Top.Mail.Ru
архив

На грани

Самые покупаемые в мире внедорожники относятся к категории SUV (в переводе с «американского» – «автомобили спортивно-хозяйственного назначения»). Широту этого понятия помогают постичь крайности. Мы взяли «пограничные» для данного класса модели – ChevroletTahoe и LexusRX300. Совершенно непохожие автомобили тем не менее роднят две вещи: обе машины создавались под американские вкусы, а их российские цены сопоставимы (около $53 тыс.).

 

Гигантские размеры, дизайн, а также поведение на дороге ChevroletTahoe позволяют говорить о нем как о воплощении «настоящего американского автомобиля». Наиболее гармонично эта машина смотрится, конечно, на бескрайних просторах Техаса: американцы покупают этот гипертрофированный джип совсем не для преодоления круч и буераков, а для буксировки прицепа или дома-трейлера и для поездок в супермаркет. Очень, кстати, удобно – за одну «ходку» можно закупить продуктов для многодетной семьи на полгода вперед, благо полезный объем багажника позволят сделать это с легкостью.

Первая, вполне предсказуемая реакция людей, которые оказываются внутри Tahoe: «Автобус!!!» В машине с большим комфортом могут разместиться пятеро взрослых и двое подростков. Два дополнительных полноразмерных «детских» кресла располагаются в багажнике. В принципе на них могут устроиться и взрослые, но коленки при этом будут доставать до ушей. «Лишние» кресла несложно демонтировать – операция займет всего пару минут. Однако вряд ли с этой задачей справится женщина: каждое сиденье весит килограммов по пятнадцать, да и тащить их неудобно (нет ручки для переноски).

Впрочем, лично во мне ChevroletTahoeпробудил не «автобусные», а «корабельные» ассоциации. Самая «морская» деталь интерьера – руль. Он расположен вертикально, практически параллельно приборной доске. Центральная часть руля (там, где расположены сигнал и подушка безопасности) втянута глубоко внутрь. Да и своей формой он напоминает штурвал быстроходной океанской яхты.

Из-под «штурвала» торчит «кочерга» коробки передач. Конечно, пользоваться ею не так удобно (вернее, не так привычно), как «европейским» селектором АКПП. Зато «кочергу» очень удобно использовать как подпорку для руки, когда перебираешь радиостанции и настройки магнитолы. Рядом с левой ногой водителя расположилась педаль стояночного тормоза (чтобы нажать на него, коленку приходится задирать практически к подбородку). Между передними сиденьями встроен большой бокс, куда без труда влезет, например, кофр с фотоаппаратурой. Над зеркалом заднего вида разместился блок управления микроклиматом задней части салона. Огромные передние кожаные сиденья с шестью регулировками. Аудиосистема c девятью динамиками и возможностью подключения наушников для задних пассажиров... Все это типичные признаки американского автомобиля. Как и довольно простенькая пластмасса, которая применяется для отделки салона и приборной панели. Кстати, «европейская» версия ChevroletTahoe практически ничем не отличается от заокеанской. Изменены только настройки световых пучков фар, несколько иную конструкцию имеют подголовники, а в задних бамперах сделаны выштамповки под «длинные» номера. Ни настройка подвески, ни характеристики двигателя не менялись в угоду автомобилистам Старого Света.

 

Поплыли…

Ассоциации с океанской яхтой усиливаются, когда автомобиль трогается с места. Кочергу «автомата» перевожу в положение Drive. Нажимаю на педаль газа – двигатель откликается сытым рыком настоящей американской «восьмерки» объемом 5,3 литра. Немного жалко, что из-за отличной звукоизоляции до водителя доносятся лишь отголоски этой «песни». Машина слегка приседает на «корму» и устремляется вперед. «По морям, по волнам. Нынче здесь, завтра там». «Там» оказываешься довольно быстро – до 100 км/ч трехтонный Tahoe разгоняется менее чем за 10 секунд. Мощный разгон продолжается до 180 км/ч, когда включается электронный ограничитель подачи топлива. Аппетит двигателя под стать его объему – около 20 л/100 км.

Каждому, кто хоть раз прокатился на мощном катере, известно, что большие волны проще проходить на большой скорости. Катер в этом случае как бы плывет по гребню волны. Повадки Tahoe и в этом отношении практически не отличаются от поведения морской яхты. По разбитой проселочной дороге на нем гораздо комфортнее перемещаться со скоростью под 80 км/ч. Длинноходная подвеска не пропускает ни одного удара. А вот если начинаешь преодолевать кочки и ямы медленно, пассажиры рискуют испытать на себе сухопутный вариант морской болезни.

