Наша EBITDA
Где взять деньги? Неожиданный ответ на этот вопрос прозвучал на конференция «Российский рынок розничной торговли». Среди докладчиков было несколько представителей западных финансовых институтов. Их выступления напоминали друг друга и сводились к одному: «Нам интересно кредитовать ритейл в России. Вам тоже нужны наши длинные деньги. Мы готовы давать кредиты в местной валюте. Welcome».
До недавнего времени российская розница предпочитала развиваться «на свои», привлекая под отдельные проекты банковские деньги. Причем для их получения, как правило, требовались либо наличие в банке хороших знакомых (как это получилось у основателя «Седьмого континента» Владимира Груздева, который в начале 1990-х, к счастью для себя, обнаружил таковых во Внешторгбанке), либо аффилированность. Тот же «Седьмой континент» впоследствии обслуживался в Собинбанке и МДМ-банке. «Перекресток» – в Альфа-банке. А Интерпромбанк финансировал создание оптово-розничного торгового центра «Москва» и торговых комплексов на «Пражской» и «Рижской».
По мере усиления конкуренции компаниям перестало хватать собственных и коротких заемных средств: сроки окупаемости магазинов значительно увеличились, многие ритейлеры пошли в более крупные, чем раньше, форматы торговли, начали работать с капиталоемкими региональными рынками и столбить место на будущее. В связи с этим вопрос о доступе к длинным деньгам на повестке дня любого сетевого торговца.
Российские банки не могут оказать рознице существенной помощи. По словам Павла Гурина, члена правления Raiffeisenbank, общие активы российских банков составляют лишь 30% ВВП, кредитный портфель – не более 15% ВВП (в других странах Восточной Европы оба показателя в два раза выше). Причем на долгосрочные кредиты приходится лишь 3% портфеля.
Конечно, ритейлеры могут привлечь средства на фондовом рынке, выпустив столь популярные сейчас рублевые облигации. Тем более что такие бумаги покупают не только банки, но и различные инвестиционные фонды, доступа к ресурсам которых розничные сети ранее не имели. Кроме того, ставки по облигационным займам ниже, чем по кредитам. Так, «Седьмой континент» разместил в сентябре прошлого года двухлетние облигации на 300 млн руб. при ставке купонного дохода 15% годовых. В то же время банки кредитуют, как правило, под 18%.
Не случайно организация облигационных выпусков, в том числе и для ритейлеров, становится предметом жесткой конкуренции между отечественными финансовыми институтами. (В этом плане весьма показательно, что бумаги «Седьмого континента» размещал Внешторгбанк, а не стратегический партнер сети МДМ-банк.) И все же розничные сети устремляют взоры на Запад, в сторону еще более дешевых ресурсов.
«В течение этого года мы откроемся в Санкт-Петербурге, – говорит Евгений Кабанов, вице-президент компании «Мир». – За два года мы должны занять 20% питерского рынка бытовой техники. Раньше мы развивались на собственные средства, но для бурного роста нужны долгосрочные кредиты. Скорее всего, западные». По словам Александра Самонова, генерального директора ТД «Копейка», раньше компания думала только об отечественном фондовом рынке, теперь же больше смотрит на Запад. И это при том, что среди акционеров «Копейки» числится ЮКОС и, по признанию самого Самонова, нефтяные деньги еще не израсходованы: просто 2003-й будет годом активных слияний и поглощений в ритейле.
«Практически все российские ритейлеры с нами говорили, – отмечает Ганс Христиан Якобсен, директор группы агробизнеса ЕБРР. – Но большинству из обращавшихся мы не сможем дать кредитов. У многих сетей, например, помещения в аренде. Есть много других сдерживающих факторов. В Польше мы потеряли много денег и теперь не хотим рисковать, давая кредит на семь – девять лет». Тем не менее ЕБРР прокредитовал в 1996 году развитие сети «Перекресток» (хотя большинство своих помещений она арендует), в декабре 2001 года стал крупным акционером «Пятерочки», кредитует и поставщиков IKEA. В течение этого года кредит может получить и питерская компания «Лента», успешно развивающая сеть cash & carry.
Путь русских розничных сетей к дешевым деньгам долог и тернист. «Несмотря на взаимный интерес, получить западные деньги слишком сложно, процедура долгая и серьезная», – считает Олег Сазонов, исполнительный директор розничной ассоциации АКОРТ. Западным банкам привычнее кредитовать западных же операторов. Логично предположить, что Citibank скорее будет финансировать российские проекты Wal-MartStores (если крупнейшая розничная компания осмелится прийти в Россию), нежели «Копейку» или «Перекресток». Захват доли рынка потребует даже от богатых иностранцев серьезных вложений. В этом году, например, появятся два новых «Ашана» – магазин в Марфине откроется в мае, договор о долгосрочной аренде с заводом им. Серго Орджоникидзе (рядом с метро «Ленинский проспект») подписан. Real («дочка» MetroAG) тоже получила два участка – в районе Братеево и на Сигнальном проезде. Решение по третьему участку – на Мосфильмовской – вот-вот примут.
Впрочем, наши не теряют надежды и, повышая свою инвестиционную привлекательность, усиленно считают маржу, доход с квадратного метра и EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации). Авось, повезет.