Top.Mail.Ru
архив

Над всей Испанией опять безоблачное небо

КОНФЛИКТ между представителями испанских и российских авиационных властей, который привел в конце марта к отмене ряда чартерных рейсов и стал причиной нервотрепки для нескольких тысяч российских граждан, отдыхавших на курортах Испании, похоже, исчерпан. По информации источника в российской делегации на переговорах, представители ФСВТ, МИД и других властных структур вылетели в Мадрид на день раньше запланированного срока и начали консультации с испанской стороной уже 12 апреля. Посольство Испании в России сообщило о том, что соглашение уже подписано. Впрочем, по данным "Ко", достигнутый компромисс - временный.

По словам руководителя ИС "Банко" Татьяны Чувилкиной, решение, принятое в ходе переговоров, полностью снимает проблемы туроператоров и туристических компаний в летнем сезоне 2000 года. По словам одного из представителей ФСВТ, во время предыдущего раунда переговоров испанцам был предложен следующий вариант: ФСВТ удовлетворяет все 84 поданные испанскими авиакомпаниями заявки на чартеры в 2000 году, а управление гражданской авиации минэкономики Испании - все 700 российских заявок. Тогда испанцы отказались. 13 апреля компромисс выглядел так: ФСВТ удовлетворяет все заявки испанских авиакомпаний, поданные до 1 июля 2000 года (сколько их будет - не имеет значения), а испанские власти делают то же самое в отношении российских чартерных компаний. Режим "открытое небо", на котором настаивали испанцы, будет действовать до 26 октября 2000 года, когда официально заканчивается летний сезон. К этому времени стороны должны подготовить новый пакет документов относительно воздушного сообщения между двумя странами.

Каким будет содержание этого документа, пока не известно. Пока "авиаотношения" Испании и России регулируются соглашением 1976 года, в котором назначенными перевозчиками были объявлены "Аэрофлот" и испанская Aviaco, и меморандумом 1980 года о чартерных перевозках. За 20 лет изменилось многое: например, Aviaco, потерявшую позиции на рынке, сменила авиакомпания Iberia, а затем и сама Iberia закрыла свои рейсы Москва -Мадрид. Кроме того, источник в туристических кругах сообщил "Ко", что существует еще один документ 1989 года, в котором якобы устанавливался режим, согласно которому российские чартеры автоматически получают разрешение летать в Испанию, а испанцы имеют некоторые преференции в трансазиатских полетах над территорией России. Подтвердить или опровергнуть эту информацию "Ко" не удалось. Но в любом случае пока нет ясности: будет ли новое соглашение касаться только чартерных перевозок (официальная версия испанской стороны) или же и регулярных рейсов (источник в российской делегации)?

Если речь идет о регулярных перевозках, то вопрос гораздо серьезнее, чем туристский скандал. В авиационных кругах уже несколько месяцев ожидают, что западные авиакомпании попытаются поменять условия для полетов в Россию и над Россией, снизив размеры так называемых роялти - выплат за аэронавигационное обслуживание, направляемых в "Аэрофлот" (глава "Трансаэро" Александр Плешаков в свое время оценивал их в $200 млн в год). У испанской национальной авиакомпании Iberia в октябре появится шанс для усиления позиций в альянсе oneworld - получить, например, права на бесплатные полеты над российской территорией. Интересно, что "застрельщик" скандала - испанская Futura входит в состав холдинга Aer Lingus, ирландской авиакомпании, являющейся участником альянса oneworld наряду с British Aiways и American Airlines. Возможно, история с чартерами и то, что за ней последует осенью 2000 года, - "пробный шар" западных авиационных альянсов, "прощупывающих" Россию.

Вероятно, русские туристы, застрявшие на Тенерифе, действительно пострадали за государственные интересы. Впрочем, их об этом забыли предупредить.

Еще по теме