На прямой плохой дороге (на разбитом асфальте) гигантский джип демонстрирует идеальную плавность хода. Но перед входом в поворот лучше сбросить скорость. Тем более что мощнейшие тормоза позволяют без труда осадить машину. Руль у автомобиля очень легкий, не имеющий четкой обратной связи с колесами, а подвеска мягкая. Поэтому автомобиль не предназначен для гонок по извилистым дорогам и резких перестроений в городском потоке. Не забывайте также, что активная и частая езда по плохим дорогам на Tahoe может привести к дорогостоящему ремонту подвески. Ведь ее прочностные характеристики не настроены на постоянное использование в условиях offroad.

При резких стартах на скользкой дороге не избежать пробуксовки задних ведущих колес. Поэтому в гололед или дождь лучше выбрать полный привод. Кнопки управления режимами трансмиссии находятся слева от рулевой колонки. Их четыре: 2HI (задний привод); Auto 4WD (передние колеса подключаются автоматически с помощью многодискового сцепления при пробуксовке задних колес); 4HI (полный привод с принудительной блокировкой) – этот режим рекомендуется использовать только на снежной дороге или на тяжелом бездорожье, как и кнопку 4LO (блокированный полный привод и понижающий ряд в раздаточной коробке).

В принципе автомобиль очень пристойно ведет себя на бездорожье. Но лучше на нем не соваться в глубокую колею или в места, где Tahoe рискует сесть «на брюхо». В этом случае вызволить из плена такого гиганта не всякому трактору под силу.

Лонжеронная рама, зависимая задняя подвеска и большая масса, мешающие Chevrolet Tahoe достойно вести себя на асфальте, одновременно являются его достоинствами. При фронтальном столкновении рама поглощает около 25% энергии удара. Благодаря ей же Tahoe готов тащить прицеп полной массой до 3,5 т.

Tahoe оснащается системой Premium Ride. Она подкачивает масло в амортизаторы, что позволяет даже при полной нагрузке удерживать кузов в горизонтальном положении.

 

Производное от «люкс»

Марка Lexus появилась на свет в 1989 году – японская Toyota создала этот брэнд специально для покорения американского рынка. Имидж марки изначально был рассчитан на вкусы жителей Северной Америки: не случайно для автомобиля было выбрано имя Lexus (название, созвучное Luxus, то есть «люксовый»). Дома, в Японии, отдельные модели Lexus продаются как ToyotaAristo, ToyotaSoarer, ToyotaHarrier...

Стратегический расчет японцев оказался верным. В Штатах автомобили Lexus добились громкого успеха. Это произошло благодаря феноменальной надежности (американские дилеры нередко дают четырехгодичную гарантию на Lexus), роскошной комплектации и прекрасных ездовых качествах автомобиля (недаром его постоянно сравнивают с Mercedes). Одним из главных факторов успеха, однако, было и остается соотношение «цена – качество»: на американском рынке Lexus в среднем на 20 – 25% дешевле автомобилей с трехлучевой звездой на капоте.

Имидж, завоеванный автомобилем в Северной Америке, позволил марке успешно дебютировать и в Европе. В Старом Свете популярностью пользуется модель IS200 – компактный седан классической компоновки с двухлитровым шестицилиндровым мотором. А вот в России несомненным лидером являются внедорожники RX300 (по итогам прошлого года на них пришлось 70% продаж автомобилей Lexus).

 

Погружение в хай-тек

Для внедорожника LexusRX300 более чем элегантен. Дизайнеры преднамеренно отошли от традиционно сурового облика, присущего полноприводным машинам. Однако в нашей стране с ее специфическими автомобильными вкусами элегантность Lexus сослужила автомобилю плохую службу: народная молва прилепила к RX300 ярлык «женского автомобиля». Впрочем, тем, кому не хватает в облике Lexus мужественности, вполне могут произвести легкую косметическую операцию, прикупив «кенгурятник», дуги-подножки и другие аксессуары в стиле offroad.

