Top.Mail.Ru
архив

Накопили жирок

Еще совсем недавно понятие «логистика» в России ассоциировалось исключительно транспортными перевозками. Теперь крупный бизнес готов признать, что с помощью науки об управлении потоками (именно так звучит одно из определений логистики) можно экономить огромные средства. Правда, для осуществления этой мечты надо купить готовое решение стоимостью в пару миллионов долларов.

 

На Западе логистические принципы управления бизнес-процессами активно используются уже более 20 лет. Данные Европейской ассоциации логистики свидетельствуют о том, что применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость продукции – на 30%, сократить объемы материально-технических запасов – на 30 – 70%.

В России наука об управлении потоками находится сейчас в стадии становления, когда под логистикой понимаются методы хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировка Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и на сбои в процессе распределения продукции. Эффективность работы оценивается величиной затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продаж.

Между тем, все могло бы обстоять иначе – у нашей страны в свое время был реальный шанс внедрить логистику в экономику. Для советских математиков, изучавших методы линейного программирования, принципы логистики не содержали никаких секретов. Достаточно вспомнить знаменитую задачку коммивояжера, в которой рассчитывался оптимальный маршрут движения некоего объекта. К тому же еще в 1970-е несколько советских НИИ активно занимались методологией хранения грузов. Институты обслуживали оборонную промышленность, и отечественные разработки успешно конкурировали с американскими технологиями, а иногда и превосходили их. Елена Павлова, и.о. директора департамента транспорта и логистики ОАО «РАМ» («Русский алюминий – менеджмент») говорит, что «эти самые методы и поныне успешно применяются на практике для оптимизации входных потоков сырья». Однако многие разработки в области логистики после развала Союза были попросту забыты, и все пришлось начинать практически с нуля.

 

Второе пришествие

Рынок логистических услуг можно условно разделить на пять секторов. В трех первых используются только основные принципы логистики, а в двух других реализуется собственно схема логистического управления корпорацией. К игрокам первого сектора можно отнести таможенно-транспортные компании, организующие доставку грузов морским, авиационным, железнодорожным или автомобильным транспортом. Во втором секторе действуют компании, занятые в сфере строительства и наполнения складских комплексов. Это достаточно рентабельный вид бизнеса, и данный сектор рынка уже сформировался и весьма консервативен. В третьем секторе представлены IT-компании, поставляющие инструментарий для реализации логистического управления бизнесом. В четвертом секторе работают консалтинговые компании, вплотную занятые разработкой стратегии внедрения логистического инструментария. Сейчас обрисовываются контуры еще одного сегмента – рынка готовых решений на основе синтеза методологии и современных информпродуктов. Причем готовые решения разрабатываются под конкретные виды бизнеса.

К сожалению, в России до сих пор к логистикам зачастую причисляют только тех, кто занимается товарными потоками – так называемых логистических провайдеров, то есть представителей транспортных компаний, оказывающих еще и услуги по растаможке.

Годовой оборот крупной универсальной компании, работающей в этом сегменте рынка, составляет порядка $10 млн, но таких компаний на российском рынке единицы. По словам заместителя председателя компании «Координационный совет логистики» Ырысбека Ташбаева, этот сегмент рынка отличается ярко выраженной отраслевой специализацией. Грамотно сформированный пакет заказов позволяет зарабатывать в год около $0,5 млн. Центральной фигурой при внедрении логистических систем является экспедитор, который, к примеру, при осуществлении экспортно-импортных перевозок через морские порты уже сегодня должен решать вопросы, связанные не только со сбытом, доставкой и информацией о прохождении груза, но и учитывать особенности работы таможни, налоговой инспекции, банков, страховых компаний и многочисленных инспекций (санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, радиационной, карантинной и др.).

