Top.Mail.Ru
архив

Последний передел

В ближайшие годы российский страховой рынок будет сформирован несколькими крупнейшими компаниями, которые сумеют хорошо приготовиться к обязательному страхованию автогражданской ответственности и начнут развивать рынок страхования жизни. 

Многие отечественные страховщики к разработке собственных стратегий привлекают консалтинговую фирму McKinsey. Партнер McKinsey & Company Ирина Швакман рассказывает, какие изменения ожидают страховой рынок.

 

«Ко»: Что будет способствовать росту российского страхового рынка?

Ирина Швакман: В течение последних двух-трех лет российский страховой рынок растет довольно быстрыми темпами, хотя и идет по «уникальному» пути. По официальной статистике, рост страховых премий составляет примерно 50% в год. Естественно, что эти цифры не отражают реальной картины происходящего: из $9 млрд страховых премий в год реальные выплаты составляют около $2 млрд. Остальные $7 млрд – это «схемы», связанные с уходом от налогов: «псевдожизнь», страхование юридических лиц (большая его часть) и ОМС. Последнее мы не считаем реальным страхованием, потому что в этом случае компании не несут никаких рисков, а просто проводят через себя деньги, это государственное обеспечение.

Дальнейшему росту рынка, будет, во-первых, способствовать сам рост ВВП. Можно также ожидать, что рынок будет «догонять» ВВП, в результате чего отношение суммы премий к ВВП приблизится к восточноевропейскому. Основными источниками роста рынка станут автострахование и страхование жизни, которые составляют у нас всего 17% от общих сборов по сравнению с 75 – 80% в Польше и Чехии. Поэтому введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОС АГО) и других обязательных видов страхования сможет стать еще одним фактором роста рынка. Через пять лет реальный рынок будет выглядеть совершенно по-другому: основными элементами его будут АГО и страхование жизни. Сегодня это 15%, а рост ожидается до 40% от всех собираемых премий.

Что же касается юридических лиц, то в России премии по этому виду страхования в значительной степени завышены: например, в Восточной Европе совершенно другое соотношение между премиями и убытками – примерно 80% и выше, в России же за последние годы убыточность, как нигде, падает. Многие компании страхуют объекты без каких-либо реальных рисков – просто для того, чтобы снизить налоги. В качестве курьезного примера эксперты приводят одну компанию, которая застраховала пруд от пожара.

«Ко»: Как повлияет на развитие страхового рынка либерализация доступа на него западных компаний?

И.Ш.: Существующие ограничения для западных компаний, скорее всего, не являются главным сдерживающим фактором для иностранных игроков. Сегодня они не считают наш рынок достаточно стабильным и привлекательным для себя. Как правило, они предпочитают выходить на национальные рынки через приобретение местных страховщиков, а российские компании находятся на слишком ранней стадии развития и недостаточно прозрачны. Вместе с тем у западных компаний сейчас и так много проблем, связанных с большими выплатами по наводнениям и террористическим актам. Также следует упомянуть и трудности, связанные с потерями в инвестиционных портфелях. Так что освоение российского рынка не является на данный момент для иностранцев приоритетом.

«Ко»: Страховщики убеждены в том, что при обсуждаемых тарифах ОС АГО не будет прибыльным, а вы считаете его важным фактором роста рынка – нет ли здесь противоречия?

И.Ш.: И при сегодняшних тарифах этот бизнес может быть прибыльным для тех игроков, которым удастся занять существенную долю рынка в наиболее привлекательных городах и регионах. Из-за достаточно высокой убыточности этого сектора именно масштаб охвата рынка будет играть первостепенную роль. Широкий охват необходим в первую очередь для того, чтобы окупить инвестиции в технологии, позволяющие построить высокоэффективный бэк-офис для урегулирования убытков и администрирования полисов. В противном случае при высоких расходах на ведение дел бизнес действительно может оказаться убыточным.