Садиться в RX300 очень удобно. Не высоко (не испачкаешь полы плаща) и не низко (не надо «заныривать» в салон). Кресла и панели дверей доставшегося мне на тест автомобиля были отделаны черной кожей. Панель – сочетание черной пластмассы разной жесткости (сверху более податливая). Черный цвет очень удачно перекликается с «алюминиевыми» вставками, которые обрамляют центральную консоль. Это сочетание материалов и цветов напомнило мне отделку салонов Mercedes в исполнении Avant-garde (эх, и мне не удалось избежать сравнений!).

СалонRX300 можно назвать самым продвинутым среди серийных внедорожников – настоящий хай-тек! При повороте ключа в недрах черной «пустоты» приборной доски высвечиваются шкалы приборов. На дисплее в верхней части центральной консоли зажигается эмблема Lexus (затем она сменяется показаниями маршрутного компьютера, климатической установки, аудиосистемы и проч.). Центральная консоль как бы нависает над полом, из нее торчит рычаг автоматической коробки передач. Это создает дополнительное ощущение простора и освобождает место для подстаканников и выдвигающихся ящичков.

Устроиться удобно за рулем может человек любой комплекции. Сиденья имеют ненавязчивую, но ощутимую боковую поддержку (хотя по их внешнему виду этого и не скажешь). Задним пассажирам просторно, даже если кресла водителя и пассажира максимально отодвинуты: «лимузинный» простор обеспечивается за счет того, что сиденье разделено на половинки, которые могут двигаться вперед-назад на 120 мм.

 

«Полотер»-ударник

Большинство владельцев джипов редко ездят по собственно бездорожью. А потому производители внедорожников наделяют свои новые модели чертами, присущими обычным седанам и универсалам.

Создатели RX300 танцевали от обратного. Свой джип инженеры Lexus разрабатывали и строили на базе легкового автомобиля (ToyotaCamry). Именно поэтому за рулем этой машины не испытываешь никакого дискомфорта ни в плотном городском потоке, ни на ровном шоссе, ни даже на извилистой лесной дороге. Кстати, автомобиль обладает очень умеренным аппетитом: в городском режиме он потребляет около 13 л на 100 км, а в загородном режиме можно уложиться и в 11 л. Это рекордные показатели среди одноклассников.

Возможностей V-образного 6-цилиндрового двигателя объемом 3 литра (мощность 223 л.с.) хватает в любых режимах. Нельзя сказать что RX300 обладает спортивным характером, но мотор тем не менее динамично разгоняет машину со светофоров (до 100 км/ч за 8,9 с). Максимальная скорость ограничена электроникой – 180 км/ч. Двигатель позволяет уверенно совершать обгоны на высоких скоростях – «под педалью газа» всегда остается запас мощности. Крейсерская скорость машины 150 – 160 км/ч. Движение в таком режиме абсолютно комфортно. Машина идет как по рельсам (было бы где разогнаться), причем качество асфальта не имеет принципиального значения. На европейский рынок RX300 поставляется с более жесткими настройками амортизаторов, поэтому на пологих волнах автомобиль не «штормит», в поворотах кузов не кренится, а выбоины и трещины в асфальте преодолеваются комфортно.Любители плавной, но быстрой езды получат от RX300 все что хотели: Lexus всегда демонстрирует мягкие, но своевременные реакции. По управляемости внедорожник практически не отличается от обычных седанов, отлично «цепляясь» за асфальт благодаря независимой подвеске передних и задних колес.

А вот для скоростного движения по разбитому проселку машина не подходит: подвеску хоть и не пробивает, но тряска становится очень сильной, за руль не удержишься. Поэтому преодоление относительного бездорожья на RX300 требует вдумчивости и осведомленности о возможностях машины.

У RX300 постоянный привод на передние колеса, задние подключаются автоматически при пробуксовке передних. За дополнительную плату можно поставить задний дифференциал повышенного трения (устройство, повышающее проходимость автомобиля). А вот понижающей передачей (без нее сложно рассчитывать на преодоление мало-мальски серьезного снега или грязи) автомобиль не оснащается.

Lexus – первая в истории автомобилестроения марка (не модель, не модификация, а именно брэнд), созданная под вкусы конкретных потребителей – американцев, обладающих весьма специфическими автомобильными пристрастиями (см. выше раздел о Tahoe). Надо сказать, японские конструкторы попали в точку – Lexus весьма успешно продается по обе стороны Атлантического океана. Что же касается собственно RX300, то трех дней, проведенных за рулем этого внедорожника, было вполне достаточно, чтобы понять: этот автомобиль вполне достоин звания «эталонный паркетник».

Еще по теме