства, от которых зависят экономика столицы и уровень занятости московского населения. Это огромные, неэффективно используемые площади с далеко не стерильным, малоприбыльным или убыточным производством. И это в городе с дефицитной и дорогостоящей землей и тяжелой экологией (150-е место по пригодности для жизни, согласно данным исследования фирмы William M. Mercer). Малоквалифицированный труд на конвейерной сборке – это далеко не самая перспективная для Москвы форма занятости. Два автозавода – просто странно для города европейского уровня. И не развивать в нем надо автомобильное производство, а выводить его из города.

Специальное пожелание. Поскольку Санкт-Петербург также является европейским городом (хотя и с большим политическим потенциалом), переводить заводы туда в качестве компенсации за недостающие столичные функции не надо.

Еще по теме