Второе необходимое условие прибыльности ОС АГО – диверсификация рискового портфеля: очевидно, что в ряде регионов его можно сделать вполне прибыльным. А в Москве или Санкт-Петербурге, где работает основная масса страховщиков, убыточность по ОС АГО будет существенно выше по отношению к премиям.

«Ко»: Иными словами, наличие разветвленной сети продаж и офисов по работе с убытками являются обязательными для компании, которая намерена заниматься ОС АГО?

И.Ш.: Да, желательно иметь хороший доступ к населению небольших административных центров и в особенности к проживающим в сельской местности.

«Ко»: Не приведет ли это к тому, что большие компании станут еще больше, захватывая регионы, а остальные просто не смогут поучаствовать в ОС АГО?

И.Ш.: Это вопрос стратегии. Сегодня даже у больших компаний агентская и филиальная сети недостаточно развиты для того, чтобы занять ощутимую долю рынка ОС АГО. И они не имеют никакого опыта работы в массовых видах страхования, в построении высокоэффективной операционной деятельности, что крайне необходимо. Пожалуй, единственным исключением является «Росгосстрах», который по историческим причинам уже сейчас работает с миллионами граждан и обладает разветвленной сетью.

По опыту других стран мы знаем, что рынок ОС АГО растет очень быстро: он формируется в течение первых же одного-полутора лет после введения закона. И к этому надо серьезно подготовиться. А именно – тем компаниям, у которых нет разветвленной сети, надо как можно быстрее построить «китайскую армию» агентов и направить их в те регионы, где бизнес будет наиболее прибыльным. До введения закона осталось совсем мало времени, но «армию» все же можно успеть построить.

У нас сейчас есть единственный шанс создать рынок: второй раз ОС АГО вводить уже не будут, и если автовладельцы привыкнут к несоблюдению закона сейчас, то это не случится никогда. Иными словами, есть только одна «пуля» – мы ее либо выстрелим, либо нет. А ведь ОС АГО – это большой рынок, который может быть весьма прибыльным.

«Ко»: Не ожидает ли нас в перспективе неизбежная монополизация страхового рынка?

И.Ш.: Это не монополизация. Скажем, в Польше и Чехии от трех до пяти компаний занимают порядка 80% рынка. И это естественно для бизнесов, где существует большая экономия на масштабах. Они конкурируют между собой, затрачивают большие средства на улучшение качества сервиса, на рекламу своих продуктов и т.д.

«Ко»: А что если ОС АГО все же окажется убыточным? Можно ли тогда выиграть на других видах страхования тех же клиентов?

И.Ш.: Ошибочно считать, что на обсуждаемых сейчас тарифах ОС АГО российские страховщики не смогут заработать. Заработают, и неплохо, если правильно отстроят бизнес-систему и сконцентрируют все усилия на приобретении клиентской базы в нужных точках.

Есть еще рынок автострахования КАСКО. Многие говорят, что на основе ОС АГО они смогут продать более прибыльные продукты. Действительно, на других рынках ведущие игроки в АГО имеют значительную долю в КАСКО. Но при этом продажи других продуктов, как правило, не увеличиваются. На восточноевропейских рынках КАСКО составляет от 7% до 15% всех полисов на рынке страхования автотранспорта. Таким образом, надо делать неубыточным именно ОС АГО, а КАСКО только кое-что добавит.

«Ко»: В странах Восточной Европы основными игроками на рынке «жизни» выступили именно западные компании, которые либо открыли там свои филиалы, либо купили местные компании. А насколько здесь можно проводить параллели с Россией?

И.Ш.: Мы признаем российскую специфику, но считаем, что сравнение с Восточной Европой и другими развивающимися рынками все же справедливо. Хотя в России, возможно, рост и не такой быстрый. С точки зрения макроэкономической ситуации уровни доходов и инфляции должны быть такими, чтобы население смогло воспринять идею долгосрочных сбережений. В Польше к 1994 году, когда там появились необходимые макроэкономические условия, некоторые страховщики сделали существенные инвестиции в построение агентской сети, которая специализировалась именно на продаже продуктов страхования жизни. Это были в основном иностранные компании, однако и местные – как, например, государственная компания PZU – весьма активно начали работать на рынке «жизни».