Национальной особенностью этого сектора рынка логистики является необходимость в «особо тесных» контактах как с сотрудниками складов и представителями транспортного бизнеса, так и с таможенниками. Существует даже убеждение в том, что лучший логистик – это тот, у кого есть «прикормленный» таможенный терминал. Как замечает начальник отдела продаж компании «Элфор» Алексей Колесников, фискальная функция российской таможни заставляет экспедиторов постоянно взаимодействовать с брокерами, лоббируя свои заказы. Вдобавок ко всему, представителям таких компаний приходится искать компромиссы с МПС и другими госмонополиями. По словам Елены Безруковой из «Русской логистической службы», без создания нормальной конкуренции на железных дорогах работать там через пару лет будет невозможно. Чиновники МПС, кажется, делают все, чтобы сорвать графики поставок.

 

Купи себе экономию…

Впрочем, транспортные цепи являются всего лишь составной частью логистического процесса, переходным этапом к более высокому уровню решения поставленных задач.

По этой же причине нет смысла рассматривать логистику складского хранения.

Наиболее интересен сегмент информационных продуктов, особенно готовых решений для крупных корпораций. По словам Михаила Насонова, старшего менеджера департамента управленческого консультирования компании «Юникон/МС», множество компаний предлагают логистический инструментарий без привязки к определенной стратегии. Информационные продукты, поставляемые этими компаниями, являются либо калькой с западных аналогов, либо предназначены для определенных отраслей. Беда этих продуктов в том, что в отрыве от конкретной методологии они приносят мало пользы заказчику. Для внедрения подобных систем на производстве надо оптимизировать под информационную составляющую все процессы. Полный пакет логистических решений для крупного бизнеса на мировом рынке продвигают General Electric, IBM, Mercator. Эти же компании активно осваивают российские просторы. В частности, интересы GE в России представляет «Юникон/МС». В числе основных заказчиков подобных продуктов – сырьевые и технологические компании, однако все больший интерес к готовым информационным решениям проявляют телекоммуникационные компании, банки и дистрибуторские фирмы. Широкому продвижению этих продуктов в России мешает высокая себестоимость продуктов. Суммы контрактов в зависимости от величины корпорации составляют несколько миллионов долларов. А эффект от их внедрения ощущается через пару месяцев. «Экономия достигается за счет оптимизации документооборота и снижения издержек, – говорит Михаил Насонов. – Порой трудно объяснить заказчику, на чем именно он экономит. Ведь затраты на документооборот во многих российских компаниях просто не учитываются». А когда неясна смета расходов, очень трудно вычислить процент экономии. Правда, для логистических решений характерна наглядность. Например, счет-фактура до внедрения системы стоила 3 руб., а после стала стоить около 2 руб. По словам Михаила Насонова, «один из заказчиков –представитель средней по величине нефтяной компании, довольный эффектом от вложенных денег, заявил примерно следующее: наконец-то мы поняли, где у нас что находится, – в отличие от газовиков, которые знают, что у них что-то есть, но не могут сказать, где именно…».

Кстати, рынок логистики весьма интересен и для самих консалтинговых компаний, которых привлекают быстрая отдача, капиталоемкость, возможность замера показателей на всех этапах работы. Однако говорить о том, что прорыв в понимании логистики как эффективной системы снижения затрат и повышения эффективности бизнес-процессов уже произошел, еще рано. По мнению Ташбаева, у компаний, оказывающих логистические услуги в России, очень высок потенциал роста, но он сдерживается непрозрачной бухгалтерией и боязнью раскрыть свои карты перед конкурентами. Михаил Насонов считает, что развитие этого перспективного рынка зависит от степени информированности бизнес-сообщества. Чем больше проходит семинаров, чем чаще новинки логистики освещаются в специальной прессе, тем выше эффект. Между тем с прессой положение дел просто аховое. В Москве выходят три издания, освещающих проблемы логистики, но распространяются они только в столице. К тому же качество подачи материалов невысоко. Еще одним сдерживающим фактором может стать жесткий кадровый дефицит. «Если вдруг крупных проектов станет в три раза больше, специалистам-логистикам придется работать круглосуточно», – говорит Насонов.

Ко всему прочему, у нас в стране не очень много руководителей, готовых рискнуть миллионом долларов ради достижения поразительных результатов – хотя бы и через пару месяцев. Уволить ведь с работы могут и в течение дня…

Еще по теме