На грани мобилизационной экономики
Угроза новой балканской войны на время заслонила проблему, которая уже через месяц будет главной для России. Результатом авиационной «петли Примакова» может стать фактический провал переговоров российского правительства с Международным валютным фондом о предоставлении России спасительного кредита на рефинансирование долга.
Осознанно или нет, Примаков отказался от продолжения диалога с МВФ и Всемирным банком. Отказавшись от приземления в Вашингтоне, Евгений Примаков фактически вынес России приговор. А ведь всего за два дня до премьерского недолета политики и экономисты самых разных направлений весьма оптимистично оценивали перспективу получения денег от МВФ. Многообещающе звучали высказывания представителей администрации США, которые выражали свою готовность помочь Примакову в его переговорах с Валютным фондом.
Радикальный шаг премьера в одночасье разрушил плоды тяжелых многомесячных переговоров. Хотя пресс-служба правительства и сообщила о том, что в ближайшие дни состоится встреча Евгения Примакова с директором-распорядителем МВФ Мишелем Камдессю, вероятность получения кредита в ближайшие два-три месяца пока крайне мала.
Между тем уже в мае России предстоят крупные выплаты по долгам МВФ и Всемирному банку. Замминистра финансов Олег Вьюгин поспешил успокоить общественность, заявив, что деньги у государства есть и все апрельские и майские платежи будут проведены вовремя. Поверить чиновнику, однако, трудно. В бюджете денег на выплату этих долгов не предусмотрено. Остается последний источник - валютные резервы Центробанка. Однако ЦБ еще в прошлом месяце заявил, что платить за правительство он не в состоянии, поскольку резервов хватает только на что-то одно - или на поддержку рубля, или на выплату долгов.
Получается, что технический дефолт перед МВФ и Всемирным банком (то есть фактическая невыплата долгов без формального банкротства) почти неизбежен. Начинают сбываться самые мрачные прогнозы экспертов - из дефолта внутреннего Россия плавно входит во внешний. Она уже находится в состоянии технического дефолта по отношению к Лондонскому клубу кредиторов, объединяющему западные банки. Однако неплатеж Валютному фонду - это совсем другое. За всю историю существования МВФ только семь стран не платили ему по своим долгам - Ирак, Сомали, Афганистан, Югославия, Конго, Либерия и Судан. Присоединиться к этому «клубу» мировых финансовых маргиналов было бы честью весьма сомнительной.
Но, впрочем, и это еще не катастрофа, а лишь прелюдия к ней. Дело в том, что официальная процедура объявления технического банкротства формальным требует как минимум трех - пяти месяцев. При желании за это время можно многое успеть - например, срочно перевести переговоры с МВФ из политической в экономическую плоскость. Для этого Примакову необходимо представить международным финансовым организациям разумную экономическую программу, основанную на сбалансированном бюджете. Отказав и на этот раз, МВФ окажется в неловком положении - ведь чиновники Валютного фонда при каждом удобном случае подчеркивают свою аполитичность.
Однако перейти от политики к экономике будет очень сложно. Не желая ссориться с коммунистами и подчиненными, российский премьер максимально политизировал переговорный процесс. Примаков почти не сопротивлялся попыткам администрации США увязать предоставление кредита с решением вопросов по Косову и ПРО. Более того, он сам часто прибегал к помощи американских чиновников в воздействии на Валютный фонд, благо давить по политическим каналам бывший спецслужбист и министр иностранных дел умеет. Этого, к сожалению не скажешь о его способностях руководить правительством и разбираться в экономике. За полгода своего премьерства Примаков увяз в политических компромиссах. Его правительство неспособно разработать и тем более реализовать эффективную экономическую политику. И это главная причина отсутствия перспектив на переговорах с МВФ.
Можно только догадываться, на что правительство потратит ближайшие месяцы. Зато понятно, чем грозит России его бездействие. Если до августа Примаков не договорится о рефинансировании либо списании долгов, нашей стране будет объявлен и формальный суверенный дефолт. Это означает, что мировое финансовое сообщество отвернется от России. Рухнут котировки российских еврооблигаций, неплатежи по которым могут привести к массовым арестам счетов и собственности экспортеров и импортеров. В таких условиях любое правительство начинает переходить к мобилизационной экономике с ее жестким государственным контролем за внешней торговлей и финансовыми операциями. Накануне выборов лучшего подарка крайним политическим силам не придумаешь.
Такая экономическая модель как нельзя лучше подходит для начала новой «холодной войны» с Западом, которую провозгласила российская власть после бомбардировок Югославии. Та часть политической элиты России, которая пришла к власти после 17 августа, вольно или невольно затянула старую песню о главном - об интернациональном долге и государственной экономике.
Правда, куда вероятнее выглядит сценарий Конго, когда внешний дефолт привел к окончательному развалу государства. Развернуть российскую административную телегу в советское прошлое вряд ли удастся.