Но в России имеются и дополнительные сложности. Во-первых, в Польше население не сталкивалось с финансовыми кризисами, аналогичными тому, который был в России в 1998-м и существенно подорвал доверие наших граждан к финансовым продуктам и организациям. Во-вторых, особенности российской географии: такую огромную территорию охватить трудно. Однако основные клиенты для страхования жизни (по нашим оценкам, примерно миллион семей) сконцентрированы в 5 – 7 городах и могли бы заинтересоваться долгосрочными сбережениями.

«Ко»: Только участие этих граждан может дать ощутимый рост рынка страхования жизни?

И.Ш.: Мы оцениваем, что годовые сборы могут достигнуть порядка $600 млн в течение следующих пяти лет. И здесь крайне важно наличие правильного продукта, эффективной агентской сети. Последнее особенно важно, потому что основную массу решений по страхованию жизни люди принимают на основе личного общения с агентом. И здесь нужна не «китайская армия», а квалифицированные кадры.

Правильно отстроенный продукт будет, скорее всего, характеризоваться надежностью страховщика либо перестраховщика, индексированием в валюте и т.д., а также не слишком высокими (реальными) ставками доходности.

Сейчас люди вкладывают деньги, как правило, в недвижимость – им кажется, что это надежный актив, который можно оставить в наследство детям. Поэтому надо предложить им конкурентоспособный страховой продукт. Недвижимость, например, пять лет растет в цене, а следующие пять лет падает – во всяком случае, известно, что цены не могут постоянно расти на протяжении 20 лет. А страховой полис даст хотя и небольшой, но гарантированный доход.

Другой фактор развития страхования жизни – пенсионная реформа. Люди будут сами проявлять активность: теперь им самим придется отвечать за свою пенсию. В результате отношение к долгосрочным сбережениям станет положительным.

«Ко»: Считается, что в России нет возможности для инвестирования длинных денег.

И.Ш.: Это действительно большая проблема. В пенсионной реформе предусматриваются некие ограничения на виды активов, которые могут приобретаться распорядителем пенсионных денег – это госбумаги, корпоративные облигации и акции. Но этих бумаг явно недостаточно, чтобы в них можно было инвестировать все пенсионные средства. Однако приток дополнительных средств на фондовый рынок даст возможность еще большему числу компаний выпускать ценные бумаги. Пенсионная реформа во многих странах дала толчок к развитию местных рынков капитала.

Сейчас существуют ограничения, но можно было бы какую-то долю пенсионных активов инвестировать в иностранные ценные бумаги. На определенный период это поможет решить проблему, но со временем основная масса активов все равно будет инвестироваться в местный рынок. И это даст существенный приток долгосрочного капитала. Также ведется работа по формированию рынка ипотечных и других облигаций.

«Ко»: Тем не менее у российских страховщиков есть твердое мнение, что в долгосрочной перспективе рынок страхования будет отдан западным компаниям.

И.Ш.: Конечно, но только если российские компании сами его отдадут. Государство их не отдаст.

«Ко»: Сами компании не считают себя конкурентоспособными в этой области.

И.Ш.: Они вполне способны сформировать конкурентоспособный продукт и развить агентские сети. Они также способны придумать успешные брэнды. Но если российские компании не проявят активности, то рано или поздно придут другие и перехватят инициативу.

Если вернуться к примеру Польши, рынок «жизни» там поделен между четырьмя основными игроками: АVIVA (бывшая Commersial Union), ING, AIG и местная PZU. Эта местная компания сделала существенные инвестиции в построение агентской сети для продвижения продуктов страхования жизни.

Еще по теме